Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Мухаметзяновой Н.И.,
судей: Леонтьевой И.В., Чупрыной С.Н.,
при секретаре: Макаровой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Зубрицкого И.И. к Комитету социального обеспечения Курской области, Комитету ЖКХ и ТЭК Курской области о признании права на получение вне очереди жилого помещения и предоставлении жилого помещения,
поступившее по апелляционной жалобе истца Зубрицкого И.И. на решение Промышленного районного суда г. Курска от 08 августа 2013 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении иска.
Определением Промышленного суда г. Курска от 30.08.2013г. исправлены описки в мотивировочной части обжалуемого решения.
Заслушав доклад судьи Чупрыной С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зубрицкий И.И. обратился в суд с иском к Комитету социального обеспечения Курской области, Комитету жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области, уточнив который, просил признать его нуждающимся в получении жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать Комитет социального обеспечения Курской области приобрести ему вне очереди жилое помещение не менее установленной нормы за счёт средств бюджета Курской области; обязать Комитет ЖКХ и ТЭК Курской области заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения, мотивируя тем, что он относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать решением " ... " народного суда " ... " от 27.06.1983г. была лишена родительских прав, отца он никогда не видел. С июля 1983г. находился на воспитании в детских домах " ... ", с 1991г. до 1994г. обучался в " ... " училище N, в 1994г. был призван на службу в Вооружённые Силы РФ. В 1997г. переехал в г. Курск, где до 2000 года обучался в Библейской школе и проживал в общежитии при церкви. В уполномоченные органы по вопросу обеспечения жильём до достижения возраста 23 лет не обращался по причине отсутствия до 2000 года регистрации по месту жительства. Полагает, что в результате бездействия администрации " ... " детского дома " ... ", не проинформировавшей органы местного самоуправления о предстоящем выпуске детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющих жилья, нарушено его право на обеспечение жилым помещением. С 2000г. он зарегистрирован по постоянному месту жительства по адресу: "адрес", где на основании договора найма жилого помещения от 01.06.2012г. занимает одну комнату в трехкомнатной квартире, своего жилья не имеет, в связи с чем нуждается в жилом помещении.
Судом постановлено вышеуказанное решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе истец Зубрицкий И.И. просит решение суда отменить как незаконное, принять новое решение, которым его требования удовлетворить, мотивируя тем, что у него, как лица, нуждающегося в жилом помещении, на основании норм ЖК РФ и ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем достижение им 23-летнего возраста не может являться основанием для лишения его гарантированного и не реализованного права на внеочередное предоставление жилья и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истца Зубрицкого И.И., представителей ответчиков: Комитета социального обеспечения Курской области, Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области, извещённых о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших о причинах своей неявки и не заявивших ходатайств об отложении слушания дела. Истец Зубрицкий И.И. доверил представлять его интересы адвокату Гуторовой Л.А.
Поскольку ответчиками и третьим лицом решение суда не обжаловано, на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе истца.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца Зубрицкого И.И. - Гуторовой Л.А., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения представителя третьего лица - Администрации Курской области, Жирова Е.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Из ч. 1 ст. 57 ЖК РФ следует, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013г.) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996г. N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012г. N 15-ФЗ - 01.01.2013г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных норм закона следует, что одним из условий предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма до 01.01.2013г. являлось нахождение этих лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012г. N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" статья 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в новой редакции, согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Названая норма закона в новой редакции, вступившая в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Положения п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ с 1 января 2013 года утратили силу.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ (введена в действие с 01.01.2013г.), предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На территории Курской области вопрос, связанный с обеспечением жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц указанной выше категории граждан регулируется Законом Курской области от 28.12.2007г. N 139-ЗКО "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Курской области", Законом Курской области от 17.12.2012г. N 136-ЗКО "О порядке формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений", а также Законом Курской области от 13.06.2007г. N 59-ЗКО "О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской области".
Судом установлено, что истец родился ДД.ММ.ГГГГ в "адрес". Его мать " ... " решением " ... " народного суда " ... " от 27.06.1983г. лишена родительских прав, отец " ... " с семьёй не проживал, умер ДД.ММ.ГГГГ После лишения матери родительских прав истец воспитывался в " ... " детском доме " ... "; с 01.09.1991г. по 02.06.1994г. обучался в ПТУ N; в период с 04.07.1994г. по 27.12.1995г. проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах РФ. В 1997г. приехал в г. Курск, где обучался в Курской Библейской школе и проживал в общежитии при церкви " ... ". С 11.08.2000г. зарегистрирован по адресу: "адрес", собственного жилья на территории г. Курска и Курской области, а также на территории Кировской области не имеет, на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении в органах местного самоуправления не состоит, с заявлением о постановке на учёт в данном качестве по месту жительства до достижения возраста 23 лет не обращался.
Данные обстоятельства подтверждаются копиями свидетельства о рождении и паспорта истца, повторного свидетельства о смерти отца, решения " ... " народного суда " ... " от 27.06.1983г., договора найма жилого помещения от 01.06.2012г., справок с места учёбы, военного билета, справок N Курского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 28.10.2011г. и N, Кировского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 29.11.2011г, Уведомлений об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 18.01.2012г. N и от 26.01.2012г. N.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался положениями Жилищного кодекса РФ (ст. 109.1), Федеральным законом от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ст. ст. 1, 2, 8), Законом Курской области от 13.06.2007г. N 59-ЗКО "О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской области", и исходил из того, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью распространяется на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые до 23 -летнего возраста встали или были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Поскольку на момент обращения в суд истец достиг возраста 37 лет, при этом доказательств, подтверждающих, что в период с 18 до 23 лет он обращался в администрацию г. Курска или другие органы, уполномоченные производить постановку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилищный учет, с заявлением о постановке на учет и ему в этом было отказано по причине отсутствия регистрации по месту жительства либо по другому основанию; а также доказательств, которые могли препятствовать ему обратиться с соответствующим заявлением, истцом и его представителем не представлено, суд пришел к выводу о необоснованности заявленных требований.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Зубрицкого И.И. судебная коллегия находит правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не может быть лишен гарантированного права на внеочередное предоставление жилого помещения по причине того, что данное право не было им реализовано до 23 лет, а также о том, что достижение 23-летнего возраста не освобождает органы местного самоуправления от обязанности предоставить жилое помещение, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, подлежащих применению к спорному правоотношению.
В статье 1 Федерального закона от 21.12.1996г. N159-ФЗ, раскрывающей основные понятия, применяемые в данном законе, закреплено, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Указанной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста, лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет.
Как следует из п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N159-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2013г., право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
До внесения в ЖК РФ изменений, вступивших в законную силу с 01.01.2013г., жилые помещения по договору социального найма гражданам данной категории предоставлялись только состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу ст.ст. 30, 33, 37 ЖК РСФСР, а также в соответствии с Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984г. N335, действовавшими до 1.03.2005г., то есть в период до достижения истцом возраста 23 лет (30.05.1999г.), принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществлялось исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов по месту жительства или решением администрации и профсоюзного комитета по месту работы на основании заявлений данных граждан.
Вне очереди жилое помещение предоставлялось детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали (ч.2 ст. 37 ЖК РСФСР в ред. ФЗ от 28.03.1998г. N45-ФЗ)
По смыслу вышеприведенных норм как действующего, так и ранее применявшегося жилищного законодательства, в самом понятии лиц, относящихся к данной категории граждан, содержится возрастное ограничение, в связи с чем, реализация права на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма (до 01.01.2013г.), была возможна при условии принятия их до достижения возраста 23 лет уполномоченными органами в установленном законом порядке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что в отношении истца не нашло своего подтверждения в судебном заседании при рассмотрении спора. С 01.01.2013г., то есть после внесённых в законодательство изменений, факт постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, имевший место до достижения лицом 23 лет, признаётся основанием для сохранения права последнего после достижения указанного возраста до фактического обеспечения жилым помещением (ныне из специализированного жилищного фонда).
Таким образом, невыполнение детским домом обязанности по постановке истца до достижения 18-летнего возраста на учет, как не имеющего закрепленного жилья, не исключало возможности Зубрицкого И.И. в совершеннолетнем возрасте до 23 лет самостоятельно осуществлять свои права в органах местного самоуправления. И поскольку свое право на обеспечение жилым помещением до достижения возраста 23 лет, то есть в тот период, когда истец в силу закона относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, он не реализовал, данное право после достижения им 23 лет реализовано и, соответственно, сохранено быть не может.
Объективных причин, которые бы препятствовали истцу обратиться в соответствующие органы с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также доказательств, свидетельствующих об отказе в постановке на учёт, последним не представлено, при этом отсутствие документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства, не исключало возможности своевременного обращения истца в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания в конкретной местности в целях последующей реализации права на внеочередное предоставление жилого помещения.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, исследованным доказательствам дана правильная правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводы суда не опровергают. Решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона. Нарушений норм процессуального права по делу не установлено. Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г. Курска от 8 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Зубрицкого И.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.