Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Толстоброва А.А.
и судей краевого суда Кузнецовой О.А., Процкой Т.В.
при секретаре Савиной Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите 2 октября 2013 г. дело по иску Саблина В. В. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда
по апелляционным жалобам представителей ответчиков
на решение Центрального районного суда г.Читы от 17 июля 2013 г., которым постановлено взыскать в пользу Саблина В. В. с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации денежную компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" руб., в остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи краевого суда Толстоброва А.А., выслушав объяснения представителя ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю Кмит Н.С. и представителя Министерства финансов Российской Федерации Высотиной Г.П., поддержавших доводы жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
20 мая 2013 г. Саблин В.В. обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее. В период с 24 декабря 2009 г. по 24 октября 2010 г. он содержался в бесчеловечных условиях в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю (далее - СИЗО), в связи с чем по фактам нарушения Российской Федерацией его прав, закрепленных в статьях 3, 13 Европейской Конвенции по правам человека, им подана жалоба в Европейский Суд по правам человека. 10 января 2012 г. в отношении Российской Федерации Европейским Судом вынесено пилотное постановление по жалобам на бесчеловечные условия содержания под стражей, в которое вошла и его жалоба. 19 февраля 2013 г. по его жалобе Европейским Судом вынесено окончательное решение, согласно которому за нарушение его прав, закрепленных в статье 3 Европейской Конвенции, на Российскую Федерацию возложена обязанность по денежной компенсации причиненного ему морального вреда в размере "данные изъяты" евро. В сентябре, октябре, декабре 2012 г. и январе, феврале 2013 г. он содержался в камере N318 СИЗО в условиях аналогичных условиям содержания в 2009 - 2010 годах, которые выражались в переполненности камеры, рассчитанной на 14 человек. На протяжении всего периода содержания в ней находилось более 20 человек, он был вынужден делить спальное место с другими лицами, не имел возможности нормально отдохнуть, выспаться и подготовить свою позицию для участия в судебных разбирательствах. Из-за переполненности камер в ночной период освещение в них не выключалось, ночным освещением и вентиляцией помещение камеры не оборудовано. В декабре 2012 г. и январе 2013 г. окна в ней завешивались покрывалом, поскольку в оконных рамах были большие щели, из-за чего они покрывались льдом и не преграждали доступ холодного воздуха в помещение с улицы. По этой причине, а также из-за наличия бетонного покрытия полов, в камере был постоянный холод и повышенная влажность. Помещение камеры было сильно закурено, каких-либо дезинфицирующих средств для обработки санузла администрацией учреждения не выдавалось, стирка постельного белья в банный день не производилась, питание было некачественным. Указывая, что администрацией СИЗО ненадлежащими условиями содержания создана угроза его здоровью и жизни, просил взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" руб.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов РФ Высотина Г.П., действующая на основании доверенности, выражает несогласие с решением суда и просит его отменить. Полагает присужденный к взысканию с ответчика размер компенсации морального вреда несоразмерным причиненным истцу физическим и нравственным страданиям, необоснованно завышенным, определенным без учета конкретных обстоятельств дела, личности истца и не соответствующим требованиям разумности и справедливости. Указывает на отсутствие в материалах дела доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями должностных лиц следственного изолятора и наступлением неблагоприятных последствий для истца в виде физических и нравственных страданиях, которые существенно сказались бы на его состоянии здоровья. По ее мнению, отраженные в иске факты ненадлежащего содержания в следственном изоляторе являются неизбежным уровнем страданий, присущих лишению свободы, и не могут расцениваться как моральный вред. Также указывает, что переполненность камер СИЗО является не связанным с неправомерными действиями сотрудников учреждения объективным обстоятельством, что безосновательно не учтено судом при вынесении решения.
В апелляционной жалобе и.о. начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю Луцкий С.В., действующий на основании прав по должности, считает решение суда незаконным и необоснованным. Указывает на недоказанность истцом факта причинения вреда, его размера, степени физических и нравственных страданий и причинно-следственной связи между причинением вреда и наступившими страданиями. Считает размер компенсации несоразмерным длительности установленного нарушения, а именно переполненности камеры, в которой содержался истец, также определенным без учета требований разумности и справедливости, на что в свою очередь указывают исследованные в судебном заседании сверочные (постовые) ведомости и справка о количестве находящегося совместно с истцом в камере в спорный период спецконтингента, из содержания которых усматривается, что в ней содержалось более 20 человек лишь в течение 4 дней при том, что истец находился в этой камере 63 дня, однако данные доказательства не учтены судом. Указывает, что освещенность камер в ночной период не является нарушением прав истца, поскольку данное обстоятельство регламентируется п.п.17.1 п.17 утвержденной приказом Минюста России от 03.11.2005 N204-ДСП Инструкции. Наличие повреждений оконных рам в спорный период, не подтверждается материалами дела и жалоб на низкую температуру в помещении камеры от содержащихся в ней лиц не поступало, что также не учтено в ходе судебного разбирательства. Поэтому просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы истец Саблин В.В. просит решение суда оставить без изменения, а жалобы ответчиков - без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции истец Саблин В.В. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется соответствующая расписка (л.д.134). В настоящее время отбывает наказание в виде лишения свободы и содержится под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю. На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и письменных возражений на них, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда по их доводам.
Разрешая спор и частично удовлетворяя требования Саблина В.В., суд обоснованно исходил из того, что ненадлежащие условия содержания в следственном изоляторе повлекли нарушение его личных неимущественных прав, и потому правомерно возложил обязанность по денежной компенсации причиненных ему физических и нравственных страданий на государство за счет средств казны Российской Федерации.
Данные выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, осужденный Саблин В.В. с 4 октября 2012 г. по февраль 2013 г. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю. С 4 декабря 2012 г. он содержался в камере N318, с 28 декабря 2012 г. администрацией учреждения перемещен в камеру N360, с 9 января по 27 марта 2013 г. содержался в камере N318 и 29 марта 2013 г. перемещен в камеру N338 СИЗО.
Согласно ст.3 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950 г. никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Статьей 2 Конституции РФ предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина в силу ст.18 Конституции РФ являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст.21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Положениями ст.23 Федерального закона от 15.07.1995 N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" установлено, что следственным изолятором уголовно-исполнительной системы подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, им предоставляется индивидуальное спальное место. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Материалами дела подтверждается, что в нарушение приведенных норм закона с сентября 2012 г. по февраль 2013 г. Саблин В.В. содержался в камере N318 СИЗО в ненадлежащих условиях, выражавшихся в переполненности рассчитанной на 14 мест камеры, в отсутствие вентиляции в помещении камеры, ее постоянной освещенности в ночное время, в пониженной температуре воздуха, в ненадлежащих санитарно-гигиенических условиях.
В силу ст.1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ч.2 ст.151 Гражданского кодекса РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии с ч.2 ст.1101 Гражданского кодекса РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Европейский Суд в своих постановлениях при рассмотрении аналогичных дел отмечал, что меры, лишающие лица свободы, часто могут содержать неизбежный элемент страдания и унижения. Тем не менее, государство должно обеспечить, чтобы лицо содержалось в условиях, совместимых с уважением его человеческого достоинства, чтобы способ и метод исполнения этой меры не подвергали его страданиям и трудностям, учитывая практические требования меры, связанной с лишением свободы, его здоровье и благополучие адекватно охранялось.
Независимо от причин нарушения прав осужденных государство - ответчик несет обязанность по организации своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы обеспечить уважение достоинства заключенных, какие бы финансовые или материально-технические затруднения не возникали.
Определяя денежную компенсацию морального вреда, подлежащую взысканию с ответчика в сумме "данные изъяты" руб., приведенные требования закона судом соблюдены.
Так, при определении размера компенсации суд учел характер и степень физических и нравственных страданий, причиненных Саблину В.В. ненадлежащими условиями содержания в камере N318 СИЗО, а именно ее переполненностью, нарушении санитарных норм и правил содержания заключенных, отсутствии приточно-вытяжной вентиляции, низким температурным режимом в помещении камеры в зимний период времени, отсутствием ночного освещения и дневным освещением камеры в ночное время, конкретные обстоятельства причинения вреда, а также требования закона о разумности и справедливости. Размер денежной компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу Саблина В.В., определен судом верно.
Доводы апелляционных жалоб о неверном отражении судом в решении присутствующего в судебном заседании представителя следственно изолятора не свидетельствуют об ошибочности выводов суда, приведенных в решении, и по смыслу ст.330 ГПК РФ не являются основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Довод жалоб о том, что определенный судом размер компенсации несоразмерен причинным истцу физическим и нравственным страданиям, необоснованно завышен, определен без учета конкретных обстоятельств дела, личности истца и не соответствует требованиям разумности и справедливости, коллегия находит несостоятельным, поскольку данные обстоятельства учтены судом при вынесении обжалуемого решения, о чем указано выше.
Ссылки в жалобе представителя Высотиной Г.П. на то, что отраженные в иске факты ненадлежащего содержания в СИЗО являются неизбежным уровнем страданий, присущих лишению свободы, и не могут расцениваться как моральный вред и что переполненность камер является не связанным с неправомерными действиями сотрудников учреждения объективным обстоятельством, не исключают обязанность государства компенсировать причиненные Саблину В.В. физические и нравственные страдания ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении.
Доводы жалобы представителя СИЗО о недоказанности переполненности камеры и ссылки на то, что в камере с истцом лишь в течение 4 дней содержалось более 20 человек, а Саблин В.В. находился в ней 63 дня, опровергаются материалами дела и не могут быть приняты во внимание как противоречащие положениями ст.23 Федерального закона от 15.07.1995 N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", согласно которым норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. Суточное изменение численности содержащегося в камере спецконтингента, на что имеется ссылка в жалобе представителя СИЗО, объективно не свидетельствует об отсутствии ее переполненности и соответствии условий содержания истца требованиям названной выше статьи.
Доводы жалобы представителя Луцкого С.В. о наличии вентиляции в помещении камеры, законности постоянного освещения помещения камеры в ночное время, недоказанности понижения температуры воздуха и отсутствия санитарно-гигиенических условий содержания являлись предметом исследования в суде первой инстанции и обоснованно по мотивам, приведенным в решении, оставлены без удовлетворения.
С учетом изложенного, суд полно и правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку и пришел к правильным выводам и частично удовлетворил иск Саблина В.В. Оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Читы от 17 июля 2013 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей ответчиков Министерства финансов РФ Высотиной Г.П. и и.о. начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю Луцкого С.В.- без удовлетворения.
Председательствующий: Толстобров А.А.
Судьи: Кузнецова О.А.
Процкая Т.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.