Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.
судей Белодеденко И.Г., Алешко О.Б.
при секретаре Кирющенко У.А.
с участием прокурора Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истицы Лихолетовой Т. Г. на решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 28 августа 2013 года
по делу по иску Лихолетовой Т. Г. к Алтайской таможне о признании незаконным решения комиссии, признании незаконным сокращения должности, признания незаконным и отмене приказа об увольнении, восстановлении в должности, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лихолетова Т.Г. обратилась в суд с иском к Алтайской таможне и с учетом уточнения требований просила признать незаконными решения комиссии по рассмотрению преимущественного права оставления на службе в части отсутствия у истца указанного права; сокращения должности старшего таможенного инспектора отдела товарной номенклатуры и торговых ограничений (далее ОТН и ТО); признании незаконным и отмене приказа об увольнении, восстановлении истца в должности, взыскании с Алтайской таможни в пользу истца компенсации морального вреда в сумме *** рублей.
В обоснование заявленных требований истец указала, что приказом Федеральной таможенной службы и приказом Алтайской таможни внесены изменения в штатное расписание, согласно которому сокращена, в том числе одна ставка должности старшего таможенного инспектора ОТН и ТО. Указанную должность в ОТН и ТО занимала истица. ДД.ММ.ГГ Лихолетовой Т.Г. получено уведомление о проводимых организационно-штатных мероприятиях и об ее увольнении с ДД.ММ.ГГ С ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ истцу Лихолетовой Т.Г. по ее заявлению на основании приказа был предоставлен отпуск по уходу за ребенком. ДД.ММ.ГГ Лихолетова Т.Г. подала заявление о прерывании предоставленного отпуска и разрешении приступить к исполнению обязанностей с ДД.ММ.ГГ Истец считает свое увольнение ДД.ММ.ГГ незаконным, поскольку сокращение должности было произведено в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком. Кроме того, ответчиком не соблюдена процедура увольнения. Полагала, что она имела преимущественное право на оставление на службе, вместо Вялкиной, поскольку имеет больший стаж работы в данном отделе и может выполнять любую работу в данном отделе. Признание ее не имеющей преимущественного права, необоснованно.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 28.08.2013г. в удовлетворении исковых требований Лихолетовой Т.Г. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец Лихолетова Т.Г. просит решение суда отменить, и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы истец указывает, что работодателем не была соблюдена процедура увольнения, поскольку должность, занимаемая истицом, была сокращена в период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком, что фактически лишило ее рабочего места по выходу из отпуска. Предложенные ответчиком при сокращении штата вакантные должности не подошли истице, в связи с тем, что находятся в ином населенном пункте и не соответствуют занимаемой ею должности. Истец считает, что она имела преимущественное право на оставление на службе перед В., однако судом фактические обстоятельства дела были оценены неверно.
В письменных возражениях ответчик Алтайская таможня просит оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ч.1 ст.3271 ГПК РФ), обсудив доводы жалобы, возражения на нее, выслушав пояснения Лихолетовой Т.Г., поддержавшей доводы жалобы, пояснения представителя ответчика Ш., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Регулирование отношений, связанных с государственной службой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно статье 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 63) при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В силу ст. 31 ФЗ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от ДД.ММ.ГГ N *** между Алтайской таможней и Лихолетовой Т.Г. заключен служебный контракт по исполнению обязанностей в должности старшего государственного таможенного инспектора отдела товарной номенклатуры и торговых ограничений.
Согласно приказу Алтайской таможни от ДД.ММ.ГГ N *** "Об организационно-штатных мероприятиях" внесены изменения в штатное расписание таможни с ДД.ММ.ГГ, в соответствии с приложением к которому из должностей ОТН и ТО исключена, в том числе одна штатная единица должности старшего государственного таможенного инспектора.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции было установлено, что в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и необходимостью сокращения численности государственных гражданских служащих для определения преимущественного права оставления на службе и.о. начальника Алтайской таможни от ДД.ММ.ГГ был издан приказ *** "О создании комиссии". На основании приказа была создана комиссия для определения преимущественного права оставления на службе государственных гражданских служащих, замещающих должности подлежащие сокращению. До ДД.ММ.ГГ начальникам структурных подразделений необходимо представить в отдел кадров предложения по расстановке подчиненного личного состава на новые должности и обоснование преимущественного права на оставление на службе (сравнением уровня профессиональной компетенции, деловых и моральных качеств, соответствия квалификационным требованиям, наличия преимущественных прав). В срок до ДД.ММ.ГГ комиссии было поручено рассмотреть представленные предложения и представить на утверждение начальнику таможни протокол заседания комиссии с указанием конкретных фамилий должностных лиц, которые будут назначены на новые должности или уволены ДД.ММ.ГГ
Согласно представленного протокола заседания комиссии в ОТН и ТО сокращению подлежала Лихолетова Т.Г., старший государственный таможенный инспектор, которая предупреждена о предстоящем сокращении занимаемой ею должности в установленном законом порядке за два месяца, также ей были предложены вакантные должности, от которых истица отказалась. Данные обстоятельства в суде сторонами не оспаривались.
Проверяя доводы Лихолетовой Т.Г. о наличии у нее преимущественного права на оставление на работе, судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки доказательств, полно и всесторонне исследованных судом первой инстанции. Мотивы, по которым суд пришел к выводу об отсутствии у истицы преимущественного права, подробно изложены в обжалуемом решении, иных, заслуживающих внимание обстоятельств, апелляционная жалоба не содержит.
Также не может быть признан состоятельным довод жалобы истицы о нарушении порядка увольнения по следующим основаниям.
В соответствии с материалами дела на основании заявления Лихолетовой Т.Г. приказом и.о. Начальника Алтайской таможни N *** от ДД.ММ.ГГ предоставлен отпуск по уходу за ребенком (внучкой) с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ истицей на имя работодателя направлено заявление о прекращении отпуска и выхода на работу с ДД.ММ.ГГ.
Приказом N *** от ДД.ММ.ГГ отпуск по уходу за ребенком, предоставленный истице прекращен.
ДД.ММ.ГГ на основании приказа Лихолетова Т.Г. была уволена.
В соответствии со ст. 256 Трудового кодекса Российской Федерации на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).
По смыслу положений статьи 31 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в другом государственном органе с учетом: уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
Данный перечень возможностей продолжения государственных служебных отношений с гражданским служащим при сокращении должностей является исчерпывающим.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также непредоставление ему в этих случаях иной должности гражданской службы (ч. 4 ст. 31 Закона N 79-ФЗ).
Статьей 53 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что гражданским служащим наряду с основными гарантиями могут предоставляться при определенных условиях дополнительные гарантии, к числу которых относится право на замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в соответствии со ст. 31 этого Закона.
Таким образом, при рассмотрении дел о признании незаконным увольнения лиц, уволенных при реорганизации государственного органа, ответчиком должны быть представлены доказательства, подтверждающие, что после предупреждения о высвобождении государственному гражданскому служащему предлагалась хотя бы одна вакантная должность, и он отказался от замещения предложенной должности либо отказался от прохождения переподготовки (переквалификации) в порядке, установленном законодательством РФ о государственной службе. При этом под предложением вакантной должности понимается исходящее от уполномоченного должностного лица кадровой службы государственного органа предложение о назначении на государственную должность государственной службы, в том числе нижестоящую, обязанности по которой государственный служащий может выполнять с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности.
Суд первой инстанции при установлении соблюдения работодателем прав истицы на сохранение места работы в период отпуска по уходу за ребенком, обоснованно исходил из отсутствия нарушений указанных прав.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом, поскольку как следует из материалов дела, приказ о сокращении штата организации был издан до ухода истицы в отпуск по уходу за ребенком. Уведомление об увольнении вручено Лихолетовой Т.Г. за два месяца - ДД.ММ.ГГ Уволена с государственной службы истица по выходу ее из отпуска ДД.ММ.ГГ, предварительно отработав один день и получив за него заработную плату, что подтверждается табелями учета рабочего времени.
С учетом изложенного довод истицы о нарушении работодателем требований закона о сохранении за ней должности в период отпуска не нашел своего подтверждения.
Кроме того, довод истицы о нарушении порядка предложения вакантных должностей также признается судебной коллегией не заслуживающим внимания.
Из установленных судом первой инстанции обстоятельств дела следует, что ответчиком была исполнена предусмотренная законом обязанность по предоставлению государственному служащему в порядке замещения иной должности государственной гражданской службы, о чем свидетельствуют представленные в суд предложения, извещения, письма о замещении иной должности гражданской службы, однако истица не дала своего согласия на замещение какой-либо из предложенных ей вакантных должностей.
При этом законом не предусмотрена обязанность представителя нанимателя предлагать гражданскому служащему, должность которого сокращена, все имеющиеся вакантные должности в государственном органе, либо направлять его на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Как следует из пояснений представителя ответчика на момент сокращения штата должностей гражданской службы, соответствующих уровню и квалификации истице в Алтайской таможне не имелось, поэтому истице были предложены вакантные должности, имеющиеся в Ташантинской таможне и иных государственных органах.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что иные доводы истицы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически сводятся к необходимости переоценки исследованных судом доказательств. Однако, основания для иной оценки имеющихся в деле доказательств отсутствуют, поскольку выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
При таких условиях, основания для отмены или изменения решения суда, предусмотренные статьей 330 ГПК РФ, судебной коллегией установлены не были, ввиду чего в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Рос5сийской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истицы Лихолетовой Т. Г. на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28 августа 2013 года оставить без удовлетворения, указанное решение суда - без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.