Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.
судей Бусиной Н.В., Блинова В.А.
при секретаре Ахроменко А. Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 07 августа 2013 года по делу
по иску Пушкарева В.Б. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Бусиной Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
(дата) Пушкарев В.Б., (дата) рожденья, обратился в УПФР в г.Барнауле с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи со стажем медицинской работы 30 лет.
Решением от (дата) *** Пушкареву В.Б. отказано в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого специального стажа.
При этом в специальный стаж не зачтены периоды нахождения в командировке с (дата) по (дата), на военных сборах с (дата) по (дата), на стажировке с (дата) по (дата), на курсах повышения квалификации с (дата) по (дата), в отпуске без сохранения заработной платы с (дата) по (дата) на основании Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516.
Согласно решению пенсионного органа стаж работы истца в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения составил 29 лет 6 месяцев 28 дней.
Не согласившись с данным решением, Пушкарев В. Б. обратился в суд с настоящим иском, указывая, что повышение квалификации, командировка и нахождение на военных сборах являлось для него обязанностью как медицинского работника, необходимым условием допуска к осуществлению лечебной деятельности. В указанные периоды за ним сохранялось место работы, должность и заработная плата. В связи с этим Пушкарев В.Б. просил возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж периоды нахождения в командировке с (дата) по (дата), на военных сборах с (дата) по (дата), на курсах повышения квалификации с (дата) по (дата).
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 07 августа 2013 года исковые требования удовлетворены.
Включены в специальный стаж Пушкарева В.Б., дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, следующие периоды: с (дата) по (дата) - нахождение в командировке; с (дата) по (дата) год - военные сборы; с (дата) по (дата) - курсы повышения квалификации.
На ответчика возложена обязанность назначить Пушкареву В.Б. трудовую пенсию по старости досрочно с (дата).
С ГУ УПФР в г. Барнауле в пользу Пушкарева В.Б. взысканы расходы по уплате госпошлины в размере "данные изъяты" руб.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить в части возложения обязанности зачесть в специальный стаж период прохождения военных сборов и назначения трудовой пенсии по старости с (дата).
В обоснование жалобы указано, что период прохождения военных сборов не включается в специальный стаж на основании Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, утвердившего Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, согласно которым из стажа на соответствующих видах работ исключаются учебные отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, административные отпуска, простои, имевшие место в течение всех периодов, включаемых в специальный стаж.
Кроме того, период прохождения военных сборов не подлежит зачету в специальный стаж, поскольку наименование должности и учреждения не предусмотрено Списками работ, профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии, N 781 и Списком N 464. Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, на которое ссылается суд в решении, не подлежало применению при регулировании спорных правоотношений, так как данное постановление было отменено с 01.10.1993. Судом дано неправильное толкование нормам указанного Постановления N 1397, поскольку служба в Вооруженных силах СССР согласно данному акту засчитывалась в специальный стаж при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу в учреждениях и должностях, работа в которых давала право на досрочное назначение пенсии. Без учета данного правила могла быть засчитана в специальный стаж служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР. Факт прохождения Пушкаревым В.Б. службы по специальности в составе Вооруженных Сил СССР судом не исследовался. В связи с чем, для зачета в специальный стаж спорного периода необходимо было установить наличие не менее 2/3 специального стажа на момент отмены постановления - 01.10.1993. Поскольку на указанную дату истцом не была выработана необходимая продолжительность специального стажа, период прохождения военных сборов не подлежал включению в медицинский стаж.
Кроме того, спорный период не подлежат зачету в специальный стаж по тому основанию, что в данный период истцом не осуществлялась лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" период прохождения военной службы засчитывается лишь в страховой стаж.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав истца Пушкарева В. Б., просившего решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39).
Реализация прав граждан на трудовые пенсии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 7 названного Закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно под. 20 п.1 ст.27 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно трудовой книжке истца Пушкарев В.Б. с (дата) принят в медсанчасть " "данные изъяты"" на должность цехового терапевта в поликлинику "данные изъяты", (дата) уволен по собственному желанию.
В соответствии с приказом главного врача МСЧ " "данные изъяты"" *** от (дата) Пушкарев В.Б. - цеховой терапевт, направлен в Центральный РВК для прохождения сборов сроком на 30 дней с (дата) по (дата) с сохранением средней заработной платы.
Согласно решению пенсионного органа об отказе в досрочном назначении пенсии указанный период прохождения военных сборов не подлежит зачету в специальный стаж на основании Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516.
Удовлетворяя исковые требования в данной части, суд первой инстанции обосновано исходил из наличия оснований для включения в специальный стаж периода прохождения военных сборов.
В силу пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости медицинским работникам, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации 29.10.2002 N 781 "О Списках работ, профессий, должностей специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Возможность применения законодательства, действовавшего до введения нового правого регулирования, основана на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, в котором Конституционный суд РФ, установил, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). С учетом изложенного при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).
В период прохождения Пушкаревым В.Б. военных сборов порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения регулировался Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
Довод жалобы о том, что данный нормативный акт не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям в связи с тем, что утратил силу с 1993 года, основан на неверном толковании закона и не соответствует вышеизложенной правовой позиции.
В соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, право на досрочное назначение пенсии предоставлено врачам независимо от наименования должности амбулаторно-поликлинических учреждений всех типов и наименований (поликлиники, медсанчасти и другие).
Таким образом, работа в должности цехового терапевта в поликлинике "данные изъяты", в период которой проходили военные сборы, подлежала зачету в специальный стаж на основании вышеуказанного Перечня. В связи с этим доводы жалобы о том, что период истец не осуществлял работы в должности и учреждении, дающие право на досрочное назначение пенсии, является необоснованным. Кроме того, периоды работы в указанной должности, предшествующие и последующие военным сборам зачтены пенсионным органом в специальный стаж.
В соответствии с Законом СССР от 12.10.1967 N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности" всеобщая воинская обязанность является законом. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - почетная обязанность советских граждан. Воинская служба состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР. Граждане, состоящие на действительной военной службе, именуются военнослужащими, а состоящие в запасе - военнообязанными.
Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные пользуются всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод и несут все обязанности граждан СССР, предусмотренные Конституцией СССР (ст. 68 Закона СССР).
Согласно ст. 72 Закона СССР от 12.10.1967 N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности", действующего в период прохождения истцом военных сборов, за рабочими, служащими и колхозниками, призванными на сборы или привлеченными к командирским занятиям, сохраняется за время сборов (командирских занятий), включая и время следования в пути до воинской части и обратно, занимаемая должность (работа) и выплачивается им по месту работы средний заработок.
Действующий в настоящее время Федеральный закон от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военные сборы также включает в воинскую обязанность гражданина (статья 1), а граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы (статья 37).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 и действовавшего до 01.10.1993, предусмотрена служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.
Вместе с тем, согласно п.4 данного Положения указанные периоды засчитываются в стаж работы по специальности только в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Анализируя пенсионное законодательство, Конституционный Суд РФ в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П указал, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ряда статей Конституции РФ.
В связи с изложенным, при решении вопроса о досрочном назначении пенсии по старости работникам здравоохранения в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, наличие требуемых 2/3 специального стажа необходимо устанавливать на момент обращения работника с заявлением в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, для назначения пенсии.
Доводы жалобы о необходимости установления наличия 2/3 специального стажа на момент отмены вышеуказанного Постановления Совета Министров СССР, то есть 01.10.1993) основан на неправильном толковании закона.
Поскольку на момент обращения Пушкарева В.Б. в пенсионный орган за назначением пенсии истцом выработано 2/3 специального стажа, период нахождения на военных сборах подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Кроме того, спорный период подлежал включению в специальный стаж и на основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства от (дата) N 516, согласно которому в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991.
Как установлено ранее, в период прохождения военных сборов за Пушкаревым В.Б. сохранялось место работы и средний заработок.
Таким образом, указанный период фактически являлся периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов, в связи с чем подлежал зачету в специальный стаж для досрочного назначения пенсии.
При указанных обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для включения спорного периода прохождения истцом военных сборов в специальный стаж истца.
Учитывая, что с учетом включения данного периода в специальный стаж у истца имеется право на назначение досрочной пенсии по старости, суд обоснованно обязал ответчика назначить соответствующую пенсию с момента первоначального обращения.
В остальной части решение суда не обжалуется ответчиком.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 07 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.