Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 04 октября 2013 г. по делу N 33А-351/2013
Западно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего - председателя судебного состава Лебедева А.Г., судей Дубова Ю.А. и Тарабакина А.В., при секретаре судебного заседания Шумиловой Е.Л., рассмотрел апелляционную жалобу заявителя Сутина А.С. на решение Красноярского гарнизонного военного суда от 16 июля 2013 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего войсковой части ... подполковника Сутина Андрея Станиславовича об оспаривании решения начальника 3 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России (далее - 3 отдел ФГКУ "Центррегионжилье") об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Дубова Ю.А. окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Сутин проходит военную службу по контракту, заключенному до 1 января 1998 года, находясь в распоряжении военного комиссара ...
В 1992 году Сутину на состав семьи из 3 человек (супруга, сын) Минобороны России по месту прохождения военной службы в городе N. Оренбургской области на условиях социального найма предоставлено жилое помещение, соответствующее нормам предоставления и иным требованиям.
В 2003 году заявитель расторгнул брак с гражданкой Е., а вышеуказанное жилое помещение оставил членам бывшей семьи, выехав из него и снявшись с регистрационного учета по названному адресу.
Решением от 10 июня 2004 года Сутин обратился в N-ский городской суд Оренбургской области с иском о разделе квартиры, в удовлетворении которого ему отказано.
В июле 2004 года Сутин заключил брак с гражданкой Ш. и обратился с заявлением в 3 отдел ФГКУ "Центррегионжилье" о принятии его на жилищный учет.
Решением руководителя названного жилищного органа N *** от 3 июня 2013 года Сутину в принятии на учет отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ в связи с представлением документов, которые не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Не соглашаясь с указанным решением, Сутин обратился в Красноярский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать названное решение должностного лица незаконным и обязать последнего это решение отменить и поставить его на жилищный учет.
Решением указанного суда от 16 июля 2013 года в удовлетворении заявленных требований Сутину отказано.
В апелляционной жалобе заявитель данное судебное решение считает незаконным и, ссылаясь на то, что суд исследовал обстоятельства дела ненадлежащим образом, просит его отменить и принять по делу новое.
В обоснование этого, приводя в жалобе нормы жилищного законодательства, Федерального закона "О статусе военнослужащих" и анализируя обстоятельства дела, Сутин приводит доводы, которые в своей совокупности сводятся к тому, что в настоящее время он нуждается в улучшении жилищных условий, так как жилым помещением не обеспечен.
При этом Сутин утверждает, что поскольку сдать в установленном порядке ранее предоставленное жилое помещение в городе N. не представляется возможным, при решении вопроса о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, с учетом его доли в данной квартире, должны применяться положения законодательства об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения военнослужащим, чего гарнизонный военный суд не сделал.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав представленные материалы дела в предусмотренных ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ пределах, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Разрешая спор, гарнизонный военный суд, надлежащим образом исследовав собранные доказательства, пришел к правильному выводу о том, что решение начальника 3 отдела ФГКУ "Центррегионжилье" N *** от 3 июня 2013 года, прав заявителя не нарушает и принято в соответствии с действующим законодательством.
Вывод суда первой инстанции, что Сутин, выехав из предоставленного ему жилого помещения и не сдавшего его установленным порядком, правом на повторное обеспечение жилым помещением от военного ведомства не обладает, в том числе и по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ, является обоснованным.
По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции РФ, военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определен положениями ст. 15 упомянутого выше закона, в то время как порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ регламентируется соответствующей Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации N 1280 от 30 сентября 2010 года, п. 17 которой установлено обязательное требование военнослужащему предоставлять сведения (справки) о сдаче ранее выделенного жилого помещения.
Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (например на дополнительную площадь и т.д.), так и дополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья.
Действительно, согласно п. 14 ст. 15 Закона в случае обеспечения федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства, документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Из анализа положений ст. 15 и 23 Закона следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны РФ по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном статьей 15 Закона, даже по истечении срока, предусмотренного статьей 53 ЖК РФ.
Оценивая довод апелляционного обращения о необходимости применения при решении вопроса о постановке Сутина на соответствующий учет положений законодательства об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения военнослужащим, с учетом его доли в жилом помещении в городе N., то окружной военный суд находит его несостоятельным, поскольку для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении данные нормы должны применяться в совокупности с иными законодательными и другими нормативными актами о порядке прохождения военной службы и статусе военнослужащих.
Действующее жилищное законодательство и законодательство о статусе военнослужащих не содержит правовых норм, которые возлагали бы на военное ведомство обязанность неоднократно обеспечивать жильем по договору социального найма военнослужащих, которые расторгли брак, и жилые помещения оставили членам бывшей семьи, не сдав их органам военного управления, даже в случае установления в последующем факта их необеспеченности жильем по установленным нормам.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения гарнизонного военного суда не имеется, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Красноярского гарнизонного военного суда от 16 июля 2013 года по гражданскому делу по заявлению Сутина Андрея Станиславовича об оспаривании решения начальника 3 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда Ю.А. Дубов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.