Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда
в составе:
председательствующего Параскун Т. И.
судей Бусиной Н. В., Дмитриевой О. С.
при секретаре Савищевой А. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело апелляционной жалобе представителя ответчиков "адрес" сельского Совета депутатов "адрес" района Алтайского края, администрации "адрес" сельсовета "адрес" района Алтайского края - С.Л.В.
на решение "адрес" районного суда Алтайского края от 01 августа 2013г. по делу по иску Д.А.Д. к "адрес" сельскому Совету депутатов "адрес" района Алтайского края, администрации "адрес" сельсовета "адрес" района Алтайского края о признании незаконным решения, взыскании денежного содержания,
Заслушав доклад судьи Бусиной Н. В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
(дата) по итогам результатов голосования депутатов "адрес" сельсовета Д.А.Д. назначен на должность главы администрации "адрес". Срок полномочий главы сельсовета, согласно условий заключенного контракта, составлял 4 года, а именно до (дата)
(дата) полномочия Д.А.Д., как главы "адрес" сельсовета, прекращены по основаниям, предусмотренным п.2 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
На основании решения "адрес" сельского Совета народных депутатов *** от (дата) не избранному главе администрации сельсовета Д.А.Д. назначена выплата денежного содержания с (дата) по (дата) в размере денежного содержания главы с учетом всех индексаций в сумме "данные изъяты". в месяц за счет средств бюджета поселения.
Полагая данное решение незаконным, Д.А.Д. обратился в суд с иском, с учетом уточнения заявленных требований, об отмене решения "адрес" сельского Совета депутатов *** от (дата), взыскании с администрации "адрес" сельсовета "данные изъяты"., и возложении на администрацию "адрес" сельского Совета обязанность производить доплату до уровня денежного содержания, выплачиваемого по должности главы администрации "адрес" сельсовета в соответствии с Уставом от (дата), начиная с (дата) по (дата)
Заявленные требования мотивированы тем, что на момент истечения срока полномочий главы администрации "адрес" сельсовета действовал Устав в редакции 2010г., согласно которому, а также условий контракта, в случае не избрания вновь на должность главы администрации, подлежит выплате ежемесячное денежное содержание до устройства на работу, но не более одного года после окончания контракта. В нарушение условий контракта, работодателем в лице главы "адрес" сельсовета, на основании изменений, внесенных в Устав муниципального образования о сроках выплат содержания не избранного главы, принято решение *** от (дата) о выплате денежного содержания с (дата) по (дата) По мнению истца к возникшим правоотношениям подлежат применению положения о сроках выплат ежемесячного содержания, предусмотренные именно условиями, заключенного с ним контракта.
Поскольку с (дата). по (дата) ежемесячные выплаты не производились, образовалась задолженность в размере "данные изъяты" коп., с учетом полученного пособия по безработице. С (дата) размер оплаты труда истца составляет "данные изъяты"., в связи с чем, должна производиться доплата в сумме "данные изъяты". ( "данные изъяты". - "данные изъяты".).
В связи с отказом истца Д.А.Д. от исковых требований, предъявленных к ответчикам в части возложения на работодателя обязанности выполнить в полном объеме обязательства по выплате содержания, предусмотренного контрактом и действующих на момент его заключения нормативно -правовых актов, о возложении на администрацию "адрес" сельсовета выплачивать ежемесячно доплату в размере "данные изъяты"., определением "адрес" районного суда от (дата) производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Угловского районного суда Алтайского края от 01 августа 2013г. исковые требования Д.А.Д. удовлетворены.
Признано незаконным решение "адрес" сельского Совета депутатов "адрес" Алтайского края *** от (дата)
С администрации "адрес" сельсовета "адрес" Алтайского края в пользу Д.А.Д. взыскана задолженность по выплате ежемесячного денежного содержания за период с (дата) по (дата) в размере "данные изъяты".
На администрацию "адрес" сельсовета "адрес" Алтайского края возложена обязанность производить доплату до уровня денежного содержания, выплачиваемого по должности главы администрации "адрес" сельсовета в соответствии с "Уставом муниципального образования "адрес" сельсовет "адрес" Алтайского края" от (дата), начиная с (дата) по (дата)
Представитель ответчиков в апелляционной жалобе просит решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, отменить, принять новое - об отказе истцу удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы, приведя нормативное обоснование, указано на то, что оспариваемое истцом решение "адрес" сельского Совета депутатов принято в установленном порядке, в пределах полномочий сельского Совета и не противоречит положениям федерального законодательства, а именно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Бюджетному кодексу Российской Федерации, закону Алтайского края "О муниципальной службе в Алтайском крае", а также Уставу муниципального образования "адрес" сельсовет, в редакции (дата). В связи с чем, основания для признания решения "адрес" сельского Совета депутатов от (дата) *** отсутствуют. Принимая данное решение сельский Совет депутатов руководствовался действующей редакцией Устава муниципального образования, которым признан утратившим силу Устав от (дата)
Судом неверно определен момент возникновения права истца на предоставление социальной гарантии, поскольку право на выплату денежного содержания возникало у Д.А.Д. с (дата), вместе с тем его полномочия были прекращены (дата), следовательно, к возникшим правоотношениям применяется законодательство, действующие на момент прекращения полномочий истца. На момент прекращений полномочий Д.А.Д. действовал Устав муниципального образования, принятый решением от (дата), согласно которому срок выплат установлен в три месяца. Данное обязательство полностью выполнено администрацией сельсовета.
Кроме того, по мнению подателя жалобы, является неверным вывод суда о необходимости заключения соглашения об изменении условий контракта в связи с сокращением срока выплаты денежного содержания с одного года до трех месяцев, так как пункт 15 контракта, согласно которому предоставление гарантий, компенсаций и льгот в связи с профессиональной служебной деятельностью осуществляется в соответствии с Федеральными законами, законом Алтайского края и иными нормативными правовыми актами, работодателем не отменен и не изменен.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав истца Д.А.Д., просившего решение суда оставить без изменения, полагая доводы жалобы не обоснованными, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч.1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п.п. 4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании решения "адрес" сельского Совета депутатов "адрес" Алтайского края от (дата) *** Д.А.Д., по результатам тайного голосования, назначен на должность главы администрации "адрес" сельсовета (л. д. 125). Срок полномочий определен контрактом, заключенным (дата), и составил 4 года (л. д. 68-71).
Пунктом 15 данного контракта предусмотрено предоставление гарантий и компенсаций муниципальному служащему, установленных Федеральными законами, законом Алтайского края "О муниципальной службе в Алтайском край" и иными нормативными правовыми актами (л. д.68-71 ).
(дата) полномочия Д.А.Д. как главы администрации "адрес" сельсовета прекращены по основаниям, предусмотренным п.2 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с истечением срока трудового договора (л. д. 127).
Решением "адрес" сельского Совета депутатов "адрес" Алтайского края *** от (дата) Д.А.Д., как не избранному главе администрации сельсовета, назначена ежемесячная выплата за счет средств бюджета поселения сроком на три месяца, с (дата) по (дата) в размере "данные изъяты". (л. д. 67).
Данное решение принято на основании п.п.2 п. 10 ст. 36 Устава муниципального образования "адрес" сельсовет "адрес" Алтайского края от (дата) ***, прошедшего государственную регистрацию и обнародованного (дата), согласно которому сроки выплат ежемесячного денежного содержания в связи с неизбранием на новый срок главы администрации сельсовета изменены с одного года до трех месяцев.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 12 Трудового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что Устав муниципального образования "адрес" сельсовет от (дата), в той его части, которым изменены сроки предоставления гарантий не избранному на новый срок главе администрации, не подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку не содержит положений, предусматривающих его распространение на ранее возникшие отношения. Поскольку на момент возникновения у истца права на дополнительные гарантии при не избрании на новый срок полномочий, а именно на (дата), действовал Устав "адрес" сельсовета в редакции от (дата) ***, при принятии решения об установлении размера ежемесячной выплаты не избранному главе администрации сельсовета, "адрес" сельскому Совету депутатов следовало руководствоваться положениями именно данного Устава.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не соглашается по следующим основаниям.
Положениями ст. ст. 11 и 172 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что действие трудового законодательства и иных актов, содержащих номы трудового права распространяются на отношения муниципальной службы с особенностями, предусмотренными специальными федеральным и региональным законодательством о муниципальной службе. Гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местно самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующим статус и порядок деятельности указанных лиц.
Правовые основы поступления на муниципальную службу в Российской Федерации, прохождение и прекращение муниципальной службы регламентированы Федеральным законом N 25-ФЗ от 02 марта 2007г. "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Статьей 3 указанного Федерального закона установлено, что действие трудового законодательства распространяется на муниципальных служащих с особенностями, установленными данным Законом.
П.3 ч.1 ст. 11 Федерального закона N 25-ФЗ от 02 марта 2007г. "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты не только в соответствии с трудовым законодательством, но и законодательством о муниципальной службе.
Из положений данного Федерального закона также усматривается, что законодатель, вводя понятие муниципальной службы и муниципального служащего (часть 1 статьи 2, часть 1 статьи 10), понятие должности муниципальной службы (часть 1 статьи 6) и в связи с этим устанавливая квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы (статья 9), правовой статус муниципального служащего (статьи 11, 12, 13 и 14), порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения (статьи 16 - 19), общие принципы оплаты труда муниципального служащего, гарантии, предоставляемые муниципальному служащему, и пенсионное обеспечение муниципального служащего и членов его семьи (статьи 22 - 25), порядок финансирования муниципальной службы (статья 34 и 35), одновременно констатирует, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (части 1 и 2 статьи 22, части 2 и 3 статьи 23).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Закона Алтайского края от 07 декабря 2007 года N 134-ЗС "О муниципальной службе в Алтайском крае" лицу, назначенному на должность муниципальной службы главы администрации муниципального образования и замещавшему указанную должность не менее одного года, при прекращении полномочий в случае его отставки по собственному желанию в связи с болезнью, подтвержденной медицинским заключением, неназначения на очередной срок, а также по основаниям, предусмотренным пунктами 11-14 части 10, пунктом 3 части 11 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с уставом муниципального образования может быть предоставлено право на ежемесячную выплату за счет средств местного бюджета в размере, не превышающем денежного содержания (с учетом индексации), ранее выплачиваемого ему по должности главы администрации муниципального образования, со дня прекращения его полномочий по указанным основаниям до устройства на новое место работы, но не более одного года со дня прекращения его полномочий. В случае, если лицо получает пособие по безработице или на новом месте работы получает заработную плату ниже размера ежемесячной выплаты, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, данному лицу в соответствии с уставом муниципального образования может производиться ежемесячная доплата до уровня указанной ежемесячной выплаты за счет средств соответствующего местного бюджета, но не более одного года со дня прекращения полномочий главы администрации муниципального образования.
Аналогичная гарантия предоставлялась и для выборного лица местного самоуправления, осуществлявшего полномочия на постоянной основе не менее одного года, при прекращении его полномочий частями 1, 2 статьи 12 Закона Алтайского края от 10 октября 2011 года N 130-ЗС "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае", действовавшей к моменту окончания срока исполнения Д.А.Д. обязанностей главы администрации сельского совета (Законом Алтайского края от 08 апреля 2013 года N 20-ЗС названная статья признана утратившей силу), в соответствии с которой выборному лицу местного самоуправления, осуществлявшему полномочия на постоянной основе не менее одного года, при прекращении его полномочий в случае отставки по собственному желанию в связи с болезнью, подтвержденной медицинским заключением, неизбрания на очередной срок, а также по основаниям, предусмотренным пунктами 11.1 - 14 части 6 статьи 36 и пунктом 9 части 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, в соответствии с Уставом муниципального образования может быть предоставлено право на ежемесячную выплату в размере, не превышающем денежного содержания (с учетом индексации), ранее выплачиваемого ему по замещавшейся должности, со дня прекращения его полномочий по указанным основаниям до устройства на новое место работы, но не более одного года со дня прекращения его полномочий. В случае, если лицо получает пособие по безработице или на новом месте работы получает заработную плату ниже размера ежемесячной выплаты (с учетом индексации), предусмотренной частью 1 настоящей статьи, данному лицу в соответствии с уставом муниципального образования может производиться ежемесячная доплата до уровня указанной ежемесячной выплаты (с учетом индексации), но не более одного года со дня прекращения его полномочий.
Согласно ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение названных положений законов Российской Федерации и Алтайского края "адрес" сельский совет "адрес" Алтайского края, реализуя предоставленные ему полномочия, в Уставе, принятом решением "адрес" сельского Совета депутатов "адрес" Алтайского края от (дата) *** предусмотрел, что глава администрации сельского совета, замещающий свою должность не менее одного года, в случаях удовлетворения Советом депутатов его заявления об отставке по собственному желанию либо истечения срока контракта продолжает получать денежное содержание (с учетом индексации), выплачиваемое по должности главы администрации сельсовета, со дня прекращения его полномочий по указанному основанию до устройства на новое место работы, но не более одного года со дня прекращения полномочий. В случае, если глава администрации сельсовета получает пособие по безработице или на новом месте работы получает заработную плату ниже размеров денежного содержания (с учетом индексации), выплачиваемого ему по занимаемой ранее должности главы администрации сельсовета, то ему производится доплата до уровня денежного содержания (с учетом индексации), выплачиваемого ему по должности главы сельсовета, но не более одного года со дня прекращения его полномочий по этой должности (п.11 ст. 36 Устава, действовавшего на день назначения истца на должность главы администрации "адрес" сельсовета).
По смыслу приведенных норм права, условием получения заработной платы в течение одного года со дня освобождения от должности главы администрации сельского совета до момента трудоустройства являлось прекращение полномочий выборного должностного лица. До наступления этого условия права на получение указанной выплаты не наступало.
К моменту прекращения полномочий Д.А.Д. в должности главы администрации "адрес" сельсовета действовал Устав муниципального образования, принятый решением "адрес" сельского Совета депутатов *** от (дата), прошедший государственную регистрацию и обнародованный (дата) Устав в редакции от (дата), в связи с принятием Устава от (дата), утратил силу (л. д. 133-137).
Таким образом, на момент возникновения правоотношения, связанного с получением гарантии в виде сохранения заработной платы за бывшим главой сельского совета, каковым является момент прекращения его полномочий, действовали положения о выплате денежного содержания, содержащиеся в п.10 ст. 36 Устава, в редакции от (дата)
В связи с изложенным выводы суда о наличии оснований для получения истцом ежемесячного денежного содержания, выплачиваемого со дня прекращения его полномочий до устройства на новое место работы, а также на получение доплат до уровня ежемесячной выплаты, если размер получаемого пособия по безработице или заработной платы по новому месту работы ниже размера ежемесячной выплаты, но не более одного года со дня прекращения полномочий, основан на неверном толковании норм материального права.
На основании п.10 ст. 36 Устава муниципального образования от (дата) Д.А.Д. имеет право на получение ежемесячной выплаты в размере денежного содержания, ранее выплачиваемого ему по должности главы администрации сельсовета, а также на получение указанных выше доплат, в течение трех месяцев.
Данное обязательство администрацией "адрес" сельсовета "адрес" исполнено в полном объеме, что не оспаривалось при рассмотрении дела.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения "адрес" районного суда от (дата), и принятии нового решения об отказе Д.А.Д. в удовлетворении заявленных им требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя ответчиков "адрес" сельского Совета депутатов "адрес" Алтайского края, администрации Угловского сельсовета "адрес" Алтайского края - С.Л.В. удовлетворить.
Решение Угловского районного суда Алтайского края от 01 августа 2013г. отменить.
Принять новое решение.
Отказать Д.А.Д. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.