Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Храмцовой В.А.,
судей Рудь Е.П., Сачкова А.Н.,
при секретаре Бубенщиковой Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истицы Девяткиной И. М. на решение Бийского городского суда Алтайского края от 07 августа 2013 года по делу
по иску Девяткиной И. М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в г. Бийске и Бийском районе о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанностей по включению периодов работы в специальный стаж, назначению досрочной трудовой пенсии.
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Девяткина И.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в г. Бийске и Бийском районе (далее по тексту также ГУ - УПФ в г.Бийске и Бийском районе) о признании незаконным решения *** от ДД.ММ.ГГ об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности по включению в специальный трудовой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности воспитателя в "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности воспитателя в "данные изъяты", назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГ.
В обоснование исковых требований указала на то, что решением ГУ - УПФ в г.Бийске и Бийском районе *** от ДД.ММ.ГГ ей отказано в установлении пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. В стаж не засчитаны периоды работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве воспитателя "данные изъяты", так как работала с неполной ставкой, а также период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности воспитателя "данные изъяты", поскольку находилась на курсах повышения квалификации.
Истица не согласна с указанным решением пенсионного органа в части незачета спорных периодов работы, поскольку согласно распоряжению администрации "данные изъяты" *** от ДД.ММ.ГГ воспитатели дошкольных учреждений с ДД.ММ.ГГ были переведены на 36 часовой фонд рабочего времени в неделю, оставив режим работы и штатное расписание на прежнем уровне. Полагает, что в спорный период времени отсутствовали какие-либо нормативно-правовые акты об установлении режима рабочего времени с неполной ставкой для воспитателей. Из штатного расписания и тарификационных списков за спорный период времени следует, что она выполняла должностные обязанности в период работы в "данные изъяты" с полной ставкой. Невключение в специальный стаж педагогической деятельности периода работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в момент нахождения на курсах повышения квалификации в период трудовой деятельности в "данные изъяты" согласно сведениям персонифицированного учета также является незаконным.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в удовлетворении исковых требований Девяткиной И.М. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истица Девяткина И.М. просит решение суда отменить, вынести новое об удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая на то, что суд ошибочно применил положения Постановления Правительства Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ, которым установлено, что периоды работы, выполнявшейся до ДД.ММ.ГГ, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени, а после - лишь при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку. Указанной нормой Постановления лица, осуществляющие педагогическую деятельность в условиях неполной ставки, ставятся в неравное дискриминационное положение с такими же работниками, которыми была назначена досрочная трудовая пенсия до ДД.ММ.ГГ. Истица была принята на работу в условиях полного рабочего дня, период работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ истица также работала полный рабочий день. Кроме того, в соответствии со ст. 93 Трудового кодекса Российской Федерации работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений в отношении исчисления его трудового стажа, это влияет на размер его заработка. Работа в условиях неполного рабочего времени не противоречит Закону Российской Федерации "Об образовании" и не влияет на исчисление трудового стажа. Суд не принял во внимание показания свидетелей ФИО1, ФИО2 о том, что воспитатели работали дополнительно по 6 часов в неделю с проходной группой, что также подтверждается представленными письменными доказательствами, которым суд не дал оценку. Также подлежит зачету в специальный стаж период нахождения истицы на курсах повышения квалификации, поскольку за указанный период сохраняется заработная плата и место работы.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика Тепляшину И.С., возражавшую против удовлетворения жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
В Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 включены воспитатели дошкольных учреждений, в том числе дошкольных учреждений всех наименований.
Согласно п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка.
В п.1 раздела "Наименование должностей" Списка предусмотрена должность "воспитатель", а среди наименований учреждений, указанных в п.1.1 Списка значатся "Дошкольные образовательные учреждения" следующих видов: детские сады всех наименований, ясли-сад, детские ясли и другие, что позволяет прийти к выводу, что работа в должности воспитателя в дошкольных образовательных учреждениях любых наименований включается в специальный стаж, учитываемый при досрочном назначении пенсии.
Как видно из материалов дела, Девяткина И.М. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ работала в "данные изъяты".
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГ Девяткина И.М. обратилась с заявлением в пенсионный орган о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением ГУ - УПФ в г.Бийске и Бийском районе от ДД.ММ.ГГ Девяткиной И.М. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Пенсионным органом не включены периоды работы истца с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности воспитателя в "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности воспитателя в "данные изъяты"
Вместе с тем, пенсионным органом засчитан специальный стаж истца 24 года 0 месяцев 25 дней.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу, что у истца отсутствует 25-летний стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей, в связи с чем отказал в удовлетворении требований истца о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о включении в специальный стаж периода работы истца с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности воспитателя в "данные изъяты", суд исходил из того, что в указанный период времени истица работала с неполной ставкой, поэтому он не может быть засчитан в специальный стаж.
Судебная коллегия не соглашается с такими выводами суда по следующим основаниям.
Согласно п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", действующего в спорные периоды работы истицы, для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Действительно, согласно представленной справки "данные изъяты" *** от ДД.ММ.ГГ Девяткина И.М. в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, работая в должности воспитателя в "данные изъяты", не выполняла норму рабочего времени педагогической нагрузки, установленной за ставку рабочего времени, что подтверждается справкой (л.д. 13).
Между тем, разрешая вопрос о выполнении педагогическим работником нормы рабочего времени в данном случае необходимо учитывать то обстоятельство, что, несмотря на снижение законом субъекта педагогической нагрузки, установленной на ставку заработной платы педагогическим работникам, размер самой ставки заработной платы (должностной оклад) не меняется. Поэтому все удержания из заработка, в том числе и в Пенсионный фонд, производятся в полном размере исходя из полной ставки заработной платы без ограничения в зависимости от количества фактически отработанных часов.
Судом установлено, что за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ заработная плата начислялась истице по 0,83 ставки.
Вместе с тем, указанные выводы суда противоречат материалам дела.
Так, согласно имеющимся в материалах дела штатным расписаниям на ДД.ММ.ГГ год, ДД.ММ.ГГ год, тарификационным спискам на ДД.ММ.ГГ год по детскому саду-ясли "данные изъяты" воспитателями, в том числе истцом, выполнялась норма работы по 1 ставке, заработная плата выплачивалась также исходя из 1 ставки.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица Девяткиной И.М. начислялась заработная плата исходя из 1 ставки, из чего в пенсионный орган производились отчисления в полном размере исходя из полной ставки заработной платы без ограничения в зависимости от количества фактически отработанных часов.
При этом указанные обстоятельства также подтверждаются показаниями свидетелей ФИО1, ФИО2, допрошенных в судебном заседании.
Указание суда на то, что в спорный период времени истица фактически работала 30 часов в неделю, что и отражалось в табелях учета рабочего времени, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку табелей учета рабочего времени в материалах дела нет.
На основании изложенного судебная коллегия полагает, что у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований о включении в специальный стаж истицы периода работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности воспитателя в "данные изъяты" и признании незаконным решения пенсионного органа по невключению в специальный стаж указанного периода работы.
Также судебная коллегия не соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о включении в специальный стаж периода работы истца ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности воспитателя в "данные изъяты" и признания незаконным решения пенсионного органа по невключению в специальный стаж данного периода работы.
Отказывая в удовлетворении указанных исковых требований, суд исходил из того, что Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, установлен исчерпывающий перечень периодов, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, однако, период нахождения работника на курсах повышения квалификации в указанный перечень не входит.
Судебная коллегия не соглашается с таким выводом суда по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Девяткина И.М. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ находилась на курсах повышения квалификации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Из материалов дела следует, что в период нахождения на курсах повышения квалификации за истицей сохранялась заработная плата, работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В этой связи периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поэтому решение в указанной части подлежит отмене с вынесением нового о включении периода работы Девяткиной И.М. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности воспитателя в "данные изъяты" в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Также подлежит отмене решение суда в части отказа в удовлетворении требования истицы о признании незаконным решения ГУ - УПФ в г.Бийске и Бийском районе от ДД.ММ.ГГ *** в части невключения в специальный стаж периода работы Девяткиной И.М. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности воспитателя в "данные изъяты"
С учетом подлежащих включению в специальный стаж истицы периодов работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности воспитателя в "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности воспитателя в "данные изъяты", а также специального стажа педагогической деятельности Девяткиной И.М., неоспоренного пенсионным органом (24 года 0 месяцев 25 дней), специальный стаж Девяткиной И.М. составляет более необходимого стажа в 25 лет.
При таких обстоятельствах также подлежит отмене решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о досрочном назначением трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГ, с вынесением нового об удовлетворении указанных требований.
На основании ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежит взысканию расходы на оплату государственной пошлины в размере "данные изъяты" руб.
Руководствуясь ст.ст. 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истицы Девяткиной И. М. удовлетворить.
Решение Бийского городского суда Алтайского края от 07 августа 2013 года отменить и вынести новое решение.
Исковые требования Девяткиной И. М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в г. Бийске и Бийском районе о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанностей по включению периодов работы в специальный стаж, назначению досрочной трудовой пенсии удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в г. Бийске и Бийском районе *** от ДД.ММ.ГГ в части невключения в специальный стаж Девяткиной И. М. периода работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности воспитателя в "данные изъяты", периода работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности воспитателя в "данные изъяты".
Включить в специальный стаж Девяткиной И. М., дающий право на досрочной назначение трудовой пенсии по старости периоды работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности воспитателя в "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности воспитателя в "данные изъяты"
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в г. Бийске и Бийском районе назначить Девяткиной И. М. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в г. Бийске и Бийском районе в пользу Девяткиной И. М. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.