Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда
в составе:
председательствующего Параскун Т. И.
судей Бусиной Н. В., Блинова В. А.
при секретаре Ахроменко Н. А.
с участием прокурора Текутьевой Я. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истицы В.Г.П. - В.В.Н.
на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от13 августа 2013г. по делу по иску В.Г.П. к Военному комиссариату Алтайского края о взыскании сумм возмещения вреда здоровью.
Заслушав доклад судьи Бусиной Н. В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В.Г.П. является вдовой ветерана подразделений особого риска Российской Федерации В.В.А.., инвалида 2 группы, умершего (дата). На основании п.2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N2123-1, а также с учетом Определения Конституционного суда Российской Федерации от 07 октября 2005 года N385-О, Определения от 01 марта 2010 года N296-О-П на граждан подразделений особого риска, ставших инвалидами, распространены нормы о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе, право на ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью, установленное п.15 ст.14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Таким образом, с момента смерти В.В.А. Военный комиссариат Алтайского края обязан выплачивать ежемесячно в пользу В.Г.П. 1\2 суммы ежемесячного возмещения вреда здоровью, предусмотренного п.15 ст. 14 указанного Закона. Однако в нарушение действующего законодательства Военный комиссариат Алтайского края данные выплаты не производил.
При изложенных обстоятельствах В.Г.П. обратилась в суд с иском, с учетом уточнения заявленных требований, о признании действий Военного комиссариата Алтайского края по невыплате сумм возмещения вреда здоровью незаконными, возложении на ответчика обязанность выплатить суммы ежемесячного возмещения вреда здоровью с (дата) с учетом инфляции.
В процессе рассмотрения дела В.Г.П., ее представитель В.В.Н. настаивали на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика - М.Т.А., возражая против удовлетворения заявленных истицей требований, просила также прекратить производство по делу в части исковых требований о взыскании сумм возмещения вреда здоровью за период с (дата) по (дата) с учетом инфляции, о взыскании указанных сумм с (дата), поскольку имеется определение Центрального районного суда г. Барнаула от (дата) о прекращении производства по делу в связи с отказом В.Г.П. от исковых требований в указанной части.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 13 августа 2013г. исковые требования В.Г.П. оставлены без удовлетворения.
Определением этого же суда от 13 августа 2013г. прекращено производство по делу по иску В.Г.П. к Военному комиссариату Алтайского края о взыскании сумм возмещения вреда здоровью за период с (дата) по (дата) с учетом инфляции, взыскании указанных сумм с (дата) по основаниям, предусмотренным ст. 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе представитель истицы В.Г.П. - В.В.Н. просит решение суда отменить, принять новое решение по существу заявленных истицей требований.
Доводы жалобы аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении. По мнению подателя жалобы, положения п.2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991г. "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с учетом правовой позиции изложенной в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 01 марта 2010г. N 296-О, положения п. 15 ст. 14 указанного Закона распространяются и на граждан из подразделений особого риска, следовательно, и на членов их семьи, в случае смерти инвалидов, на которых распространяются меры социальной поддержки. Отсутствие в п.2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991г. ссылки на распространение мер социальной поддержки на семьи, потерявших кормильца положений п.15 ст. 14 Закона о ЧАЭС, как и на самих граждан из подразделений особого риска противоречит ст. 19, 42, 55 Конституции Российской Федерации.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истицы, представителя ответчика, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав представителя истицы - В.В.Н., поддержавшего доводы жалобы, заслушав прокурора, полагавшего постановленное решение законным и обоснованным, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч.1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что В.Г.П. является вдовой В.В.А., инвалида 2 группы, умершего (дата), причиной смерти является увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы, связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
Истица являлась получателем пенсии по инвалидности на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", выплата которой прекращена 01 ноября 2003 года в связи со смертью получателя пенсии.
С (дата) В.Г.П., как члену семьи военнослужащего, Военным комиссариатом Алтайского края назначена пенсия по случаю потери кормильца.
Статьей 42 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС" установлено право на получение всех видов выплат и компенсаций за вред, причиненный здоровью граждан в результате воздействия радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, а также семьям за потерю кормильца вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с последующими изменениями и дополнениями) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой ежемесячной денежной компенсации. В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца.
Пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" действие Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1 распространено на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных указанным Постановлением.
Согласно пункту 2 данного Постановления (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ) лицам, ставшим инвалидами, указанным в пункте 1 этого же Постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 1 части третьей статьи 27.1, статьей 29 (за исключением абзаца второго пункта 2 части первой), частями первой - третьей статьи 39 названного Закона.
Абзацем 4 пункта 2 названного Постановления установлены меры социальной поддержки для семей, потерявших кормильца из числа граждан подразделений особого риска, предусмотренные пунктами 3, 7, 8, 12 - 14 части первой статьи 14, частью четвертой статьи 39, а также статьями 41 и 42 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В силу пункта 2 Постановления в редакции до вступления в силу Федерального закона N122-ФЗ лицам, ставшим инвалидами, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных статьей 14, частями первой - третьей и седьмой статьи 24, статьей 29, частью первой статьи 39 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Семьям, потерявшим кормильца из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, предоставляются льготы и компенсации, установленные пунктами 4, 12 - 15, 19 - 23 статьи 14, частью второй статьи 39, а также статьями 41 и 42 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", но не ниже норм, установленных Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" в случае потери кормильца вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период военной службы (статьи 67 и 68 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР").
Поскольку пункт 2 Постановления от 27 декабря 1991 года N2123-1 как в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ, так и после вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ, не предусматривает предоставления членам семей умерших инвалидов из числа ветеранов подразделений особого риска ежемесячной денежной компенсации, установленной п. 15 статьи 14 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных В.Г.П. требований.
Судебная коллегия учитывает также и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 16 декабря 2010 года N 1613-О-О, в соответствии с которой положения пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ вносят изменения в абзац первый пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", который определяет порядок распространения норм указанного Закона на граждан из числа ветеранов подразделений особого риска, ставших инвалидами, а поэтому не могут рассматриваться как затрагивающие права граждан, не имеющих такого статуса. Что касается предоставления членам семей умерших инвалидов из числа ветеранов подразделений особого риска ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", то они правом на такую компенсацию не наделены в силу абзаца четвертого пункта 2 названного Постановления Верховного Совета Российской Федерации, которым устанавливаются меры социальной поддержки семей, потерявших кормильца из числа ветеранов подразделений особого риска (как в его первоначальной редакции, так и в редакции статьи 9 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).
Ссылки в апелляционной жалобе на правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в Определениях от 07 октября 2005г. N 385-О и от 01 марта 2010г. N 296-О-П судебная коллегия полагает несостоятельной, поскольку предметом рассмотрения в указанных определениях являлось право самих граждан из подразделений особого риска, а не членов их семей.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы, так как выводы суда на правильном применении норм материального права. Доводы жалобы не опровергают выводы суда и не содержат новых обстоятельств, которые не являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя истицы В.Г.П. - В.В.Н. - оставить без удовлетворения, решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 августа 2013г. - без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.