Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Тертишниковой Л.А., Медведева А.А.,
при секретаре Кудрявцевой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бийске и Бийском районе на решение Бийского городского суда Алтайского края от 08 августа 2013 года
по иску Павлова А. В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бийске и Бийском районе о признании права на досрочное назначение пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Павлов А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бийске и Бийском районе о признании права на досрочное назначение пенсии по старости.
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГ обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в РФ") в связи с педагогической деятельностью. Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГ N истцу было отказано в удовлетворении заявления в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Данный отказ истец полагал незаконным, ссылаясь на то, что на момент обращения к ответчику не имел права на назначение пенсии по ст. 7 Федерального закона, так как не достиг возраста 60 лет, вместе с тем, его педагогический стаж на момент обращения с заявлением составлял более 28 лет.
В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ он проходил срочную службу в Вооруженных Силах СССР, в период службы действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которое предусматривало, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР. На момент прохождения им службы действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, поэтому истец полагал, что дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения, а спорный период подлежит включению в стаж работы по специальности, независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
В связи с чем истец просил включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период прохождения срочной службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, возложить на ответчика обязанность назначить досрочную трудовую пенсию на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" с ДД.ММ.ГГ
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 08 августа 2013 г. исковые требования Павлова А.В. удовлетворены.
На ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бийске и Бийском районе возложена обязанность по включению в специальный стаж работы Павлова А.В. периода прохождения срочной службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ
За Павловым А.В. признано право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
На ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бийске и Бийском районе возложена обязанность по назначению Павлову А.В. досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГ
С ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бийске и Бийском районе в пользу Павлова А.В. взысканы судебные расходы в сумме *** рублей.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Суд не учел, что исчисление специального стажа должно производиться в соответствии с законодательством, действующим на момент установления досрочной пенсии, поскольку на дату обращения истца с заявлением, а также на день отмены постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. N 1397 (01 января 2001 г.) истец не выработал необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии специальный стаж 16 лет 8 месяцев, льготный стаж истца составил 16 лет 3 месяца 4 дня. При этом период службы в армии не должен учитываться при подсчете 2/3 выработанного педагогического стажа на 01 января 2001 г., а подлежит включению в льготный стаж лишь при условии наличия на 01 января 2001 г. специального стажа 16 лет 8 месяцев без учета периода службы. Такая позиция подтверждена судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации (определение от 16 ноября 2012 г. N 49-КГ12-9).
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Занина Н.Н. поддержала доводы жалобы, представитель истца Терентьев Ю.В. просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения в связи с нарушением норм материального и процессуального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ)).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГ Павлов А.В. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бийске и Бийском районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГ N истцу было отказано в удовлетворении указанного заявления в связи с отсутствием 25-летнего стажа педагогической деятельности, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ". В бесспорном порядке Павлову А.В. определен педагогический стаж 16 лет 3 месяца 4 дня.
При этом, в специальный стаж не были включены периоды: с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - служба в составе Вооруженных сил СССР, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - работа *** в ДЮСШ N, поскольку не выполнено условие п. 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, о необходимости наличия по состоянию на 01 января 2001 г. педагогического стажа работы продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
Разрешая спор по настоящему делу, суд первой инстанции исходил из того, что период службы Павлова А.В. в армии подлежит включению в специальный стаж работы независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения у него соответствующего права, поэтому педагогический стаж Павлова А.В. на 01 января 2001 г. составит более 16 лет 8 месяцев, в связи с чем последующий период педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ также подлежит зачету в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" досрочная трудовая пенсия по старости может быть назначена независимо от возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Пунктом 12 приведенных выше Правил предусмотрено, что работа в должностях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды начиная с 01 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 01 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" и в п. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 05 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В период службы истца по призыву с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пп. "г" п. 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом в силу п. 4 указанного Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которые давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Учитывая положения вышеуказанных норм материального права, периоды работы Павлова А.В. после 01 января 2001 г. могли быть зачтены в специальный стаж только при условии наличия у истца на 01 января 2001 г. стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев. Вместе с тем, по состоянию на указанную дату стаж непосредственно работы истца по специальности составил только 16 лет 3 месяца 4 дня, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для зачета периода работы *** в ДЮСШ N с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в стаж Павлова А.В. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Принимая во внимание, что на момент обращения истца ( ДД.ММ.ГГ) с заявлением в пенсионный орган им было выработано менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, также не имелось оснований для зачета в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периода службы Павлова А.В. в составе Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ Доводы жалобы в указанной части заслуживают внимания.
С учетом вышеизложенного, не имеется оснований для признания за истцом права на досрочное назначение трудовой пенсии и возложения на ответчика обязанности по назначению Павлову А.В. досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание, что суд первой инстанции при разрешении настоящего спора в нарушение положений ст. 196 ГПК РФ вышел за пределы заявленных истцом требований, чем нарушил положения процессуального закона. Из содержания искового заявления, а также протоколов судебных заседаний суда первой инстанции не следует, что истец либо его представитель оспаривали решение пенсионного органа в части не включения в педагогический стаж периода работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ На данное обстоятельство ссылался и сам ответчик при рассмотрении дела судом первой инстанции (л.д. 45 оборот). Вместе с тем, указанным доводам пенсионного органа суд первой инстанции не дал надлежащей правовой оценки в судебном решении.
Таким образом, решение суда нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене.
Поскольку все обстоятельства по делу установлены, судебная коллегия полагает возможным принять по делу новое решение, которым исковые требования Павлова А.В. оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бийске и Бийском районе удовлетворить.
Решение Бийского городского суда Алтайского края от 08 августа 2013 года отменить и принять по делу новое решение, которым в иске Павлову А. В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бийске и Бийском районе отказать.
Председательствующий:
Судьи:
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.