Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Мокрушиной В.П., Ковалюк Л.Ю.,
при секретаре Усачевой К.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе С.И.И. на решение Алейского городского суда Алтайского края от 14 августа 2013 года по заявлению С.И.И. об обжаловании бездействия призывной комиссии Алтайского края, начальника отдела военного комиссариата Алтайского края по городу Алейск, Алейскому и Шипуновскому районам, возложении обязанности выдать военный билет.
Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.И.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия призывной комиссии Алтайского края, начальника отдела военного комиссариата Алтайского края по городу Алейск, Алейскому и Шипуновскому районам В.А.И., возложении на последнего обязанности выдать военный билет.
В обоснование требований указано следующее.
Решением призывной комиссии Алейского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ. в отношении заявителя принято решение об освобождении от призыва на военную службу и зачислении в запас на основании вынесенной по результатам медицинского освидетельствования категории годности к военной службе В - ограниченно годен к военной службе.
В нарушение п.22 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятиях среди граждан, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной приказом МО РФ N 240 и Минздрава РФ N 168 от 23.05.2001г., в личном деле призывника и листах медицинского освидетельствования отсутствуют отметки об их изучении врачом-членом призывной комиссии Алтайского края, что позволяет сделать вывод, что решение призывной комиссии Алейского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ. призывной комиссией Алтайского края не рассматривалось и в нарушение ст.ст.28, 29 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотренного законом решения в отношении С.И.И. не выносилось. Между тем, решение призывной комиссии Алейского района Алтайского края является основанием для выдачи заявителю военного билета.
Незаконное бездействие призывной комиссии Алтайского края, начальника отдела военного комиссариата Алтайского края по городу Алейск, Алейскому и Шипуновскому районам нарушает права С.И.И. на освобождение от военной службы по состоянию здоровья, на зачисление в запас, на получение военного билета.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 14 августа 2013 года заявление С.И.И. удовлетворено в части. Признано незаконным бездействие призывной комиссии Алтайского края, выразившееся в непринятии решения в отношении решения призывной комиссии Алейского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ. На призывную комиссию Алтайского края возложена обязанность принять решение в отношении решения призывной комиссии Алейского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в соответствии со ст.28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 06 марта 1998 года N 53-ФЗ. В остальной части заявленных требований отказано.
Определением Алейского городского суда Алтайского края от 10 сентября 2013 года в решении исправлены описки.
В апелляционной жалобе, поступившей в суд 18.09.2013г., С.И.И., от имени которого жалоба подана представителем С.И.И., просит отменить решение в части отказа в признании незаконным бездействия начальника отдела военного комиссариата Алтайского края по городу Алейск, Алейскому и Шипуновскому районам В.А.И., возложении на него обязанности выдать военный билет, обязания призывной комиссии Алтайского края принять решение в отношении решения призывной комиссии Алейского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в соответствии со ст.28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"; принять по делу новое решение о признании незаконным бездействия начальника отдела военного комиссариата Алтайского края по городу Алейск, Алейскому и Шипуновскому районам В.А.И. и возложить на него обязанность выдать военный билет в соответствии с приказом Минобороны 400 (приложение N 9 п.12) на основании решения призывной комиссии Алейского района от ДД.ММ.ГГ (протокол N ***).
В обоснование жалобы указано, что выдача военного билета лицу, освобожденному от призыва на военную службу с зачислением в запас, не может быть поставлена в зависимость от утверждения соответствующего решения призывной комиссии первой инстанции специалистами призывной комиссии субъекта. Поскольку решение призывной комиссии Алейского района в течение 10 дней со дня принятия не отменено, оно обязательно для исполнения, следовательно, обязательна выдача военного билета.
С.И.И. не согласен с выводом суда о том, что поскольку решение призывной комиссией Алтайского края не принято, то он не может считаться ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья, не зачислен в запас. От того, что решение призывной комиссии не проверялось надлежащим образом комиссией субъекта РФ и не было утверждено, оно не перестало быть действующим, так как оно не отменено, и не может считаться нереализованным.
Суд допустил нарушение норм материального права, возложив на призывную комиссию Алтайского края обязанность принять решение в соответствии со ст.28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в то время как полномочия призывной комиссии субъекта определены в ст.29 названного закона.
Решение суда об обязывании призывной комиссии Алтайского края принять решение в отношении решения призывной комиссии Алейского района от ДД.ММ.ГГ. приведет к наложению на заявителя незаконной обязанности прохождения заново всего комплекса призывных мероприятий, поскольку сроки результатов диагностики не превышают, как правило, полугода, в связи с чем проверка обоснованности решения призывной комиссии так же ограничена рамками одного призыва.
Суд пришел к необоснованному выводу о том, что при признании гражданина ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья зачисление его в запас и выдача военного билета относится к компетенции призывной комиссии, поскольку зачисление в запас производится военным комиссаром (начальником отдела военного комиссариата по муниципальному образованию).
Рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав пояснения С.И.И., его представителя, поддержавших жалобу, представителя Военного комиссариата Алтайского края М.Н.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, решением комиссии по постановке граждан на воинский учет от ДД.ММ.ГГ. С.И.И. поставлен первоначально на воинский учет.
По результатам медицинского освидетельствования при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, дано заключение о годности С.И.И. к военной службе по категории В - ограниченно годен к военной службе. На основании данного заключения решением призывной комиссии г.Алейск, Алейского и Шипуновского районов от ДД.ММ.ГГ С.И.И. освобожден от призыва на военную службу, зачислен в запас.
В соответствии с п.4 ст.26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 20.03.1998г. N 53-ФЗ порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацами вторым, четвертым п.2, п.3 ст.29 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 20.03.1998г. N 53-ФЗ призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья; проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий. При этом одновременно с отменой решения нижестоящей призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает одно из решений, указанных в пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона. При принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.
В соответствии с п.51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007г. N 400, призывная комиссия субъекта Российской Федерации, рассмотрев личные дела призывников, не позднее 15 июля (31 декабря) принимает решение об утверждении или отмене решения нижестоящей призывной комиссии об освобождении призывника от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва по состоянию здоровья. При этом одновременно с отменой решения принимает одно из решений, указанных в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что призывной комиссией Алтайского края решение в отношении решения призывной комиссии г.Алейска, Алейского и Шипуновского районов от ДД.ММ.ГГ об освобождении С.И.И. от призыва на военную службу принято не было, между тем, в силу вышеприведенных норм права принятие такого решения призывной комиссией субъекта РФ является обязательным.
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" от 10.02.2009г. N 2, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.
При установленных по делу обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконном бездействии призывной комиссии Алтайского края и о возложении на нее обязанности принять решение в отношении решения призывной комиссии от ДД.ММ.ГГ в соответствии со ст.28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также правомерно отказал в удовлетворении других заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о вступлении решения призывной комиссии от ДД.ММ.ГГ в силу и, как следствие, наличии у начальника отдела военного комиссариата Алтайского края по городу Алейск, Алейскому и Шипуновскому районам обязанности выдать заявителю военный билет, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем судебной коллегией не принимаются.
По этому же основанию не принимается и довод жалобы о том, что суд неправомерно возложил на призывную комиссию Алтайского края обязанность принять решение в соответствии со ст.28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в то время как следовало указать ст.29 названного Закона, поскольку обязанность призывной комиссии субъекта РФ принять одно из решений, указанных в пункте 1 статьи 28, прямо предусмотрена п.3 ст.29 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Несостоятелен довод жалобы о том, что возложение на призывную комиссию субъекта РФ обязанности принять решение в отношении решения призывной комиссии от ДД.ММ.ГГ приведет к наложению на заявителя незаконной обязанности прохождения заново всего комплекса призывных мероприятий, поскольку решение призывной комиссией субъекта должно быть принято именно в отношении решения от ДД.ММ.ГГ по имеющимся материалам и документам.
Иные доводы апелляционной жалобы правового значению по делу не имеют и на законность решения не влияют.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что на день рассмотрения дела судом апелляционной инстанции решение Алейского городского суда Алтайского края от 14 августа 2013 года призывной комиссией Алтайского края исполнено, и ДД.ММ.ГГ призывной комиссией Алтайского края принято решение об утверждении решения призывной комиссии г.Алейск, Алейского и Шипуновского районов от ДД.ММ.ГГ в отношении С.И.И., о чем суду апелляционной инстанции представлена выписка из протокола от ДД.ММ.ГГ N ***. Более того, ДД.ММ.ГГ отделом (военного комиссариата Алтайского края по городу Алейск, Алейскому и Шипуновскому районам) от С.И.И. принято заявление о выдаче военного билета как переданному в запас по состоянию здоровья.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алейского городского суда Алтайского края от 14 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.И.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.