Апелляционное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда от 01 июля 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Шандаринской Т.А.,
судей Бабича В.В., Пасютиной Т.В.
при секретаре М
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе представителя Крамаренко Л.В. - Крамаренко С.Л. на решение Зейского районного суда от 23.04.2013.
Заслушав доклад судьи Шандаринской Т.А., объяснения Крамаренко Л.В. - Крамаренко С.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Крамаренко Л. В. обратился с иском к администрации города Зеи, указав, что принадлежащий с 1972 года его семье дом "адрес" в городе Зее расположен возле проезжей части, по которой вплотную к дому осуществляют движение автомобили. В результате конструкциям дома причиняется ущерб, внутри появляются трещины, что причиняет вред его имуществу. Он является пожилым человеком и проезжающие под окнами дома автомобили, в том числе в ночное время, негативно влияют на его здоровье. Решением Зейского районного суда от 25.10.2012 ему отказано в удовлетворении требований о признании права на установление ограждения подъезда к жилому дому и оборудовании пешеходного тротуара. Полагает, что автомобильная дорога не соответствует размерам основных показателей транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог. Уточнив исковые требования, просит суд обязать ответчика расширить автомобильную дорогу напротив его жилого дома, обеспечив ширину полосы движения 4,5 метра, ширину обочины с двух сторон не менее 1,75 метров, расстояние до красной линии от его жилого дома до улицы 3 метра, взыскать с ответчика судебные расходы.
Представитель администрации города Зеи в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что в соответствии с действующим законодательством дорога, находящаяся рядом с домом истца, относится к дорогам V категории как имеющая одну полосу движения. Поскольку расстояние от дома истца до ограждения противоположного участка составляет около 7 метров, то автомобильная дорога соответствует требованиям СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" и Постановления Правительства РФ от 28.06.2009 N 767. Так как нормативы градостроительного проектирования муниципального образования города Зеи разработаны и введены в действие позднее строительства истцом своего дома, его доводы об установлении границ красной линии от жилого дома до улично-проезжей части на расстояние не менее 3 метров, являются необоснованными.
Привлечённая к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Табакова Т.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что с 1964 года проживает в квартире "адрес" в городе Зее, расположенного напротив дома и земельного участка истца. Она как собственник земельного участка пользуется им в границах, установленных соответствующими документами, забор, огораживающий её участок, не переносила, его границы не нарушала.
Решением Зейского районного суда от 23.04.2013 в удовлетворении исковых требований Крамаренко Л.В. отказано.
В апелляционной жалобе представитель Крамаренко Л.В. - Крамаренко С.Л. не согласен с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение. Считает, что суд при вынесении решения необоснованно исходил из минимальных показателей транспортно-эксплуатационных характеристик дорог, указанных в Постановлении Правительства РФ от 28.09.2009 N 767 "О классификации автомобильных дорог в РФ", и не учел, что в соответствии с ГОСТ Р 52398-2005 "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования" ширина земляного полотна автомобильной дороги напротив жилого дома истца должна составлять 8 метров (4,5 м. + 1,75 м. + 1,75 м.), а фактически составляет ниже установленных показателей. Полагает, что также необходимо было применить СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги". Не согласен с выводом суда о том, что истец при переносе дома, не отступив от красной линии, поставил жилой дом на границе земельного участка, на котором расположена автомобильная дорога, так как Крамаренко установил дом в границах отведённого земельного участка, а минимальный отступ от фундамента жилого дома до красной линии должен составлять 3 метра. Считает, что ссылка в решении суда на Правила землепользования и застройки муниципального образования города Зеи Амурской области, утверждённые решением Зейского городского совета народных депутатов от 01.12.2012 N 43/213, является неправомерной, так как дом построен в 1972-1973 годах.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца Крамаренко С.Л. настаивал на доводах апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, поскольку в материалах дела имеются сведения о их надлежащем извещении.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, оснований к его отмене не находит.
Из материалов дела следует, что Крамаренко Л.В. является собственником земельного участка и расположенного на нем одноэтажного жилого дома по "адрес" в городе Зее (л.д.17-19). Собственником находящегося напротив земельного участка и расположенной на нем квартиры "адрес" в городе Зее является Табакова Т.Н. (л.д.52). Ширина переулка в районе дома "адрес" в городе Зее составляет 7,42 м. и 6,70 м. (л.д.117). Полагая, что с учётом красных линий и общей ширины земляного полотна дороги V категории, кратчайшее расстояние от фундамента его жилого дома до противоположного соседнего участка должно составлять не менее 11 метров, а проезд транспорта по автомобильной дороге в непосредственной близи от дома нарушает его права и причиняет вред здоровью и имуществу, Крамаренко Л.В. обратился в суд с соответствующим иском.
При разрешении спора суд правильно руководствовался Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 257-ФЗ от 08.11.2007 и принятым во исполнение данного закона Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 N 767 "О классификации автомобильных дорог в РФ", которым утверждены Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог. С учетом положений указанных правовых актов суд пришел к обоснованному выводу о том, что спорная дорога имеет одну полосу движения, относится к V категории, ширина её проезжей части должна составлять 3,5-4,5 м, ширина обочины - 1-1,75 м. Таким образом, общая ширина проезжей части с обочинами должна составлять от 5,5 до 8 метров. Поскольку ширина переулка в данном случае составляет от 6,7 до 7,42 м., то автомобильная дорога соответствует требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправомерно исходил из минимальных показателей, указанных в Постановлении Правительства РФ от 28.09.2009 N 767 "О классификации автомобильных дорог в РФ", и не применил ГОСТ Р 52398-2005 "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования", а также СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги", не заслуживают внимания.
Согласно части 1 статьи 61 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 257-ФЗ от 08.11.2007 со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Поскольку Постановление Правительства РФ от 28.09.2009 N 767 "О классификации автомобильных дорог в РФ" принято во исполнение статьи 5 указанного закона, то ГОСТ Р 52398-2005 "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования", а также СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги", принятые до введения в действие Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007, подлежат применению в части, не противоречащей данному закону и постановлению. Поскольку Постановлением Правительства от 28.09.2009 N 767 утверждены Правила, которыми установлены минимальные и максимальные размеры, то суд правильно при разрешении спора руководствовался данными размерами и пришел к обоснованному выводу о том, что автомобильная дорога в районе дома истца соответствует требованиям действующего законодательства.
Из материалов дела и объяснений представителя истца и третьего лица следует, что изначально семья истца проживала в доме по "адрес". В 1972 году им выделили земельный участок по "адрес". Истец перевез дом с "адрес" и установил его на выделенном земельном участке по "адрес". Автомобильная дорога, расположенная перед домом истца, была построена в 1960-х годах. Технические нормы и транспортно-эксплуатационные показатели автомобильных дорог общего пользования и подъездных дорог к промышленным предприятиям, характеристики их элементов и дорожного обустройства, построенных и реконструированных в период с 1960 по 1973 годы, установлены СНиП II-Д.5-62 "Автомобильные дороги общей сети Союза ССР. Нормы проектирования", утверждёнными Приказом Госстроя СССР от 12.07.1963 N 184, в соответствии с которыми и была построена спорная автомобильная дорога.
Также при разрешении спора суд правомерно указал, что земельный участок был предоставлен истцу уже после того, как была построена автомобильная дорога и застроена противоположная сторона дороги, сложившаяся ситуация была для него очевидна, но несмотря на это, он не отступил от дороги, поставил свой жилой дом на границе земельного участка, что в настоящее время доставляет ему неудобства.
С учетом изложенного коллегия расценивает доводы апелляционной жалобы как несостоятельные и не находит оснований для отмены решения суда, поскольку обстоятельства, установленные судом, соответствуют материалам дела, законных оснований к оспариванию выводов суда не усматривается. В апелляционной жалобе не содержится доводов, которые свидетельствовали бы о незаконности решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зейского районного
суда от 23.04.2013
оставить без изменения, а
апелляционную жалобу представителя Крамаренко Л.В. - Крамаренко С.Л.
- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.