Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 24 сентября 2013 г. по делу N 33А-319/2013
ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Актаева Г.В., судей: Венедиктова С.В. и Попова Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Шумиловой Е.Л.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе военнослужащего войсковой части 1 майора Кутубаева Азата Ислямовича на решение Омского гарнизонного военного суда от 11 июня 2013 года, которым его заявление об оспаривании решения начальника ... отдела Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФГКУ "Центррегионжилье"), связанного с отказом в заключении договора социального найма на распределенное жилое помещение и снятием с учета нуждающихся в жилом помещении, оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад председателя судебного состава Актаева Г.В., окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Кутубаев, имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, находится в распоряжении начальника базы войсковой части 1.
При этом, Кутубаев в связи с увольнением с военной службы по организационно-штатным мероприятиям в октябре 1998 года, реализовал полученный им от Минобороны РФ государственный жилищный сертификат, приобретя жилое помещение, расположенное по адресу: город Омск, улица З ... , ... , кв. ... В августе 2000 года он продал названное жилое помещение.
В сентябре 2000 года Кутубаев вновь поступил на военную службу по контракту.
Решением жилищной комиссии войсковой части 2 от 11 сентября 2009 года Кутубаев признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
07 июля 2008 года между Муниципальным образованием городской округ города Омска Омской области и заявителем был заключен договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: город Омск, улица Р ... , ... , кв. ...
В феврале 2013 года Кутубаеву и членам его семьи соответствующим жилищным органом Министерства обороны РФ распределено жилое помещение, располагающееся в городе Санкт-Петербурге.
Решением заместителя начальника ... отдела ФГКУ "Центррегионжилье" N ** от 11 апреля 2013 года военнослужащему Кутубаеву отказано в заключении договора социального найма на распределенное ему по избранному месту жительства в городе Санкт-Петербурге жилое помещение.
Этим же решением должностного лица заявитель на основании пунктов 4 и 6 части 1 статьи 56 ЖК (в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти бюджетных средств на приобретение жилого помещения; в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решение вопроса о принятии на учет) снят с учета нуждающихся.
Полагая свои права нарушенными, Кутубаев обратился с заявлением в гарнизонный военный суд, в котором просил признать незаконным упомянутое решение начальника ... отдела ФГКУ "Центррегионжилье", обязав заинтересованное лицо восстановить его в списках нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.
Решением Омского гарнизонного военного суда от 11 июня 2013 года в удовлетворении требований Кутубаева было отказано.
Не соглашаясь с таким решением и полагая, что при его вынесении суд первой инстанции неправильно применил материальный закон и неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, заявитель просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование этого, ссылаясь на обстоятельства дела, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, судебную практику Верховного Суда Российской Федерации и решение суда первой инстанции, автор апелляционной жалобы утверждает о том, что обеспеченность жилыми помещениями по прежнему месту жительства не препятствует реализации военнослужащими права на получение жилья за счет средств федерального бюджета, поскольку занимаемые военнослужащими и членами их семей помещения подлежат сдаче Минобороны РФ, следовательно и учетные нормы не имеют никакого значения для постановки названных лиц на соответствующий учет.
Далее заявитель пишет, что предоставление силовым ведомством жилого помещения по месту службы военнослужащего не снимает обязанность по обеспечению последних жильем по избранному ими месту жительства в силу того, что выбор места постоянного жительства при увольнении с военной службы является специальным основанием для признания военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В заключение жалобы ее автор акцентирует внимание на том, что в настоящее время он, будучи обеспеченным по месту службы жильем, подлежит увольнению, однако избрал местом жительства иной регион Российской Федерации, в связи с чем оформил нотариально заверенное обязательство об освобождении занимаемого им жилого помещения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и обсудив их, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Отказывая Кутубаеву в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, вопреки мнению автора апелляционного обращения, верно истолковал действующее законодательство, регламентирующее порядок и условия обеспечения жильем военнослужащих.
Так, в соответствии с положениями статьи 40 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу статьи 59 и пункта "т" статьи 71 Конституции РФ, военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Закона, регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в статье 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 15 Закона определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определен положениями статьи 15 упомянутого выше закона, в то время как порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ регламентируется соответствующей Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации N 1280 от 30 сентября 2010 года, а лиц, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства - постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от 06 сентября 1998 года.
Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (например на дополнительную площадь и т.д.), так и дополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья.
Действительно, согласно пункту 14 статьи 15 Закона в случае обеспечения федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства, документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Из анализа положений статей 15 и 23 Закона следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны РФ по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном статьей 15 Закона, даже по истечении срока, предусмотренного статьей 53 ЖК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Кутубаев в 1998 году реализовал свои жилищные права посредством получения государственного жилищного сертификата от Министерства обороны, приобретя в собственность жилое помещение по адресу: город Омск, улица З ... , ... , кв. ...
14 августа 2000 года заявитель продал названное жилое помещение (л.д.39-40).
В июле 2008 года между Кутубаевым и Муниципальным образованием городской округ города Омска Омской области заключен договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: город Омск, улица Р ... , ... , кв. ... (л.д. 55-56,34, 67).
Решением жилищной комиссии войсковой части 2 от 11 сентября 2009 года Кутубаев признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (л.д.49).
В феврале 2013 года заявителю распределена квартира в городе Санкт-Петербурге, но решением от 11 апреля того же года начальника ... отдела ФГКУ "Центррегионжилье" военнослужащему отказано в заключении договора социального найма на указанное жилое помещение. Основанием для принятия такового решения должностным лицом явилось распоряжение по своему усмотрению заявителем жильем, полученным ранее от Минобороны РФ, и невозможность сдать это жилое помещение (л.д.8-9,36).
При таких данных, суд сделал правильный вывод о том, что военнослужащий распорядился полученным ранее от органа военного управления жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, а поэтому не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного статьей 53 ЖК РФ, в связи с чем, права Кутубаева не были нарушены, а оспариваемое решение должностного лица, связанное как с отказом в заключении договора социального найма на распределенное жилое помещение, так и со снятием с соответствующего учета нуждающихся является законным и обоснованным.
Указанные выводы гарнизонного военного суда мотивированы, подтверждены имеющимися в деле доказательствами, приведенными в решении, и оснований для признания их неправильными, не установлено.
Утверждения автора жалобы о том, что он готов сдать занимаемое им и его семьей на данный момент жилое помещение, на правильность приведенного вывода не влияют, поскольку Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и иные правовые акты о порядке прохождения военной службы не содержат правовых норм, которые возлагали бы на военное ведомство обязанность неоднократно обеспечивать жильем по договору социального найма военнослужащих, которые ранее уже обеспечивались жильем от соответствующего государственного органа и распорядились им в последствии по своему усмотрению, в том числе и лиц, возобновивших военно-служебные правоотношения.
Ссылка на решение Верховного Суда Российской Федерации N ВКПИ 07-30 от 20 июня 2007 года не может быть принята во внимание, так как это судебное постановление не является преюдициальным для настоящего гражданского дела.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование приведённого законодательства, которых придерживается заявитель в апелляционной жалобе, по вышеприведённым основаниям являются несостоятельными.
Нарушений норм гражданского процессуального закона, влекущих отмену оспоренного судебного постановления, из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Омского гарнизонного военного суда 11 июня 2013 года по заявлению Кутубаева Азата Ислямовича об оспаривании решения начальника ... отдела ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ" оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий Г.В. Актаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.