Решение Московского городского суда от 30 сентября 2013 N 7-2022/13
Судья Москаленко М.С.
Дело N 7-2022
РЕШЕНИЕ
30 сентября 2013 года г. Москва
Судья Московского городского суда Исюк И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе и дополнение к жалобе Ионова Д.Э. на постановление судьи Басманного районного суда г. Москвы от 07 июня 2013 года, которым
Ионов Д. Э. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей,
установил:
09 мая 2013 года УУП ОМВД России по Басманному району г. Москвы в отношении Ионова Д.Э. составлен протокол ЦАО N 0602130 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении передано в Басманный районный суд г. Москвы для рассмотрения по существу, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Ионов Д.Э. обратился в суд с жалобой на постановление судьи Басманного районного суда г. Москвы, в которой ставит вопрос об его отмене, ссылаясь на обстоятельства рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу; необоснованность выводов суда о доказанности его виновности в совершении вмененного правонарушения; ошибочное указание судом первой инстанции Префектуры по ЦАО г.Москвы как субъекта исполнительной власти, с которым необходимо согласовывать публичное мероприятие.
В судебное заседание Ионов Д.Э., защитник Лютиков П.В. явились, поддержали жалобу по изложенным в ней доводам.
До рассмотрения дела по жалобе по существу Ионовым Д.Э. заявлено ходатайство о прекращении производства по делу ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих его виновность в совершении инкриминируемого правонарушения, которое по рассмотрению его судом отклоняется как заявленное преждевременно, доводы, изложенные в ходатайстве, приняты в качестве дополнения к доводам поступившей на рассмотрение жалобы.
Также Ионовым Д.Э. заявлено ходатайство о вызове и допросе в качестве свидетеля по делу Гусева Ю.Н., обсудив которое суд приходит в выводу об отказе в его удовлетворении, поскольку представленные материалы дела, непосредственное изучение представленных в материалах дела доказательств в ходе судебного разбирательства по существу, допрос явившихся непосредственных свидетелей по делу об административном правонарушении, позволяют суду без истребования каких-либо дополнительных доказательств, проверить как материалы дела в целом, так и доводы поступившей на рассмотрение жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав Ионова Д.Э., защитника Лютикова П.В., допросив в качестве свидетелей К. С.Г., Н. И.В., нахожу основания для изменения постановления судьи.
Как установлено судом, Ионов Д.Э. 09 мая 2013 года в 18 часов 30 минут, находясь по адресу: ***, в составе группы граждан в количестве 17 человек принимал участие в проведении шествия, являясь участником публичного мероприятия с нарушением установленного порядка проведения шествия без согласования с органами исполнительной власти субъекта исполнительной власти в лице Префектуры ЦАО г. Москвы. Ионов Д.Э. принимал участие в шествии, выкрикивая лозунг "Россия без Путина", а также в виде атрибутики в руках держал белую ленточку. На неоднократные требования сотрудников полиции прекратить данное публичное мероприятие не реагировал, продолжая привлекать внимание граждан, чем нарушил требование ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ и Федерального закона N 54-ФЗ от 19.06.2004 года "О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях" с внесенным изменениями Федерального закона Федерального закона Российской Федерации от 08 июня 2012 года N 65-ФЗ города Москвы "О внесении изменений в Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Факт совершения административного правонарушения и вина Ионова Д.Э. в его совершении были подтверждены протоколом об административном правонарушении, составленном в отношении Ионова Д.Э. по ч.2 ст.20.2 КоАП РФ от 09 мая 2013 года; протоколом об административном задержании от 09 мая 2013 года; рапортами сотрудников полиции ЦСН ОМОН ГУ МВД России по г. Москве; ответом на запрос из Префектуры ЦАО г. Москвы от 17.05.2013 года, согласно которому уведомлений о проведении массовых мероприятий 09 мая 2013 г. по адресу: г***, в Префектуру ЦАО г. Москвы не поступало. В судебном заседании Московского городского суда в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении был опрошен К. С.Г., который пояснил, что 9 мая 2013 г. с 12 часов 00 минут он находился на службе по охране общественного порядка по адресу: г. Москва, Чистопрудный бульвар, д.13. Около 18 часов 30 минут по адресу: ***им был задержан и доставлен в ОМВД России по Басманному району г.Москвы Ионов Д.Э., который в составе группы граждан в количестве 17 человек принимал участие в проведении шествия, а именно выстроившись в одну колонну, размахивал белыми ленточками, выкрикивал лозунг "Россия без Путина", без уведомления и согласования с органами исполнительной власти. На неоднократные требования сотрудников полиции прекратить данное публичное мероприятие не реагировал, продолжая привлекать внимание граждан. Также в судебном заседании Московского городского суда по обстоятельствам дела об административном правонарушении в качестве свидетеля по делу был опрошен Н.И.В., который дал аналогичного содержания показания, поясняя, что задержание Ионова Д.Э. по указанным выше обстоятельствам он производил совместно с К. С.Г., после чего оформил письменный рапорт, в котором также изложил обстоятельства задержания Ионова Д.Э. ввиду допущенного последним нарушением общественного порядка.
Согласно Федеральному закону от 19.06.2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ необходимо предварительно уведомлять орган исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, в том числе о месте и времени его проведения и предполагаемой численности его участников.
При проведении шествия группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трёх дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днём (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырёх дней до дня его проведения.
Согласно ст. 5 указанного Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Судом установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия 09 мая 2013 года по адресу: г. Москва, Чистопрудный бульвар, д.13, в Префектуру ЦАО г. Москвы, к подведомственности которой относится данный адрес, не поступало. Участники шествия, в том числе Ионов Д.Э., нарушили установленный порядок поведения публичного мероприятия, не обращаясь в орган исполнительной власти, для получения разрешения о его проведении. Кроме того, согласно исследованным доказательствам, до сведения участников шествия было доведено о нарушении ими установленного порядка проведения публичного мероприятия, однако на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить его, участники, в частности, Ионов Д.Э., не реагировал.
Согласно постановлению судьи, Ионов Д.Э. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, то есть принимал участие в проведении несогласованного мероприятия в форме шествия без подачи в установленном порядке в органы власти уведомления о его поведении.
В части 1 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность организатора публичного мероприятия за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2 - 4 настоящей статьи.
Часть 2 ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.
Указанные в ч. 1 и 2 ст. 20.2 КоАП РФ действия, повлекшие наступление общественно опасных (общественно вредных) последствий в виде создания помех движению пешеходов или транспортных средств либо превышения норм предельной заполняемости территории (помещения), причинения вреда здоровью человека или имуществу (если в этих действиях не содержится уголовно наказуемого деяния), а также совершенные в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и осложнившие выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создавшие угрозу безопасности населения и окружающей среды, квалифицируются по ч.ч. 3, 4 и 7 ст. 20.2 КоАП РФ, предусматривающим более строгие меры ответственности за их совершение.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).
Согласно ст. 2 названного Федерального закона под шествием понимается массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
Частью 5 названной выше нормы предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Анализ положений ст. 20.2 КоАП РФ во взаимосвязи с приведенными положениями Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях позволяет сделать вывод о том, что норма ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ является специальной по отношению к ч. 1 указанной статьи и распространяется только на организаторов публичного мероприятия, нарушивших установленный в ч. 5 ст. 5 Закона запрет на его организацию или проведение без подачи уведомления в орган публичной власти. При этом если такое уведомление было подано, но в его согласовании было отказано, действия организатора публичного мероприятия подлежат квалификации по ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ.
В свою очередь, действия (бездействие) участников публичного мероприятия, не согласованного с органом публичной власти, подлежат квалификации по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положение лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственность его рассмотрения.
При таких обстоятельствах действия Ионова Д.Э. подлежат квалификации на ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей, поскольку он, являясь участником публичного мероприятия, нарушил установленный порядок его проведения, не выяснил юридически значимые обстоятельства, а именно законность его проведения.
Порядок и срок давности привлечения Ионова Д.Э. к административной ответственности соблюдены.
Вопреки доводам жалобы нарушений норм материального и процессуального права, в том числе права на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении при наличии данных о надлежащем извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу, отсутствии каких-либо ходатайств об отложении рассмотрения дела от лиц, в нем участвующих, влекущих отмену обжалуемого постановления, - не имеется, равно как не имеется оснований для прекращения производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
решил:
Постановление судьи Басманного районного суда г. Москвы от 07 июня 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Ионова Д. Э. изменить: переквалифицировать действия Ионова Д. Э. с ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ на по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей, в остальной части постановление судьи оставить без изменения, а жалобу Ионова Д.Э. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда И.В.Исюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.