Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Алешко О.Б., Тарасовой О.Н.
при секретаре Ретунской Н.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчика Главного управления Алтайского края по образованию и делам молодежи, третьего лица Администрации Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 21 августа 2013 года
по иску Курдюмовой Н. В., Курдюмова В. А., действующих также в интересах несовершеннолетних И, А., М. к Главному управлению образования и молодежной политики Алтайского края, администрации г. Барнаула о признании бездействия незаконным, возложении обязанности включить семью в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат,
Заслушав доклад судьи Секериной О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Курдюмова Н.В. и Курдюмов В.А., действуя также в интересах своих несовершеннолетних детей И, А., М., обратились в суд с иском к Главному управлению образования и молодежной политики Алтайского края (далее - Главное управление), администрации г. Барнаула, в уточненном варианте заявленных требований просят:
признать незаконными действия (бездействие) Главного управления, выразившиеся в не включении молодой семьи Курдюмовых - участницы подпрограммы за номером *** в список претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году;
обязать Главное управление включить молодую семью Курдюмовых - участницу подпрограммы - в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году в первоочередном порядке.
В обоснование требований ссылаются на то, что ДД.ММ.ГГ постановлением администрации Центрального района г. Барнаула *** семья Курдюмовых в составе пятерых человек: Курдюмова Н.Н., Курдюмов В.А. (супруги), А., Кордюмова И.В., М. (дочери) признана в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ нуждающейся в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГ Курдюмовы обратились в Комитет по делам молодежи администрации г. Барнаула (далее - Комитет) с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением администрации Алтайского края от 29 декабря 2010 года N 590 (далее - Подпрограмма), во исполнение федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (далее - Программа).
Решением Комитета семья Курдюмовых была включена в сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом 2012 году, по состоянию на ДД.ММ.ГГ семья истцов была включена в сводный список участников программы по "адрес" под номером *** как отнесенная к семьям второй очереди (многодетная семья, воспитывающая трех и более детей).
Из письма Комитета от ДД.ММ.ГГ истцам стало известно, что их семья Главным управлением не включена в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты по г. Барнаулу в связи с тем, что ДД.ММ.ГГ Курдюмовой Н.В. исполнилось *** лет. Вместо этого семье Курдюмовых было предложено участвовать в долгосрочной целевой программе "Улучшение жилищных условий молодых семей в г. Барнауле на 2011-2021 годы", утвержденной постановлением администрации г. Барнаула от 25 мая 2011 г. N 1626, участие в которой является заведомо невыгодным для молодой семьи по сравнению с Подпрограммой.
Истцы полагают, что их незаконно не включи в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты, поскольку уведомления об исключении из очереди они не получали, по какой причине срок утверждения списка молодых семей - претендентов с момента постановки семьи истцов на очередь, составил более 8 месяцев, истцам не известно. На момент включения в список участников Подпрограммы, семья Курдюмовых полностью соответствовала всем предъявляемым требованиям для получения социальной выплаты, в том числе имела в собственности ? долю в доме "адрес", Курдюмова Н.В. получила сертификат на материнский (семейный) капитал, то есть семья истцов имела возможность внести свою часть денежных средств в приобретение жилья. При таких обстоятельствах истцы полагают, что за ними должно быть сохранено и восстановлено право на включение молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты, положительная судебная практика по данному вопросу имеется в других регионах Российской Федерации.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 21 августа 2013 года постановлено:
Возложить на Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края обязанность включить Курдюмову Н. В., Курдюмова В. А., несовершеннолетних И, А., М. в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты для приобретения жилья в планируемом году в рамках реализации краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением администрации Алтайского края от 29 декабря 2010 года N 590, во исполнение федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050.
В остальной части в удовлетворении требований, в том числе к администрации г. Барнаула, отказать.
Не согласившись с указанным решением суда, ответчик Главное управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, третье лицо Администрация Алтайского края, каждый в отдельности, подали апелляционные жалобы, в которых просят решение отменить, вынести новое об отказе в удовлетворении требований. В качестве доводов указывают на неправильное применение и неправильное толкование судом норм материального права. Законодатель в соответствии со своей компетенцией определил в нормативном правовом акте - постановлении Правительства условие о возрасте супругов в семье (35 лет) для установления категории именно "молодая семья" для предоставления адресной и целевой государственной поддержки в виде субсидий. Молодая семья должна соответствовать условию о возрасте именно на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу по отношению к Правилам, устанавливающего иное понятие молодой семьи и даты, по состоянию на которую учитывается условие о возрасте, не имеется. В соответствии с Правилами списки молодых семей формируются в три этапа: на первом орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. На втором этапе орган исполнительной власти субъекта на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта на соответствующий год, утверждает сводный список молодых семей и предоставляет государственному заказчику подпрограммы - Минрегионразвитию в установленные им сроки.
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта РФ на планируемый (текущий) год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъекта РФ на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, формирует и утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Именно на дату утверждения указанного списка претендентов и учитывается условие о возрасте супругов в молодой семье.
Без средств, выделяемых из федерального бюджета невозможно предоставление социальных выплат на приобретение жилья. Таким образом, дата утверждения списков молодых семей с указанием размера социальной выплаты, напрямую зависит от даты определения размера субсидии на федеральном уровне государственным заказчиком подпрограммы. Действия Главного управления по утверждению списка претендентов привязаны к действиям государственного заказчика подпрограммы по определению субсидии за счет средств федерального бюджета. Молодые семьи, в которых хотя бы один из супругов достиг по состоянию на вышеуказанную дату, не были включены в список претендентов на законных основаниях в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств. Нормы постановления Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы являются непосредственно действующими в равной мере в отношении всех субъектов правоотношений, данные нормы не признавались недействующими, тогда как судом первой инстанции при вынесении решения вышеуказанные обстоятельства не приняты во внимание.
В возражениях Курдюмова Н.В. и Курдюмов В.А. не соглашаются с доводами жалобы.
В отзыве, поступившем в судебную коллегию, представитель комитета по делам молодежи администрации г. Барнаула полагает решение подлежащим отмене.
В суде апелляционной инстанции представитель третьего лица администрации Алтайского края Ц. на удовлетворении жалобы настаивала, Курдюмова Н.В. просила решение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание Судебной коллегии не явились, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем на основании ст.ст.167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения в связи с неправильным применением норм материального права (подп.4 п.1 ст. 330 ГПК РФ).
Постановлением администрации Центрального района г. Барнаула *** от ДД.ММ.ГГ семья Курдюмовых с составом 5 человек признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Семья Курдюмовых по состоянию на ДД.ММ.ГГ была включена в сводный список участников программы по г. Барнаулу под номером *** как отнесенная к семьям второй очереди (многодетная семья, воспитывающая трех и более детей).
ДД.ММ.ГГ Заместителем Губернатора Алтайского края утвержден список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2012 году по Алтайскому краю, по состоянию на указанную дату. Из письма Комитета от ДД.ММ.ГГ следует, что семья истцов Главным управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи не включена в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты по г. Барнаулу в связи с тем, что ДД.ММ.ГГ Курдюмой Н.В. исполнилось 36 лет.
Удовлетворяя заявленные истцами требования, суд исходил из того, что семья Курдюмовых изъявила желание получить выплату в 2012 году, то есть истцами соблюден заявительный порядок включения как в список участников Подпрограммы (сводный список по Алтайскому краю), так и в список претендентов на получение субсидии в планируемом году. Из толкования положения подпункта "а" пункта 6 Правил вопрос о моменте прекращения права молодой семьи иметь возможность получить социальную выплату в предполагаемом году, следует определять из возрастного ценза супругов молодой по состоянию на 31 декабря предшествующего года, т.е. в данном случае ДД.ММ.ГГ.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при разрешении настоящего спора неправильно применил нормы материального права.
Правительством РФ в целях повышения уровня обеспеченности населения жильем постановлением от 17.12.2010 N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы и входящая в ее состав подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", а также утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).
В соответствии с п. 6 названных выше Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 06 октября 2011 N 825) участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В силу пп. "а" п. 18 Правил одним из оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 Правил.
Таким образом, участником подпрограммы могла быть молодая семья, если возраст каждого из родителей или одного родителя в неполной семье не превышал 35 лет.
Несоблюдение этого условия, то есть достижение одним из супругов или родителем в неполной семье возраста 36 лет, исключает возможность участия семьи в подпрограмме.
Согласно п.п. 20, 21 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом РФ для участия в подпрограмме, до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта РФ. Порядок формирования такого списка и его форма определяются органом исполнительной власти субъекта РФ. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года.
Орган исполнительной власти субъекта РФ на основании списков молодых семей, поступивших из органов местного самоуправления, с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта РФ и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших получить социальную выплату в планируемом году по форме, утверждаемой Министерством регионального развития РФ (п. 22 Правил).
То же предусмотрено Порядком формирования списков молодых семей - участников долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011 -2015 годы.
Разделом VI Долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 годы (утв.постановлением администрации Алтайского края от 29.12.2010г. N590) предусмотрено, что организация реализации программных мероприятий, контроль за их исполнением, а также перечисление средств в бюджеты муниципальных районов и городских округов Алтайского края осуществляется Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края.
Указанное управление формирует сводный список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, утверждает его и формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирование программы. Заявка представляется в Министерство регионального развития Российской Федерации.
Согласно п.п. 23, 24 Правил после определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта РФ на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов РФ орган исполнительной власти субъекта РФ на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта РФ и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году и в течение 10 дней с даты утверждения доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта РФ местным бюджетом, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Орган местного самоуправления, в свою очередь, доводит до сведения молодых семей решение органа исполнительной власти субъекта РФ по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 года N 582-р из федерального бюджета Алтайского края на софинансирование расходных обязательств на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы была распределена субсидия в размере *** тысяч рублей.
После распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходных обязательств по предоставлению социальных выплат молодым семьям в 2012 году, заместителем губернатора Алтайского края 15 мая 2012 года утвержден список молодых семей - претендентов на получение таких выплат в 2012 году. Семья Курдюмовых не была включена в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2012 году, так как на момент его формирования - ДД.ММ.ГГ - Курдюмовой Н.В. исполнилось *** лет ДД.ММ.ГГ.
Таким образом, на день формирования органом исполнительной власти списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2012 году, семья Курдюмовых перестала соответствовать требованиям, установленным п. 6 Правил, в частности, подпункту "а", что и послужило основанием не включения семьи в список претендентов.
Включение истцов в сводные списки, при достижении одним из супругов возраста, превышающего 35 лет, противоречило бы положениям приведенных выше Постановлений Правительства Российской Федерации и привело к незаконному выделению средств из соответствующих бюджетов на предоставление выплаты лицам, не имеющим права на ее получение.
Вывод суда о том, что определение возрастного ценза молодой семьи - претендента на получение социальных выплат должно производиться состоянию на 31 декабря предшествующего года, противоречит приведенным положениям подпункта "а" пункта 6 Правил, которые четко предусматривают наличие такого права на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты.
Кроме того, вопреки выводам суда о зависимости права молодой семьи на получение социальной выплаты от оперативности действий публичной власти, исходя из положений п.п. 23, 24 Правил, до принятия Правительством Российской Федерации Распоряжения о распределении в 2012 году субсидий бюджетам субъектов РФ на софинасирование расходных обязательств Российской Федерации на предоставление выплат молодым семьям ( ДД.ММ.ГГ), субъект Российской Федерации не имел законного права утверждать список молодых семей - участников подпрограммы на получение социальной выплаты.
Иное применение приведенных норм противоречило бы целевому использованию выделяемых денежных средств для достижения поставленных подпрограммой задач.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ неправильное применение норм материального права является основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а в требованиях, заявленных истцами к Главному управлению образования и молодежной политики Алтайского края, следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы ответчика Главного управления Алтайского края по образованию и делам молодежи, третьего лица Администрации Алтайского края удовлетворить.
Решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 августа 2013 года в части удовлетворения требований истцов к Главному управлению образования и молодежной политики Алтайского края о включении семьи Курдюмовых в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты для приобретения жилья в планируемом году в рамках реализации краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 годы отменить. Вынести в указанной части новое решение.
Отказать Курдюмовой Н. В., Курдюмову В. А., действующих также в интересах несовершеннолетних И, А., М. в удовлетворении требований к Главному управлению образования и молодежной политики Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности включить семью в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат.
В остальной части указанное решение оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.