Постановление Московского городского суда от 16 октября 2013 N 4а-2371/13
Заместитель председателя Московского городского суда Фомин Д.А., рассмотрев в порядке надзора жалобу адвоката Кузнецова С.А. в защиту Атабаева Б.И. на постановление судьи Гагаринского районного суда города Москвы от 28 июня 2013 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением судьи Гагаринского районного суда города Москвы от 28 июня 2013 года гражданин Республики Узбекистан Атабаев Б.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2500 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В порядке, предусмотренном ст. 30.1 КоАП РФ, постановление судьи районного суда не обжаловалось.
В надзорной жалобе адвокат Кузнецов С.А. в защиту Атабаева Б.И. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что 22 апреля 2013 года Атабаеву Б.И. выдано разрешение на работу сроком действия до 04 марта 2014 года.
Согласно ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению в порядке надзора жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП подлежат выяснению по делу об административном правонарушении следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Из протокола об административном правонарушении усматривается и судьей районного суда при рассмотрении дела установлено, что 28 июня 2013 года в 10 часов 25 минут по адресу: город Москва, улица Академика Пилюгина, дом 26 был выявлен гражданин Республики Узбекистан Атабаев Б.И., находящийся на территории Российской Федерации с 05 марта 2013 года, который нарушил установленный режим пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, а именно: в нарушение ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" уклонился от выезда за пределы Российской Федерации по истечении установленного срока временного пребывания, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства судья посчитал надлежащим образом установленными и подтвержденными материалами дела, в том числе: протоколом об административном правонарушении; протоколом об административном задержании; рапортом сотрудника полиции; копией отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства; справкой УФМС России по г. Москве; распечаткой базы данных УФМС России по г. Москве.
Между тем с таким выводом нельзя согласиться.
Согласно ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на день совершения административного правонарушения) административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Согласно ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин, не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, является незаконно находящимся на территории Российской Федерации и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По общему правилу, установленному в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан), если иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, срок его временного пребывания в Российской Федерации не может превышать девяносто суток.
Как следует из ч. 4 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан, решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.
Как следует из приложенной к надзорной жалобе и имеющейся в материалах дела копии миграционной карты (л.д. 23), а также поступившего по запросу суда сообщению начальника отдела адресно-справочной работы и информационных ресурсов УФМС России по г. Москве от 09 августа 2013 года (л.д. 38), гражданин Республики Узбекистан Атабаев Б.И., 30 июля 1983 года рождения, был поставлен на миграционный учет с 03 июня 2013 года по 04 марта 2013 года по адресу: г. Москва, ххх.
Из материалов дела, усматривается, что в вину Атабаеву Б.И. вменено нарушение иностранным гражданином режима пребывания в РФ, выразившееся в уклонении от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания.
Между тем, ч. 5 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан предусмотрено, что срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче ему разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента в соответствии со ст.ст. 13.1, 13.2 или 13.3 данного Закона. А в силу п. 1.3 ч. 1 ст. 13.1 указанного закона разрешение на работу является основанием для продления срока временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, установленного абзацем вторым пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Из сообщения начальника отдела внешней трудовой миграции УФМС России по г. Москве (л.д. 35-36) следует, что 22 апреля 2013 года на имя гражданина Республики Узбекистан Атабаева Б. было выдано разрешение на работу серия 77 N ххх сроком действия с 03 апреля 2013 года по 04 марта 2014 года, а согласно сообщению начальника отдела адресно-справочной работы и информационных ресурсов УФМС России по г. Москве от 09 августа 2013 года (л.д. 38), он (Атабаев) был поставлен на миграционный учет с 03 июня 2013 года по 04 марта 2013 года по адресу: г. Москва, ххх.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о законности нахождения Атабаева Б.И. на территории РФ на момент его задержания 28 июня 2013 года, что свидетельствует об отсутствии события инкриминируемого ему правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 ч. 1 КоАП РФ, - уклонения от выезда из РФ по окончании срока временного пребывания на территории РФ (90 суток).
С учетом изложенного, постановление судьи Гагаринского районного суда города Москвы от 28 июня 2013 года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении Атабаева Б.И. подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление судьи Гагаринского районного суда города Москвы от 28 июня 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Атабаева Б.И. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Д.А. Фомин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.