Апелляционное определение Московского городского суда от 02 октября 2013 N 11-28317/13
Судья: Русинович Н.А Дело N 11-28317
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
02.10. 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Горновой М.В.
судей Ефимовой И.Е., Андреевой И.Ю.
при секретаре Митюшевой Н.Н
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.Е.
дело по апелляционной жалобе начальника Управления ДЖП и ЖФ г. Москвы на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 24 апреля 2013 года, которым постановлено:
Заявление Грузинова Ю.Н. удовлетворить.
Признать незаконными действия начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в ЦАО Макара В.В., по возложению на Грузинова Ю.Н. обязанности предоставить для рассмотрения вопроса о принятии на жилищный учет документов в соответствии с Законом г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", что отражено в письме от 18.04.2012г. NЛ-1953/2-0-1-Хм.
установила:
Грузинов Ю.Н. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия начальника Управления ДЖП и ЖФ г. Москвы в ЦАО Макара В.В. В обоснование своего заявления Грузинов Ю.Н. указывает, что в соответствии с Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" он должен быть принят на учет для обеспечения жилым помещением. Однако при направлении соответствующих документов Окружной межведомственной комиссией ЦАО на рассмотрение, заявителю было направлено письмо от 18.04.2012г. NЛ-1953/2-0-1 -Хм за подписью начальника Управления ДЖП и ЖФ г. Москвы в ЦАО Макара В.В., согласно которому Грузинову Ю.Н. указано на возможность рассмотрения вопроса о принятии его на учет после предоставления документов, подтверждающих условия, определенные ст.7 и наличие оснований, определенных ст.8 Закона г. Москвы от 14.06.2006г. N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения". Данные действия должностного лица заявитель усматривает незаконными, поскольку жителем города Москвы Грузинов Ю.Н. не является и требования указанного закона на него распространены быть не могут.
Стороны в судебное заседание не явились, извещались, заявитель просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в ЦАО Макар В.В по доводам, указанным в апелляционной жалобе.
На заседание судебной коллегии повторно не явился Грузинов Ю.Н., который о времени и месте судебного разбирательства извещался, ходатайств об отложении не представил. От начальника Управления ДЖП и ЖФ г. Москвы Макара В.В. поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие. В соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ДЖП и ЖФ г. Москвы Ортега- Хиль М.И., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Данным требованиям решение суда не соответствует.
Согласно ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Материалами дела установлено, что 01.12.2011г. на заседании Окружной межведомственной комиссии ЦАО г. Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий было рассмотрено заявление Грузинова Ю.Н., 1935 года рождения, проживающего по адресу: *** по вопросу постановки на учет по предоставлению жилой площади в г. Москве по категории "необоснованно репрессированные граждане". На указанном заседании, в числе прочего установлено, что справка о реабилитации на Грузинова Ю.Н. в деле имеется; решением Ленинского районного суда г. Челябинска от 23.09.2011г. установлен факт утраты Грузиновым Ю.Н. жилого помещения в городе Москве в связи с репрессией отца Бабарико Н.А. По результату рассмотрения указанного заявления комиссия решила рекомендовать Управлению Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в ЦАО внести Грузинова Ю.Н. в списки очередников по предоставлению жилой площади в г. Москве по категории "необоснованно репрессированные граждане" (л.д.41-42).
Начальник Управления ДЖП и ЖФ г. Москвы в ЦАО Макар В.В. письмом от 18.04.2012 N Л-1953/2-0-1-Хм проинформировал Грузинова Ю.Н. о рассмотрении рекомендации Окружной межведомственной комиссии ЦАО по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий от 01.12.2011 года, Грузинову Ю.Н. разъяснен порядок постановки на учет и рекомендовано представить документы, подтверждающие условия и основания постановки по учету, указанные в Законе города Москвы N 29 , необходимые для рассмотрения вопроса постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях.( л.д. 33)
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что информация содержащиеся в письме от 18.04.2012 года N Л-1953/2-0-1-Хм нарушает права Грузинова Ю.Н., поскольку на заявителя Закон г. Москвы N 29 " Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения" не распространяется, в связи с чем действия начальника Управления ДЖП и ЖФ г. Москвы Макара В.В. по направлению данного письма признаны незаконными.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 3) указано, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Признавая незаконными действия начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Центральном административном округе Макара В.В. судом не принято и не учтено то обстоятельство, что письмо ДЖП и ЖФ г. Москвы в ЦАО за подписью Макара В.В. не возлагает на Грузинова Ю.Н. совершение каких-либо действий и не
обязывает их совершать, а лишь информирует о порядке и условиях принятия решений о
постановке на учет при соблюдении общих требований, содержащихся в Законе города Москвы.
Таким образом, указанное письмо не возлагает на Грузинова Ю.Н. обязанности по совершению определенных действий, а носит рекомендательный, информационный характер, в связи с чем не является отказом государственного органа , или ответом на обращение заявителя в соответствующий орган, по причине отсутствия такого обращения Грузинова Ю.Н, а, следовательно, прав и охраняемых законом интересов заявителя не нарушает.
В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 (ред. от 30.11.2011) "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок и условия признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях установлены статьёй 7 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Согласно указанной статье жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они: подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом; имеют гражданство Российской Федерации; проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет; не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы от 27.06.2006 N 7 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы" жители города Москвы, утратившие жилые помещения в городе Москве и имеющие право на предоставление жилых помещений, при невозможности возврата ранее занимаемых ими помещений (дом снесен, переоборудован, в ранее занимаемые жилые помещения вселены в установленном порядке иные лица), признаются нуждающимися в жилых помещениях при отсутствии у них и членов их семей иных жилых помещений, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования либо правом собственности. Жители города Москвы, указанные в настоящей части, имеют право на предоставление жилого помещения при условии, что они не получали компенсацию в денежной или натуральной форме по предыдущему месту жительства.
Учитывая, что закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", действующий в настоящее время, не содержит каких-либо изъятий из общего порядка постановки на жилищный учет, который установлен законом соответствующего субъекта Российской Федерации, то вывод суда первой инстанции о том, что на Грузинова Ю.Н. не распространяется действие Закона N 29 г. Москвы " Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" неверен.
Учитывая, что судом при вынесении решения неправильно были определены юридически значимые обстоятельства по делу, неверно истолкован закон, подлежащий применению, то при таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене, а в заявлении Грузинову Ю.Н. следует отказать по указанным выше основаниям.
Руководствуясь ст. ст. 328 -330 ГПК РФ,
определила:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 24 апреля 2013 года- отменить.
В заявлении Грузинова Ю.Н. об оспаривании действий начальника Управления ДЖП и ЖФ г. Москвы в ЦАО Макара В.В.- отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.