Определение Московского городского суда от 29 октября 2013 N 4г-9895/13
Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу Куренинова А.А., поступившую 03 октября 2013 года, на решение Тверского районного суда г. Москвы от 25 октября 2012 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 марта 2013 года по делу по иску Куренинова А.А. к Администрации Президента Российской Федерации о признании права на пенсию за выслугу лет,
установил:
Куренинов А.А. обратился в суд с иском к Администрации Президента Российской Федерации, уточнив требования, просил признать пункт "к" статьи 83 Конституции РФ, примененный Президентом РФ при увольнении истца, законным основанием для обладания федеральным государственным служащим правом на пенсию за выслугу лет, при наличии у последнего всех других необходимых оснований, закрепленных пенсионным законодательством; признать за ним право на пенсию за выслугу лет федерального государственного служащего с 13 июня 2007г., то есть, со дня рассмотрения Администрацией Президента РФ его заявления и направлении его заявления "на рассмотрение по компетенции в Пенсионный фонд Российской Федерации".
В обоснование своих требований истец указывал на то, что имеет стаж военной службы в органах ФСБ России около 26 лет и более 4 лет работал в должности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Курской области. Указом Президента Российской Федерации от 13 января 1996 года N *** в соответствии с пунктом "к" статьи 83 Конституции Российской Федерации освобожден от должности. 7 июня 2007 года обратился в Администрацию Президента Российской Федерации с заявлением, в котором просил дать указание о перерасчете ему пенсии как государственному гражданскому служащему, однако его обращение перенаправлено в Пенсионный фонд Российской Федерации для разрешения по существу.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 25 октября 2012 года в удовлетворении требований Куренинова А.А. - отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 марта 2013 года решение Тверского районного суда г. Москвы от 25 октября 2012 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Куренинов А.А. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и вынести по делу новое судебное постановление об удовлетворении требований.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из судебных постановлений, они сомнений в законности не вызывают, а доводы жалобы в соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального Кодекса РФ не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" , право на пенсию за выслугу лет имеют федеральные государственные гражданские служащие при стаже государственной гражданской службы не менее 15 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по определенным основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В силу статьи 2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", к категории федеральных государственных гражданских служащих, имеющих право на пенсию за выслугу лет, относятся лица, замещавшие должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих.
На основании пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", должности федеральной государственной гражданской службы должны быть включены в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы.
До 1 августа 2006 года перечни государственных должностей федеральной государственной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, являющиеся разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, утверждены Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года N 981.
С 1 августа 2006 года Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" утвержден Реестр должностей федеральных государственных гражданских служащих.
Таким образом, признание гражданина Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим предполагает замещение им должностей (одной из должностей), предусмотренных вышеназванными нормативными правовыми актами, после их принятия и вступления в действие.
Кроме того, поступление гражданина на государственную службу оформляется приказом по государственному органу о назначении его на государственную должность государственной службы, а также делается соответствующая запись в трудовой книжке.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.
В целях реализации указанной статьи Федерального закона был принят Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 1413 "Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих".
Судом установлено, что Куренинов А.А. 19 сентября 1990 года приказом КГБ СССР от 15 августа 1990 года N *** уволен в запас.
В период с октября 1991 года по июнь 1994 года состоял в должности представителя Президента Российской Федерации в Курской области, а в период с июня 1994 года по январь 1996 года - в должности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Курской области.
Указом Президента Российской Федерации от 13 января 1996 года N*** в соответствии с пунктом "к" статьи 83 Конституции Российской Федерации Куренинов А.А. освобожден от должности.
Истец пояснял, что до настоящего времени получал пенсию за выслугу лет как военнослужащий органов ФСБ России.
7 июня 2007 года он направил в Администрацию Президента Российской Федерации заявление, именованное им как "о переоформлении пенсии", в котором просил дать указание на переоформление ему пенсии, предусмотренной федеральным государственным служащим.
Указав, что получает пенсию как военнослужащий органов ФСБ России, приложил к заявлению копию трудовой книжки.
23 октября 2007 года на обращение истца из Администрации Президента Российской Федерации поступил ответ, в котором указано, что освобождение истца от должности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Курской области было произведено в рамках конституционных полномочий Президента Российской Федерации, в связи с чем рассматривать вопрос о внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 января 1996 года N *** правовых оснований не имеется.
Также в ответе сообщалось, что при подготовке проекта нового Федерального закона о пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих и их семей предполагается включить норму, которая бы позволяла лицам, замещавшим должности полномочных представителей Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации и освобожденным от этих должностей по пункту "к" статьи 83 Конституции РФ, приобрести право на установление пенсии за выслугу лет.
Пенсионный фонд Российской Федерации письмом от 16 июля 2007 года N *** уведомил Куренинова А.А. об отказе в назначении пенсии по причине того, что в трудовой книжке не указано конкретное основание увольнения с федеральной государственной службы, было предложено уточнить причину увольнения с внесением соответствующих записей в трудовую книжку.
После обращения в Администрацию Президента Российской Федерации в адрес истца поступил ответ, в котором указано, что запись в трудовую книжку внесена в точном соответствии с формулировкой указа Президента Российской Федерации.
Письмом Управления государственного пенсионного обеспечения государственных служащих Пенсионного фонда Российской Федерации от 16 июля 2007 года N *** истцу даны разъяснения на поставленные в его обращении вопросы в консультационном порядке.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящее время, принятый в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года N 1141, действует Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
Несмотря на то, что в трудовой деятельности Куренинова А.А. имелись отдельные периоды, которые могли бы быть включены в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, суд обоснованно пришел к выводу о том, что наличие у гражданина факта работы в отдельных должностях, предусмотренных названным Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 1413 (при отсутствии других условий назначения пенсии за выслугу лет, установленных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в частности, при отсутствии статуса федерального государственного гражданского служащего), не является основанием для предоставления ему права на заявленную пенсию.
При этом суд обоснованно принял во внимание, что действовавшее до 9 июля 1997 года Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации согласно Приложению, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 1993 года N 186 прямо не предусматривало, что должность представителя Президента Российской Федерации в Курской области, а, затем, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Курской области, как это имело место в данном деле, относилась к должностям федеральной государственной службы.
На основании пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 года N 570, включение в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, осуществляется по заявлению федерального государственного служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал государственную должность федеральной государственной службы непосредственно перед увольнением.
Вопросы обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих регулируются Правилами обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты, утвержденными Постановлением Минтруда России 30 июня 2003 года N 44.
Процедура обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих регулируется Правилами обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, её назначения и выплаты, утвержденными постановлением Минтруда России 30 июня 2003 года N44.
Согласно пункту 3 вышеназванных Правил, заявление о назначении пенсии за выслугу лет подается в кадровую службу федерального органа государственной власти или его аппарата, в котором федеральный государственный служащий замещал должность федеральной службы перед увольнением, а в случае его реорганизации или ликвидации - в кадровую службу федерального органа, которому переданы функции реорганизованного или ликвидированного органа.
В соответствии с пунктами 7-10 Правил, кадровая служба федерального органа, при наличии права на указанную пенсию, организует оформление справки о размере среднемесячного заработка федерального служащего, справки о должностях, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, представление к назначению пенсии, и направляет указанные документы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу пункта 12 вышеуказанных Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, её назначения и выплаты, только после представления федеральным органом соответствующих документов, необходимых для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, Пенсионный фонд Российской Федерации: осуществляет проверку правильности оформления представленных документов; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; запрашивает в необходимых случаях от федеральных органов и федеральных служащих недостающие документы, подтверждающие стаж государственной службы (работы); принимает решение о назначении пенсии за выслугу лет либо об отказе в ее назначении на основании совокупности представленных документов.
Суд пришел к правомерному выводу о том, что полномочия по решению вопросов, связанных с назначением пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, в том числе вопросов исчисления стажа государственной гражданской службы, имеет в соответствии с действующим законодательством только федеральный орган, в котором федеральный государственный гражданский служащий замещал должность федеральной государственной службы непосредственно перед увольнением.
Поскольку истец федеральным государственным гражданским служащим Администрации Президента Российской Федерации не являлся и должности в федеральном органе государственной власти или его аппарата не замещал, вышеуказанный пакет документов, необходимых для назначении пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, в адрес Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством не может быть представлен.
Оснований для иного вывода не имеется.
Довод кассационной жалобы основаны на ином толковании норм права и сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, что не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, при их вынесении существенных нарушений норм материального или процессуального права допущено не было.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 381 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Куренинова А.А. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 25 октября 2012 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 марта 2013 года по делу по иску Куренинова А.А. к Администрации Президента Российской Федерации о признании права на пенсию за выслугу лет, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья
Московского городского суда А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.