Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 04 октября 2013 г. по делу N 33А-352/2013
Западно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего - председателя судебного состава Актаева Г.В., судей Венедиктова С.В. и Войтко С.Н., при секретаре судебного заседания Лантух К.Е., с участием прокурора - военного прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа подполковника юстиции Клопоцкого С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Курлева Виктора Александровича на решение Красноярского гарнизонного военного суда от 19 июля 2013 года, которым частично удовлетворено его заявление об оспаривании действий командующего войсками Центрального военного округа, связанных с увольнением с военной службы, и начальника 3 отдела ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, выразившихся в снятии заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Венедиктова С.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебного постановления, доводы жалобы, а так же заключение прокурора, полагавшего необходимым судебное постановление оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Майор Курлев проходит военную службы с августа 1996 года, в том числе по контракту с 31 июля 1997 года. В настоящее время, по месту прохождения военной службы, в военном комиссариате ... , он обеспечен служебным жилым помещением по установленным нормам.
27 марта 2012 года решением начальника ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - Центррегионжилье) N ... Курлев принят на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и решением начальника 3 отдела Центррегионжилье (г. Красноярск) N ... от 15 апреля 2013 года ему по установленным нормам предоставлено в собственность жилое помещение по избранному месту жительства в г. N ... Этим же решением должностного лица он снят с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Приказом командующего войсками Центрального военного округа от 18 мая 2013 года N ... заявитель досрочно уволен с военной службы в запас на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с организационно-штатными мероприятиями).
Считая указанные действия названных должностных лиц неправомерными, 4 июля 2013 года Курлев в порядке главы 25 ГПК РФ обратился в Красноярский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором, после уточнения своих требований, просил признать незаконными действия командующего ЦВО, связанные с изданием приказа об увольнении с военной службы, обязав должностное лицо отменить данный приказ.
Кроме того, заявитель просил признать незаконными действия начальника 3 отдела Центррегионжилье по его снятию с учета нуждающихся в жилом помещении и обязать восстановить на соответствующем жилищном учете.
Суд первой инстанции 19 июля 2013 года требования Курлева удовлетворил частично. Оспариваемое решение начальника 3 отдела Центррегионжилье, связанное со снятием заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях, признано незаконным и на данное должностное лицо возложена обязанность восстановить его в списках соответствующего учета. В удовлетворении остальных требований заявителю отказано.
Не соглашаясь с судебным постановлением, Курлев подал жалобу, в которой, указывая на неправомерность решения, просит его отменить и принять новое о полном удовлетворении его требований.
В обоснование своей позиции автор апелляционной жалобы, анализируя отдельные положения статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", приказа Министра обороны N 1280 от 30 сентября 2010 года и обстоятельства настоящего спора, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что в период службы он, с тремя членами семьи, обеспечен не служебным жилым помещением в виде отдельной квартиры, а жилым помещением в общежитии, площадь которого составляет 68, 3 кв.м. и не соответствует установленным нормам. Право собственности на жилое помещение по избранному месту жительства в г. N. так же не оформлено, ввиду отказа регистрирующего органа, со ссылкой на неправильность оформления необходимых документов Минобороны РФ.
С учетом изложенного заявитель приходит к выводу о его необеспеченности на момент увольнения с военной службы жильем и невозможностью, в связи с этим, такого увольнения.
В возражениях на данную апелляционную жалобу ВрИО начальник 3 отдела Центррегионжилье, анализируя положения действующего законодательства и материалы дела, выражает несогласие с принятым судебным постановлением в части возложения на него обязанности по восстановлению заявителя в списках учета нуждающихся в получении жилья, в связи с тем, что возложенные на жилищный орган функции и задачи по обеспечению Курлева жилым помещением для постоянного проживания в избранном месте жительства выполнены в полном объеме.
Далее, в указанных возражениях отмечается, что во исполнение решения суда первой инстанции заявитель, обеспеченный служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы и постоянным жильем по избранному после увольнения месту жительства, подлежит необоснованной постановке на соответствующий учет вновь. В связи с чем, просит оспариваемое судебное постановление проверить в полном объеме и отменить.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела и возражения на апелляционную жалобу, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Суд первой инстанции, проанализировав имеющиеся в деле доказательства и сопоставив их с требованиями действующего законодательства, пришел к правильному выводу о том, что действия командующего войсками ЦВО, связанные с изданием приказа о досрочном увольнении с военной службы Курлева, не нарушают прав военнослужащего.
Как верно указано в решении, положения части 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусматривают, что военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями.
При этом названным лицам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства.
Вместе с тем, часть 1 статьи 23 анализируемого Закона предусматривает запрет, согласно которому военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Как усматривается из материалов дела, 20 июня 2001 года Курлев назначен на воинскую должность после получения высшего профессионального образования в военной образовательной организации и получения в связи с этим офицерского воинского звания. Общая продолжительность его военной службы на настоящее время, начиная с 1 августа 1996 года, составляет более 16 лет .
19 августа 2011 года Курлев, с тремя членами семьи, обеспечен служебным жилым помещением (общей площадью 68.3 квадратных метров) по месту прохождения военной службы в Красноярском гарнизоне, о чем свидетельствует исследованный в ходе судебного разбирательства договор .
При таких обстоятельствах, принятое решение о законности действий командующего войсками ЦВО, связанных с досрочным увольнением заявителя с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, вопреки доводам апелляционной жалобы, являлось законным и обоснованным, поскольку заявитель, подлежащий обеспечению на весь период военной службы служебными жилыми помещениями, изъявив желание получить жилье в собственность не по месту дислокации воинской части, не состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы.
Изложенное согласуется с требованиями пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы.
При этом, утверждения автора жалобы о том, что он с членами семьи обеспечен жилым помещением в общежитии, общая площадь которого менее установленной статьей 15.1 ФЗ "О статусе военнослужащих" нормы предоставления, являются несостоятельными, так как, как указывалось выше, он относится к категории военнослужащих, которые на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. При этом статьями 93 и 94 названного Кодекса предусмотрено, что как служебные жилые помещения, так и жилые помещения в общежитиях предоставляются для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти и на период трудовой деятельности.
С учетом изложенного, окружной военный суд приходит к выводу о том, что предоставление Министерством обороны РФ заявителю и членам его семьи, жилья в виде изолированный квартиры (комнаты) в общежитии никоим образом не свидетельствует о нарушении его жилищных прав.
При этом, ссылки Курлева о том, что общая площадь занимаемого им жилого помещения не соответствует норме предоставления, установленной Федеральным законом "О статусе военнослужащих", не влияют на правильность оспариваемого судебного постановления, так как норма предоставления жилой площади и норма фактической обеспеченности жильем для постановки на соответствующий учет, не являются тождественными.
Поэтому, принимая о внимание тот факт, что Курлев, подписав договор найма жилого помещения, согласился с предоставляемым ему служебным жильем, общая площадь которого менее установленной нормы предоставления, но не ниже нормы обеспеченности жилой площадью на одного человека, установленной в городе Красноярске (12 квадратных метров), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несостоятельности утверждений заявителя о его необеспеченности жилым помещением по установленным нормам по месту службы.
Вместе с тем, окружной военный суд полагает подлежащим изменению состоявшееся судебное решение в части признания незаконными действий начальника 3 отдела Центррегионжилья, связанных со снятием заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях, а также возложении на указанное должностное лицо обязанности по его восстановлению на соответствующем учете, по следующим основаниям.
Так, согласно части 3 статья 299 ГК РФ, право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным данным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Кроме того, из содержания абзаца двенадцатого части 1 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" видно, что порядок признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством РФ.
В свою очередь, согласно Правилам предоставления военнослужащим - гражданам РФ, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденным постановлением Правительства РФ N 512 от 29 июня 2011 года (далее - Правила), на жилые помещения до их предоставления в собственность бесплатно должно быть оформлено в установленном порядке право собственности РФ. При этом, решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному военнослужащими постоянному месту жительства должны приниматься федеральными органами, выписки из таких решений должны выдаваться (направляться) военнослужащим или членам их семей в порядке, устанавливаемом федеральными органами. Такие выписки являются основанием для государственной регистрации прекращения права собственности РФ и возникновения права собственности военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) или членов их семей на предоставленные жилые помещения.
При передаче таких жилых помещений военнослужащим или членам их семей подписывается акт приема - передачи жилого помещения в соответствующем порядке и в установленной форме.
В то же время, в соответствии с пунктом 8 Порядка принятия решения о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, утвержденного приказом Министра обороны РФ N 1850 от 13 октября 2011 года, получение военнослужащим выписки из решения уполномоченного жилищного органа о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно и акта приема-передачи названного жилого помещения является основанием для снятия лиц с соответствующего учета нуждающихся.
Как следует из материалов дела, копия решения уполномоченного органа о предоставлении жилого помещения в собственность N ... от 15 апреля 2013 года Курлевым получена в тот же день. Кроме того, в этот же день военнослужащим и представителем собственника жилья - заместителем начальника 3 отдела Центррегионжилье подписан акт приема-передачи жилого помещения, расположенного по адресу: город N., поселок N., улица N., дом N. корпус N. квартира N. .
Из изложенного выше следует, что заявитель, получив названные документы, подлежал снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение в части признания незаконным решения начальника 3 отдела Центррегионжилье о снятии заявителя с соответствующего учета нуждающихся и возложении на указанное должностное лицо обязанности восстановить его на таком учете подлежит отмене на основании пунктов 3 и 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ, поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неправильном толковании и применении норм материального права. В связи с чем, согласно пункту 2 части 1 статьи 328 этого же кодекса, окружной военный суд полагает необходимым принять по делу в этой части новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления Курлева об оспаривании действий начальника жилищного органа, снявшего его с учета нуждающихся.
Приходя к обозначенному выводу, суд апелляционной инстанции исходит из того, что государство в лице Министерства обороны РФ и 3 отдела Центррегионжилья (г. Красноярск) выполнило все возложенные на них законодательством обязанности для безвозмездного предоставления заявителю жилого помещения по избранному им постоянному месту жительства.
При этом причины, по которым заявитель не может оформить право собственности на полученное жилье, не свидетельствуют о каких-либо нарушениях прав последнего со стороны жилищного органа МО РФ и находятся за рамками настоящего гражданского спора.
Более того, Курлев, реализуя свои права в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ вправе обратиться за защитой своих нарушенных прав и законных интересов в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, окружной военный суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Красноярского гарнизонного военного суда от 19 июля 2013 года по заявлению Курлева В.А. об оспаривании действий командующего войсками Центрального военного округа, связанных с увольнением с военной службы и начальника 3 отдела ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, выразившихся в его снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, - изменить.
Курлеву В.А. в удовлетворении требований о признании незаконными действий начальника 3 отдела ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, связанных со снятием его с учета нуждающихся в жилых помещениях и восстановлении на соответствующем учете, - отказать.
В остальной части оставить решение без изменения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда С.В. Венедиктов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.