Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.,
судей областного суда: Иволгиной Н.В., Ланцовой М.В.,
при секретаре Воропановой М.Б.,
рассмотрела в судебном заседании 06 ноября 2013 года дело по апелляционной жалобе Нагорной С.В. на решение Центрального районного суда г.Омска от 04 сентября 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований к Администрации города Омска, Департаменту образования Администрации города Омска о возложении обязанности предоставить ребенку место в муниципальном детском образовательном учреждении Нагорной " ... " отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нагорная С.В. обратилась в суд с иском к Администрации г.Омска, департаменту образования Администрации г.Омска, департаменту финансов и контроля Администрации г.Омска о возложении обязанности предоставить место несовершеннолетнему ребенку в дошкольном образовательном учреждении, ссылаясь на то, что она является матерью несовершеннолетней " ... ", " ... " года рождения.
10 марта 2011 года на основании заявления в Комиссию " ... " АО г.Омска ее дочь поставили на очередь для получения места в детском саду N " ... ".
В июне 2013 года в Комиссии по распределению мест ей дали ответ, что в детский сад попали только те дети, которые встали на очередь в течение двух недель от рождения, согласно свободным местам.
19 мая 2013 года она обратилась в департамент образования г.Омска с заявлением о предоставлении ее дочери места в детском саду.
19 июня 2013 года департаментом образования Администрации г.Омска в предоставлении места в дошкольном учреждении ей было отказано в связи с отсутствием свободных мест.
Считает, что в результате незаконных действий ответчика нарушено право ее несовершеннолетней дочери на получение дошкольного образования, гарантированное Конституцией РФ и федеральными законами.
Просила обязать Администрацию г.Омска и департамент образования Администрации г.Омска создать ее дочери " ... ", " ... " года рождения, место в дошкольном образовательном учреждении г.Омска в срок до 01.09.2013 и допустить к получению бесплатного дошкольного образования, взыскать " ... " рублей в счет компенсации морального вреда.
В судебном заседании Нагорная С.В. и ее представитель Басов И.Г. заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представители Администрация г.Омска, департамента образования Администрации г.Омска в судебное заседание не явились.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Нагорная С.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что оно вынесено на основании не подтвержденных утверждений ответчика о комплектовании групп в БДОУ г.Омска на 2013-2014 год, поскольку продолжается комплектование БДОУ до 01.09.2013. В БДОУ г.Омска на сегодня имеется более 20-ти пустующих групповых помещений, которые сдаются в аренду для коммерческих групп. Суд необоснованно отказал в возмещении морального вреда. Ранее по гражданским делам с такими же основаниями и обстоятельствами выносились положительные решения и удовлетворялись исковые требования.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Согласно ст. 16 указанного Закона общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения.
Аналогичные положения относительно правил приема граждан в образовательные учреждения предусмотрены в п. 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 (действовавшим до 16.04.2012) и соответственно в п. 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 года N 2562, действующего в настоящее время.
В силу п.18 Положения о департаменте образования Администрации г.Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 29.06.2011 N 413, предоставление общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного образования на территории муниципального образования городской округ город Омск является компетенцией департамента образования Администрации г.Омска.
Порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, ранее был утвержден соответствующим Приказом департамента образования Администрации г.Омска от 18.04.2011 N 86 (утратил силу в связи с изданием Приказа департамента образования Администрации г. Омска от 19.02.2013 N ДО/53).
Так, согласно пунктам 10, 11, 13, 21, 22 Положения, утвержденного приказом департамента образования Администрации г.Омска от 19.02.2013 N ДО/53, комплектование Учреждения производится при наличии свободных мест, в строгом соответствии с очередностью детей, нуждающихся в услугах муниципального дошкольного образования. При выдаче путевки в учреждение Комиссия учитывает дату рождения ребенка и дату регистрации ребенка в Книге учета. Основанием для формирования очередности детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования, является возраст ребенка на момент регистрации в Книге учета. Чем меньше возраст ребенка на момент постановки на очередь, тем выше его место в очереди. Реестр очередности детей выстраивается в соответствии с данным критерием. Внеочередное, первоочередное или преимущественное право на определение детей в учреждения предоставляется заявителям на основании документа, подтверждающего наличие такого права. Преимущественное право на определение в учреждение имеют дети одиноких работающих родителей, дети педагогических работников бюджетных общеобразовательных учреждений города Омска, подведомственных департаменту образования Администрации г.Омска, а также дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. Детям педагогических работников, медицинских работников и обслуживающего персонала бюджетных дошкольных образовательных учреждений города Омска, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска, место предоставляется во внеочередном порядке.
Согласно письму Министерства образования и науки РФ от 30.07.2007 N 03-1883 "О Методических рекомендациях по принятию мер по развитию дошкольного образования в 2007 - 2010 г.г., обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад.
Согласно позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 10.02.2009 N 2, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Судом установлено, что согласно свидетельству о рождении Нагорная С.В. является матерью " ... ", " ... " года рождения (т. " ... " л.д. " ... ").
10 марта 2011 года " ... " была зарегистрирована в Книге учета будущих воспитанников города Омска для устройства в МДОУ, регистрационный номер N " ... ". Повторное посещение Комиссии установлено на апрель-август 2013 года (т. " ... " л.д. " ... ").
До настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении " ... " не предоставлено.
Согласно ответу департамента образования Администрации г.Омска от 19.06.2013 до " ... " в БДОУ г.Омска " " ... "" не определены " ... " детей 2011 года рождения, из них " ... " детей, родителями которых были предъявлены документы, подтверждающие право первоочередного поступления в учреждение (т. " ... " л.д. " ... ").
Суд первой инстанции, верно установив юридически значимые обстоятельства дела, применив вышеуказанные нормы права, и, принимая во внимание тот факт, что в предоставлении места в дошкольном учреждении ребенку истицы отказано не было, ребенок истицы поставлен на учет с соблюдением требований законодательства, со стороны Администрации г.Омска, департамента образования Администрации г.Омска отсутствует бездействие, предпринимаются меры по увеличению количества групп в дошкольных образовательных учреждений с целью обеспечения всех нуждающихся путевками, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Количество групп в Учреждении и их наполняемость определяется в соответствии с действующим законодательством, с учетом санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной наполняемости.
На территории РФ действуют единые для всех субъектов РФ СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91.
Пунктом 1.10 СанПиН предусмотрено, что количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) - в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных организаций, воспитанием и обучением детей, а также оказывающие услуги по уходу и присмотру за детьми, не связанные с образовательной деятельностью (п. 1.13 СанПиН).
Судом установлено, что в настоящее время количество групп в существующих ДОУ на территории г.Омска не достаточно для обеспечения всех нуждающихся.
В свою очередь превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению требований "Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений" СанПиН 2.4.1.2660-10, которыми определено допустимое количество детей в группах. Прием в дошкольное учреждение детей свыше установленных предельных норм повлечет нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии, и, как следствие, применение установленных санкций к дошкольному образовательному учреждению, вплоть до приостановления деятельности детского учреждения.
Ребенок истицы в установленном законом порядке поставлен на очередь на получение путевки в детский сад, правом на первоочередное или внеочередное предоставление места в детском саду не обладает, что не отрицается и самой Нагорной С.В.
Все гарантированные Конституцией РФ права должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного статьей 17 Конституции РФ, которая гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Реализация истицей конституционных прав на получение её ребенком дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее " ... ", либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях.
Между тем, предоставление места в детском саду " ... ", не имеющей права на внеочередное либо первоочередное предоставление места в детском дошкольном учреждении, повлечет за собой нарушение прав и охраняемых интересов детей, вставших в очередь ранее, и детей, имеющих право на внеочередное и первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении.
Само по себе наличие очереди на получение мест в ДОУ нельзя расценивать, как не исполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка истицы.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 01.12.2011 на Администрацию г.Омска и Департамент администрации г.Омска возложена обязанность принять меры по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в МДОУ лицам, имеющим право на получение такого образования в срок до 01.01.2015.
После вступления решения суда в законную силу ответчиком предприняты меры по его исполнению.
Так, ответчиком разработана и утверждена ведомственная целевая программа развития "Развитие муниципальной системы образования города Омска" (2009-2013 годы), утвержденная постановлением Администрации г. Омска от 30.03.2009 N 223-п.
Данной программой предусмотрены, в том числе, объемы финансирования всего в размере " ... " рублей из бюджета г.Омска, в том числе: в 2009 году - " ... " тыс.руб.; в 2010 году - " ... " тыс.руб.; в 2011 году - " ... " тыс. руб.; в 2012 году - " ... " тыс. руб.; в 2013 году - " ... " тыс. руб.
В рамках реализации указанной программы предусмотрено создание групп кратковременного пребывания детей в муниципальных образовательных учреждениях, проведение ремонтных работ для восстановления резервных групп в существующей системе муниципальных дошкольного образования, приобретение оборудования и материальных запасов для восстановления резервных групп в существующей системе муниципальных учреждений дошкольного образования, проведение ремонтных работ помещений, предназначенных для открытия дошкольных групп полного дня на базе муниципальных общеобразовательных учреждений, проведение ремонтных работ в целях перепрофилирования зданий, переданных в муниципальную собственность, под муниципальные дошкольные образовательные учреждения.
В 2012 году открыто " ... " дополнительных групп. Также запланировано открытие " ... " групп в I квартале 2013 года.
Для этих целей заключены муниципальные контракты на производство строительных работ, ответчиками предоставлены платежные поручения по оплате выполненных работ, закупку необходимого инвентаря.
Кроме того, принимаются меры по восстановлению дошкольных образовательных учреждений по улицам " ... " в г.Омске. Завершение восстановления зданий увеличит количество мест для детей дошкольного возраста на " ... ". В 2013 году будет восстановлено " ... " здания бывших детских садов (ул. " ... ").
В декабре 2012 года по условиям контракта завершено строительство детского сада на " ... " мест в микрорайоне " " ... "" " ... " АО.
В 2013 году запланировано открытие еще " ... " групп полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе бюджетных образовательных учреждений. Проводятся работы по оборудованию иных помещений для групп дошкольного образования.
В подтверждение реализации указанных направлений ответчиком представлены муниципальные контракты на выполнение ремонтных работ, договоры поставки, платежные поручения об оплате выполненных работ, поставленного инвентаря, приказы и распоряжении об открытии групп (т. " ... " л.д. " ... ").
В целях обеспечения конституционного принципа общедоступности дошкольного образования Указом Президента РФ "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" от 07.05.2012 N 599 Правительству РФ поручено к 2016 году достичь 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Необходимость содействия со стороны органов государственной власти РФ в реализации органами местного самоуправления полномочий по обеспечению права на дошкольное образование свидетельствует об обоснованности доводов ответчика о невозможности по объективным причинам обеспечить ребенка истицы местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в настоящее время органы местного самоуправления в лице Администрации г.Омска и департамента образования Администрации г.Омска принимают меры для ликвидации имеющейся очередности и предоставления гражданам возможности реализации права на получение детьми дошкольного образования.
Выводы суда основаны на представленных сторонами доказательствах, сомнений в правильности не вызывают.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 256 ТК РФ женщине гарантируется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Установлены социальные гарантии и выплаты в период нахождения женщины в указанном отпуске.
Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.
По заявлению женщины или вышеуказанных лиц, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.
Таким образом, государством гарантирована возможность пребывания ребенка с матерью до достижения последним трехлетнего возраста. Для его всестороннего развития предусмотрены различного рода детские образовательные учреждения неполного дня пребывания.
На момент рассмотрения настоящего спора возраст " ... " составил " ... " года " ... " месяцев.
Принимая во внимание тот факт, что разрешение проблемы нехватки мест в детских образовательных учреждениях требует значительных денежных вложений, поскольку в местном и региональном бюджете отсутствуют необходимые суммы, требуется изыскание, в том числе, иных способов решения проблемы, в настоящее время ответчиком активно предпринимаются меры по разрешению проблемы в более короткий срок, суд обоснованно не усмотрел виновного бездействия со стороны департамента образования Администрации г.Омска.
Учитывая вышеизложенное, ссылка истицы на письмо Министерства образования и науки РФ от 30.07.2007 N 03-1883, согласно которому место в ДОУ должно быть предоставлено в реальные сроки от 1 месяца до одного года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад, о незаконности решения суда не свидетельствует.
Доводы жалобы о том, что решение вынесено с учетом не соответствующих действительности, представленных Департаментом образования Администрации г.Омска данных о комплектовании групп в БДОУ г.Омска, так как продолжается комплектование открываемых резервных групп, являются необоснованными, каким-либо доказательствами не подтверждены.
Указание на то, что в БДОУ имеется более 20-ти пустых групповых помещений в БДОУ г.Омска, групповые помещения сдаются в аренду для коммерческих групп с ежемесячной платой в них " ... " рублей и более, не может быть принято во внимание также ввиду отсутствия надлежащих доказательств.
Поскольку факт виновного бездействия в предоставлении истице для ее ребенка в детском саду не установлен, суд первой инстанции обоснованно не нашел правовых оснований для компенсации морального вреда. Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению.
Ссылки жалобы на то, что ранее по гражданским делам с такими же основаниями и обстоятельствами выносились положительные решения и удовлетворялись исковые требования, суд обязывал департамент образования Администрации г.Омска предоставить место ребенку в одном из МДОУ г.Омска, не могут повлечь отмену постановленного решения, поскольку судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных обстоятельств, установленных судом.
Доводы относительно того, что судом не учтено тяжелое материальное положение семьи истицы, на правомерность позиции суда повлиять не могут, поскольку данное обстоятельство само по себе основанием для первоочередного или внеочередного предоставления места в детском саду быть не может.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Омска 04 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Нагорной С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.