Апелляционное определение Московского городского суда от 02 октября 2013 N 11-31564/13
Судья: Жолудова Т.В.
Гр. дело N 11-31564
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 октября 2013 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Базьковой Е.М.,
судей Семченко А.В., Шаповалова Д.В.,
при секретаре Снурницыной А.В.,
с участием прокурора Ковтуненко М.И.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В.,
гражданское дело по апелляционной жалобе Ильина Г.Б. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 30 мая 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Ильина Г.Б. к Центральному таможенному управлению Федеральной таможенной службы РФ о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на службе, обязании выдать дубликат трудовой книжки, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда - отказать",
установила:
Ильин Г.Б. обратился в суд с иском к ЦТУ ФТС РФ о признании увольнения незаконным, восстановлении на службе, обязании выдать дубликат трудовой книжки, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что проходил государственную гражданскую службу в ЦТУ ФТС РФ в должности таможенного инспектора отдела консультирования по таможенному законодательству. Приказом N *** от 14 декабря 2012 года уволен с федеральной государственной гражданской службы на основании п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Увольнение считает незаконным, поскольку иные должности истцу не предлагались, не учтено его преимущественное право на оставление на службе, уведомление вручено менее чем за три месяца до увольнения, о предстоящем сокращении не уведомлен орган центра занятости населения.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит истец по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, выслушав истца, представителя ответчика Прилуцкого А.Ю., проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно статье 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что Ильин Г.Б. проходил государственную гражданскую службу в Центральном таможенном управлении Федеральной таможенной службы Российской Федерации на основании служебного контракта N*** от 17.07.2008 и дополнительных соглашений к нему, с 31.12.2008 занимал должность государственного таможенного инспектора отдела консультирования по таможенному законодательству.
Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2010 года N 1657 "Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов" предусмотрено сокращение в 2011 - 2013 годах предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, установленной по состоянию на дату вступления в силу данного Указа, не менее чем на 20 процентов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2011 года N 39 "О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" установлена предельная численность (без персонала по охране и обслуживанию зданий) федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центральных аппаратов и территориальных органов федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам.
Приказом ФТС России от 26.09.2012 N 1923 "О совершенствовании структуры таможенных органов, расположенных в Центральном федеральном округе" в целях совершенствования структуры таможенных органов, расположенных в Центральном федеральном округе, во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2011 г. N 39 принято решение сократить с 26 декабря 2012 г. штатную численность федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов, расположенных в Центральном федеральном округе, на 647 штатных единиц согласно Приложению к настоящему Приказу. Исключению из штатных расписаний таможенных органов, расположенных в Центральном федеральном округе, подлежало 182 государственных таможенных инспекторов.
Во исполнение данного приказа начальником ЦТУ был издан приказ N 605 "Об организационно-штатных мероприятиях в таможенных органах, расположенных в Центральном федеральном округе", с учетом изменений, внесенных приказом N 692 от 09.11.2012, которым предписано сократить штатную численность ЦТУ на 36 единиц должностей федеральных государственных гражданских служащих с 26.12.2012. В соответствии с приложением к приказу сокращению подлежала 1 штатная единица должности государственного таможенного инспектора отдела консультирования по таможенному законодательству правовой службы, замещаемая Ильиным Г.Б.
Согласно штатному расписанию ЦТУ на 31.12.2012 в результате проведения организационно-штатных мероприятий отдел консультирования по таможенному законодательству правовой службы, включая должность государственного таможенного инспектора, полностью исключен из штатного расписания.
08 октября 2012 года Ильину Г.Б. вручено уведомление о предстоящем сокращении замещаемой им должности с 26.12.2012.
04 декабря 2012 года, 13 декабря 2012 года Ильину Г.Б. для замещения предложены должность старшего государственного таможенного инспектора правового отдела правовой службы ЦТУ, государственного таможенного инспектора отдела взаимодействия с налоговыми и иными контролирующими органами службы таможенного контроля после выпуска товаров ЦТУ, главного государственного таможенного инспектора отдела таможенных проверок после выпуска товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров ЦТУ. От замещения указанных должностей истец отказался, о чем свидетельствует его подпись на предложениях.
Приказом начальника ЦТУ от 14 декабря 2012 года N *** Ильин Г.Б. уволен по п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" в связи с сокращением должности государственной гражданской службы.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона).
Согласно ст. 73 Федерального закона федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
В силу п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Статьей 31 Федерального закона предусмотрено, что при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае: 1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе; 2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
При реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.
При ликвидации государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим могут быть продолжены в случае: 1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в государственном органе, которому переданы функции ликвидированного государственного органа, либо в другом государственном органе; 2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона при принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в результате организационно-штатных мероприятий сокращена должность государственного таможенного инспектора отдела консультирования по таможенному законодательству правовой службы, которую занимал Ильин Г.Б., в связи с чем у ответчика имелись основания для увольнения истца с гражданской службы по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
При этом суд проверил порядок увольнения служащего и признал его соблюденным, указав, что истец был уведомлен о сокращении должности в установленный законом срок, ему были предложны вакантные должности, соответствующие квалификации, образованию и стажу, от замещения которых он отказался, работодателем не могло быть оценено преимущественное право истца на оставление его на работе, поскольку сокращению подлежала единственная штатная единица при отсутствии других по данной должности.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а выводы суда соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Доводы о нарушении порядка увольнения не соответствуют обстоятельствам дела и направлены на ошибочное толкование положений Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Ссылка истца о нарушении ответчиком правил уведомления органа занятости населения о предстоящем сокращении должности истца, не может повлечь отмену решения суда, поскольку не влияет на законность увольнения.
Не свидетельствуют о незаконности увольнения также доводы жалобы со ссылкой на п. 4.4.1 "Отраслевого соглашения между Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и Федеральной таможенной службой на 2011 - 2013 годы", поскольку в установленный ст. 31 Федерального закона срок истец был уведомлен о сокращении его должности.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии истца с расчетом среднедневного заработка, представленного ответчиком, не влияют на правильность выводов суда, поскольку судом полностью отказано в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда по одним только формальным соображениям на основании п. 2 ст. 330 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ,
определила:
Решение Мещанского районного суда города Москвы от 30 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ильина Г.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.