Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Дьякова А.Н.
судей Иволгиной Н.В., Ланцовой М.В.
при секретаре Гудожниковой Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Тулеуова Ж. А.
на решение Центрального районного суда г. Омска от 16 августа 2013 года об отказе в удовлетворении требований к УМВД России по г. Омску, УМВД России по Омской области о зачете в общий стаж периода службы по призыву в льготном исчислении, назначении пенсии, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Дьякова А.Н., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Тулеуов Ж.А. обратился в суд с иском к УМВД России по г. Омску, УМВД России по Омской области о зачете в общий стаж периода службы по призыву в льготном исчислении, назначении пенсии, компенсации морального вреда. В обоснование требований указал, что приказом N " ... " л/с от " ... " он уволен с должности " ... " Отдела милиции N " ... " УВД по г. Омску по п. "е" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в ОВД (по сокращению штатов). Выслуга лет в календарном исчислении составила 19 лет 3 дня. С расчетом выслуги лет, отраженном в приказе об увольнении истец не согласен, так как в выслугу не включен период прохождения службы по призыву в войсковой части 66431 на территории СО ССР и Ингушской Республики с 16.12.1992 по 13.12.1993 в льготном исчислении один месяц службы за три месяца в соответствии с Указом Президента РФ от 02.11.1992 N 1327 и на основании Приказа Министерства обороны от 06.11.1992 N 219. С учетом уточнения требований просил обязать ответчика зачесть в общий стаж службы в УМВД России по Омской области период с 16.12.1992 по 13.12.1993 в льготном исчислении 1 месяц службы за 3 месяца, назначить ему пенсию по выслуге лет с 20.09.2011, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме " ... ".
В судебном заседании истец Тулеуов Ж.А., его представитель Макуха О.Г. уточненные исковые требования поддержали.
Представители УМВД России по г. Омску Бельгибаев Н.М., УМВД РФ по Омской области Бутина С.Г. исковые требования не признали, заявили ходатайство о пропуске срока для обращения суд.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Тулеулов Ж.А. просит решение суда отменить как постановленное с неправильным применением норм материального и процессуального права. Полагает, что с 16.12.1992 по 13.12.1993, проходя военную службу по призыву, выполнял задачи по установлению мира и поддержанию правопорядка в условиях чрезвычайного положения, что дает ему право на предоставление соответствующих льгот и компенсаций, предусмотренных законодательством. Поэтому указанный период подлежит зачету в выслугу лет в льготном исчислении.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель УМВД России по г. Омску Бельгибаев Н.М. просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения Тулеуова Ж.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей: УМВД России по г. Омску - Бельгибаева Н.М., УМВД РФ по Омской области - Бутину С.Г., возразивших против доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 1 Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее Закон о пенсионном обеспечении) условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР.
Согласно п. "а" ст. 5 Закона о пенсионном обеспечении лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
На основании ст. 18 Закона о пенсионном обеспечении время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
В силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее Порядок исчисления выслуги лет) в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях один месяц службы за три месяца в составе объединенных сил, приданных Временной администрации в Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республике, в том числе лицам, направлявшимся для руководства и обеспечения деятельности этих объединенных сил, - за время выполнения задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в зоне чрезвычайного положения, но не ранее чем со 02.11.1992.
Вместе с тем ст. 1 Закона о пенсионном обеспечении не содержит указания на распространение действия данного Закона на военнослужащих, проходившие военную службу по призыву, в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Пунктом 5 Порядка исчисления выслуги лет установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закон РФ от 21.01.1993 N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (далее Закон о дополнительных гарантиях и компенсациях) военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
В силу ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях и компенсациях, его действие распространяется на лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Постановлением Правительства РФ N 280 от 31.03.1994 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставлении им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено, что дополнительные гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, принимавшим участие в выполнении задач по нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка в условиях чрезвычайного положения, либо в местностях, отнесенных к зонам вооруженного конфликта.
Пунктом 2 данного Постановления определено предоставлять сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта.
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Из смысла приведенных выше правовых положений следует, что в выслугу лет в льготном исчислении подлежит зачету не весь период прохождения военной службы по призыву на территории Северной Осетии и Чеченской Республики в условиях чрезвычайного положения, а только периоды выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, то есть фактического участия в контртеррористических операциях.
Как установлено судебным разбирательством и следует из материалов дела, 19.09.2011 " ... " милиции Тулеуов Ж.А., находящийся в распоряжении УМВД России по Омской области по должности " ... " Отдела милиции N " ... " УМВД России по г. Омску, уволен со службы в органах внутренних дел на основании п. "е" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по сокращению штатов). Выслуга лет по состоянию на 19.09.2011 составляет 19 лет 3 дня, из них в органах внутренних дел - 17 лет 5 месяцев 3 дня.
Согласно заключению от " ... " комиссии ОМ NN1, 2, 3 УВД по г. Омску выслуга лет Тулеуова Ж.А. для выплаты процентной надбавки за выслугу лет по состоянию на 01.01.2010 составила 17 лет 03 месяца 15 дней, при этом в выслугу засчитаны подтвержденные соответствующими приказами и другими документами периоды его службы с 13.05.1992 по 13.12.1993, с 16.04.1994 по 01.01.2010.
В соответствии с калькуляцией сроков выслуги, составленной по состоянию на 12.09.2011, проверенной инспектором ЦПО УМВД по Омской области, общий срок выслуги истца составляет 19 лет 3 дня.
Из приобщенного к материалам дела военного билета истца следует, что в период с 16.12.1992 по 13.12.1993 Тулеуов Ж.А. проходил действительную (срочную) военную службу (по призыву) на территории СО ССР в соответствии с Указом Президента РФ от 02.11.1992 года N 1327 и на основании Приказа МО РФ от 06.11.1992 года N219, выслуга лет исчисляется в льготном исчислении - один месяц службы за три. Уволен в запас по окончании срока службы (л.д. 5).
Согласно архивной справке Филиала Центрального архива (Южный военный округ) Министерства обороны РФ от 18.01.2012 Тулеулов Ж.А., военнослужащий срочной службы, прибывший из учебного подразделения СибВО для прохождения службы, зачислен в списки личного состава части на все виды обеспечения, назначен на должность рядового, считается находящимися в командировке СУЦ на основании приказа командира войсковой части 66431 от " ... " N " ... " г. Владикавказ.
В соответствии с приказом командира войсковой части 66431 от " ... " N " ... " г. Владикавказ сержант Тулеулова Ж.А. ст.мех.вод ВС 3 мсб, выслуживший установленный законом РФ "О всеобщей воинской обязанности" срок действительной срочной военной службы, с 14.12.1993 исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения, с 01.01.1994 - с денежного довольствия и направлен на учет в Кировский РВК Омской области. Военнослужащему выплачено денежное содержание за чрезвычайное положение за период с 01.11.1993 по 13.12.1993.
Обращаясь в суд с исковым заявлением Тулеуов Ж.А., ссылаясь на приобщенные к материалам дела приказы командира войсковой части 66431 за период с 18.01.1993 по 24.01.1994, считает необходимым включить в его стаж в льготном исчислении периоды с 02.03.1993 по 31.03.1993, с 01.04.1993 по 30.04.1993, 01.05.1993 по 31.05.1993, с 01.07.1993 по 31.07.1993, с 01.08.1993 по 31.08.1993, с 01.09.1993 по 30.09.1993, с 01.10.1993 по 31.10.1993, с 01.11.1993 по 30.11.1993, за исключением 5 дней, когда он находился в командировке и отпуске. Таким образом, по мнению истца, выслуга лет за данный период в льготном исчислении должна составлять 1 год 11 месяцев 18 дней.
В представленных в материалы дела приказах командира войсковой части 66431 за период с 18.01.1993 по 24.01.1994, копии военного билета N " ... " на имя Тулеуова Ж.А. отсутствуют сведения о выполнении задач в условиях чрезвычайного положения, то есть о фактическом участии Тулеуова Ж.А. в проведении контртеррористических операций в период прохождения службы в условиях чрезвычайного положения.
Процессуальным законом в качестве общего правила закреплена процессуальная обязанность каждой из сторон доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ч.1. ст. 56 ГПК РФ).
Вместе с тем, каких-либо достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих фактическое участие Тулеуова Ж.А. в проведении контртеррористических операций, при том, что истец проходил военную службу по призыву, в качестве сержанта в Вооруженных Силах Российской Федерации, суду в соответствии со ст. 56 ГПК РТФ не представлено.
При таких обстоятельствах является обоснованным вывод суда о том, что Тулеуов Ж.А. не относится к категории лиц, которым срок срочной службы подлежит зачету на льготных условиях, а основания для включения в выслугу лет периода срочной службы в льготном исчислении и назначении пенсии отсутствуют.
Доводы жалобы о неправильном применении судом норм материального права основаны на ошибочном толковании ее автором норм действующего законодательства и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемого определения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 16 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.