Апелляционное определение Московского городского суда от 30 сентября 2013 N 11-31539/13
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарёва,
судей Е.Н. Неретиной,
И.П. Козлова,
при секретаре М.В. Чеботаревой,
с участием прокурора Т.И. Подвысоцкой,
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи А.Н. Пономарёва
дело по апелляционной жалобе С.Г. Слиска
на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 8 сентября 2013 года по делу по заявлению С.Г. Слиска к участковой избирательной комиссии N 43 г. Москвы о признании незаконным и отмене решения об отказе во включении в список избирателей, признании действий в указанной части незаконными и обязании выдать бюллетень для голосования,
которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
С.Г. Слиска обратился в суд с указанным выше заявлением к участковой избирательной комиссии N 43 г. Москвы, ссылаясь на нарушение его избирательных прав в результате отказа выдать ему бюллетень для голосования и включить в списки избирателей по месту, где он зарегистрирован по месту пребывания в г. Москве.
Требования мотивированы тем, что постоянная регистрация заявителя по месту жительства в г. --- не могла служить основанием для ограничения его активного избирательного права на участие в выборах Мэра г. Москвы, а также в выборах в муниципальные органы власти г. Москвы.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 8 сентября 2013 года постановлено: в удовлетворении заявления С.Г. Слиска об оспаривании решения участковой избирательной комиссии N 43 г. Москвы отказать.
В апелляционной жалобе С.Г. Слиска ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии С.Г. Слиска доводы апелляционной жалобы поддержал.
Председатель участковой избирательной комиссии N 43 г. Москвы - А.Ю. Палёнов и представитель участковой избирательной комиссии N 43 г. Москвы - Е.В. Меньшуткина, просили решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав С.Г. Слиска, председателя и представителя участковой избирательной комиссии N 43 г. Москвы, заключение прокурора Т.И. Подвысоцкой, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что 8 сентября 2013 года проходили выборы Мэра г. Москвы и депутатов в органы местного самоуправления г. Москвы.
В день голосования в участковую избирательную комиссию N 43 г. Москвы поступила жалоба С.Г. Слиска на отказ в выдаче ему избирательного бюллетеня. К жалобе приложена копия свидетельства о регистрации заявителя по месту пребывания в г. Москве по ул. ---, д. ---, квартира ---, а также копия паспорта со штампом о регистрации заявителя по месту жительства в г. ---.
Данная жалоба была рассмотрена и решением участковой избирательной комиссии N 43 г. Москвы от 8 сентября 2013 года в её удовлетворении было отказано, о чем заявителю направлена копия решения.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался тем, что С.Г. Слиска не обладает активным избирательным правом на участие в выборах органов государственной власти и местного самоуправления г. Москвы.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который также определяет государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации.
Частью 3 статьи 23 указанного Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусмотрено, что гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
Таким Федеральным законом является Федеральный закон N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации" (в дальнейшем - Федеральный закон N 67-ФЗ), который определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 1 статьи 1).
Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа (пункт 4 ст. 4 Федерального закона N 67-ФЗ).
В соответствии с этим принят Закон г. Москвы от 6 июля 2005 г. N 38 "Избирательный кодекс города Москвы", которым предусмотрено, что в список избирателей включаются жители города Москвы, обладающие на день голосования активным избирательным правом.
Пунктом 2. ст. 3 Избирательного кодекса г. Москвы определены понятия:
житель города Москвы - гражданин Российской Федерации, место жительства которого находится на территории города Москвы, что устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации;
избиратель - житель города Москвы, обладающий активным избирательным правом.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона N 67-ФЗ в целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учёта) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
Пунктом 6 ст. 17 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что сведения об избирателях, участниках референдума формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководитель территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Сведения об избирателях, участниках референдума - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, участниках референдума, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части. Сведения об избирателях, участниках референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках, формирует и уточняет руководитель дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации. Указанные сведения направляются уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом в территориальные комиссии (избирательные комиссии муниципальных образований), при отсутствии таковых - в окружные избирательные комиссии, а в случаях, предусмотренных законом, - в участковые комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий.
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами (п. 4 ст. 17 Федерального закона N 67-ФЗ).
Разъясняя данные законоположения, в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано, что при рассмотрении дел, связанных с включением гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума, необходимо иметь в виду, что на конкретном избирательном участке, участке референдума в список включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, место жительства которых, а в предусмотренных законом случаях место временного пребывания которых находится на территории этого участка, либо имеющие открепительное удостоверение (пункты 2 и 4 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ). Случаи, при которых избиратель, участник референдума, обладающие активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, могут быть включены в списки избирателей, участников референдума по месту их пребывания (фактического нахождения), перечислены в пункте 17 статьи 17 названного Федерального закона. К местам временного пребывания согласно пункту 5 статьи 19 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ относятся, в частности, больницы, санатории, дома отдыха, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, включаются в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления, участников местного референдума в том случае, когда место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу было расположено на территории муниципального образования (пункт 5 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
В соответствии с названными нормами права суд, рассматривая заявленные требования, правильно определил юридически значимые по делу обстоятельства, исследовал представленные сторонами доказательства и пришёл к правомерному выводу о том, что таких предусмотренных законом оснований для включения С.Г. Слиска, сохраняющим благодаря регистрации по месту жительства активное избирательное право на участие в выборах органов государственной власти и местного самоуправления --- области, в списки избирателей органов государственной власти и местного самоуправления г. Москвы не имеется.
Судебная коллегия находит приведённые выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтверждёнными имеющимися в деле доказательствами.
В заседании судебной коллегии С.Г. Слиска подтвердил, что он признаёт за собой право принять участие как в выборах органов государственной власти и местного самоуправления --- области, так и г. Москвы.
Довод жалобы о том, что место жительства заявителя подтверждается служебным удостоверением --- ---, удостоверением Ветерана труда, выданным заявителю Управлением соцзащиты населения --- района г. Москвы, свидетельством о государственной регистрации квартиры, расположенной в г. Москве, на имя --- истца - ---, нельзя признать обоснованным, поскольку противоречат указанным выше нормам закона, которые не представляют право участковой избирательной комиссии включать или вносить изменения в списки избирателей на основании указанных документов.
С доводами апелляционной жалобы о нарушении активного избирательного права заявителя применительно к нормам законодательства, регулирующего свободу передвижения, судебная коллегия согласиться не может, поскольку они спорные правоотношения не регулируют.
Кроме того, из статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" следует, что под "местом пребывания" и "местом жительства" подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учёте граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом "место жительства" может означать как "постоянное проживание", так и "преимущественное проживание" и, согласно Закону, не всегда совпадает с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства.
Свобода выбора места жительства является конституционным правом гражданина Российской Федерации. Вместе с тем Закон возлагает на него обязанность регистрироваться и по месту пребывания, и по месту жительства. Это распространяется и на заявителя, который зарегистрирован по месту постоянного жительства в г. Саратове. Следовательно, он не может быть признан постоянно или преимущественно проживающим в г. Москве в смысле Федерального закона N 67-ФЗ и обладать в г. Москве активным избирательным правом при выборе органов государственной власти и органов местного самоуправления г. Москвы. В соответствии с частью первой статьи 5 данного Закона временное пребывание за пределами места жительства не влечет за собой снятия с регистрационного учета по месту постоянного или преимущественного проживания. В силу этого наличие регистрации должно рассматриваться в качестве одного из оснований для включения гражданина в список избирателей по месту жительства, что относится и к заявителю. Сам по себе факт отсутствия заявителя на момент составления списков избирателей не по месту его регистрации в г. Саратове не может служить основанием для его включения в список избирателей на избирательном участке г. Москвы.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что права и охраняемые законом интересы заявителя обжалуемым решением участковой избирательной комиссии N 43 г. Москвы не нарушены, а потому предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 8 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.