Решение Московского городского суда от 30 сентября 2013 N 7-2023/13
Судья Москаленко М.С.
Дело N 7-2023
РЕШЕНИЕ
30 сентября 2013 года г. Москва
Судья Московского городского суда Исюк И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Рыжовой Е.Н. на постановление судьи Басманного районного суда г. Москвы от 10 июня 2013 года, которым
Рыжова Е. Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей,
установил:
09 мая 2013 года УУП ОМВД России по Басманному району г. Москвы составлен протокол ЦАО N 0602117 об административном правонарушении в отношении Рыжовой Е.Н. по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении передано в Басманный районный суд г. Москвы для рассмотрения по существу, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Рыжова Е.Н. обратилась в суд с жалобой на постановление судьи, в которой ставит вопрос об его отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения. В обоснование жалобы Рыжова Е.Н. указывает на то, что суд необоснованно отклонил ходатайства заявителя о допросе в качестве свидетелей сотрудников полиции ЦСН ОМОН ГУ МВД России по г.Москве М. А.В., Ч. Р.А., также С. А.Ф., Ч. Е.Н., также необоснованно судом было отказано в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела видеозаписи задержания Рыжовой Е.Н.
В судебное заседание Рыжова Е.Н., защитник Букварева А.А. явились, поддержали жалобу по изложенным в ней доводам.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав Рыжову Е.Н., защитника Буквареву А.А., допросив свидетеля Ч. Р.А., нахожу основания для изменения обжалуемого постановления судьи.
Как установлено судом Рыжова Е.Н. 09 мая 2013 года в 18 часов 30 минут, находясь по адресу: ***, в составе группы граждан в количестве 17 человек принимала участие в проведении шествия, являясь участником публичного мероприятия с нарушением установленного порядка проведения шествия без согласования с органами исполнительной власти субъекта исполнительной власти в лице Префектуры ЦАО г. Москвы. Рыжова Е.Н. принимала участие в шествии, выкрикивая лозунг "Россия без Путина", а также в виде атрибутики в руках держала белую ленточку. На неоднократные требования сотрудников полиции прекратить данное публичное мероприятие не реагировала, продолжая привлекать внимание граждан, чем нарушила требование ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ и Федерального закона N 54-ФЗ от 19.06.2004 года "О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях" с внесенным изменениями Федерального закона Федерального закона Российской Федерации от 08 июня 2012 года N 65-ФЗ города Москвы "О внесении изменений в Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Факт совершения административного правонарушения и вина Рыжовой Е.Н. в его совершении были подтверждены: протоколом об административном правонарушении, составленном в отношении Рыжовой Е.Н. по ч.2 ст.20.2 КоАП РФ от 09 мая 2013 года; протоколом об административном задержании от 09 мая 2013 года; рапортами сотрудников полиции ЦСН ОМОН ГУ МВД России по г. Москве; ответом на запрос из Префектуры ЦАО г. Москвы от 17.05.2013 года, согласно которому уведомлений о проведении массовых мероприятий 09 мая 2013 года по адресу: ***, в Префектуру ЦАО г. Москвы не поступало.
В судебном заседании при рассмотрении жалобы в качестве свидетеля по делу был опрошен Ч.Р.А., который показал, что 9 мая 2013 г. с 12 часов 00 минут он находился на службе по охране общественного порядка по адресу: ***. В 18 часов 30 минут по адресу: *** Ч. Р.А. была задержана и доставлена в ОМВД России по Басманному району г.Москвы Рыжова Е.Н., которая в составе группы граждан в количестве 17 человек принимала участие в проведении шествия, а именно выстроившись в одну колонну, размахивала белыми ленточками, выкрикивала лозунги "Россия без Путина", без уведомления и согласования с органами исполнительной власти субъекта исполнительной власти РФ в лице Префектуры по ЦАО г.Москвы. На неоднократные требования сотрудников полиции прекратить данное публичное мероприятие не реагировала, продолжая привлекать внимание граждан.
Согласно Федеральному закону от 19.06.2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ необходимо предварительно уведомлять орган исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, в том числе о месте и времени его проведения и предполагаемой численности его участников.
При проведении шествия группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трёх дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днём (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырёх дней до дня его проведения.
Согласно ст. 5 указанного Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Судом установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия 09 мая 2013 года по адресу: ***, в Префектуру ЦАО г. Москвы, к подведомственности которой относится данный адрес, не поступало. Однако, участники шествия, в том числе Рыжова Е.Н., нарушили установленный порядок поведения публичного мероприятия, не обращаясь в орган исполнительной власти, для получения разрешения о его проведении. Кроме того, согласно исследованным доказательствам, до сведения участников шествия было доведено о нарушении ими установленного порядка проведения публичного мероприятия, однако на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить его, участники, в частности, Рыжова Е.Н., не реагировали.
Согласно постановлению судьи, Рыжова Е.Н. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, то есть принимала участие в проведении несогласованного мероприятия в форме шествия без подачи в установленном порядке в органы власти уведомления о его поведении.
В части 1 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность организатора публичного мероприятия за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2 - 4 настоящей статьи.
Часть 2 ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.
Указанные в ч. 1 и 2 ст. 20.2 КоАП РФ действия, повлекшие наступление общественно опасных (общественно вредных) последствий в виде создания помех движению пешеходов или транспортных средств либо превышения норм предельной заполняемости территории (помещения), причинения вреда здоровью человека или имуществу (если в этих действиях не содержится уголовно наказуемого деяния), а также совершенные в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и осложнившие выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создавшие угрозу безопасности населения и окружающей среды, квалифицируются по ч.ч. 3, 4 и 7 ст. 20.2 КоАП РФ, предусматривающим более строгие меры ответственности за их совершение.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).
Согласно ст. 2 названного Федерального закона под шествием понимается массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
Частью 5 названной выше нормы предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Анализ положений ст. 20.2 КоАП РФ во взаимосвязи с приведенными положениями Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях позволяет сделать вывод о том, что норма ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ является специальной по отношению к ч. 1 указанной статьи и распространяется только на организаторов публичного мероприятия, нарушивших установленный в ч. 5 ст. 5 Закона запрет на его организацию или проведение без подачи уведомления в орган публичной власти. При этом если такое уведомление было подано, но в его согласовании было отказано, действия организатора публичного мероприятия подлежат квалификации по ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ.
В свою очередь, действия (бездействие) участников публичного мероприятия, не согласованного с органом публичной власти, подлежат квалификации по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положение лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственность его рассмотрения.
При таких обстоятельствах действия Рыжовой Е.Н. подлежат квалификации на ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей, поскольку она, являясь участником публичного мероприятия, нарушила установленный порядок его проведения, не выяснила юридически значимые обстоятельства, а именно законность его проведения.
Порядок и срок давности привлечения Рыжовой Е.Н. к административной ответственности соблюдены.
Вопреки доводам жалобы нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого постановления, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
решил:
Постановление судьи Басманного районного суда г. Москвы от 10 июня 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Рыжовой Е. Н. изменить: переквалифицировать действия Рыжовой Е. Н. с ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ на по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей, в остальной части постановление судьи оставить без изменения, а жалобу Рыжовой Е.Н. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда И.В.Исюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.