Апелляционное определение СК по гражданским делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 25 ноября 2013 г. по делу N 33А-486/2013
Судебная коллегия по гражданским делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Моши А.М., судей Пересады А.Н. и Томашевича В.В., при секретаре Новак Г.С., в судебном заседании рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе Колосова С. А. на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 2 августа 2013 года, которым отказано в удовлетворении его заявления об оспаривании решения начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России (ФГКУ "ЮРУЖО" МО РФ) об отказе в заключении договора социального найма жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Томашевича В.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
решением начальника ФГКУ "ЕРУЖО" МО РФ N 50 от 14 февраля 2013 года Колосову, не представившему справку о сдаче полученного ранее жилого помещения, отказано в заключении с ним договора социального найма жилого помещения, однокомнатной квартиры, расположенной по адресу -.
Не соглашаясь с отказом, заявитель обратился в суд и просил признать незаконным это решение должностного лица, обязав его заключить договор социального найма указанного жилого помещения.
Суд первой инстанции в удовлетворении требования заявителя отказал.
Не соглашаясь с таким судебным решением, в апелляционной жалобе Колосов просит его отменить по основаниям, изложенным в п.п. 1,2,4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ и принять новое - о полном удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своих доводов автор жалобы, ссылаясь на Федеральный закон "О статусе военнослужащих" утверждает, что указанный закон не содержит норм, регламентирующих право военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями за счет средств Министерства обороны РФ только один раз.
Далее Колосов со ссылками на ст. 53 Жилищного кодекса РФ, положения приказа МО РФ N 1280 от 30 сентября 2010 года о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, обращает внимание на то, что он был признан нуждающимся в получении жилого помещения по решению суда, которое руководитель ФГКУ "ЮРУЖО" МО РФ отменить не вправе.
В этой связи автор жалобы полагает, что приобретенная им квартира в 2002 году на средства государственной субсидии (ГЖС) не может служить препятствием для повторного обеспечения его жилым помещением.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Обстоятельства, имеющие значение по делу, установлены судом первой инстанции всесторонне и объективно, а оспариваемое решение базируется на точном применении норм материального и процессуального права.
По убеждению судебной коллегии, требования заявителя, вопреки его мнению об обратном, разрешены по делу правильно. Подробно приведенные в решении мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к соответствующим выводам, носят убедительный и исчерпывающий характер.
Как установлено по делу Колосов 2002 году при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями реализовал свое право на жилое помещение путем получения субсидии в виде государственного жилищного сертификата, с помощью которого он приобрел жилой дом в -, оформив права собственности на себя и супругу.
После расторжения брака дом был продан, право собственности утрачено заявителем в феврале 2005 года, а Колосов вновь поступил на военную службу по контракту и в настоящее время имеет более 20 лет выслуги на военной службе.
Из решения начальника ФГКУ "Югрегионжилье" N 50 от 14 февраля 2013 года видно, что должностным лицом принято решение об отказе в заключении с Колосовым договора социального найма и о снятии заявителя с жилищного учета в соответствии с п.2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ.
Поводом для этого явилось отсутствие оснований для повторного обеспечения заявителя жилье и непредставление заявителем справки о сдаче жилья.
Установив данные обстоятельства и точно определив, какими нормами права регулируется спорное правоотношение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, правильно исходил из того, что Колосов не имеет реальной возможности сдать ранее полученное от государства жилое помещение.
Так, по смыслу статьи 59 и п. "т" статьи 71 Конституции Российской Федерации жилищное обеспечение военнослужащих ввиду их особого правового статуса осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.
Таким специальным законом является Федеральный закон "О статусе военнослужащих", в статье 15 и статье 23 которого закреплены основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих.
О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ (или федеральным законом) основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определен статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а порядок обеспечения жилыми помещениями - руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
В частности, в Министерстве обороны РФ - Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, устанавливающие, в том числе и основания снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указанная Инструкция предусматривает при предоставлении военнослужащим жилых помещений не только дополнительные права, но и дополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья.
В соответствии с п. 14 статьи 15 вышеупомянутого закона обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
При этом право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется гражданам один раз, о чем прямо указано в данной норме закона, вопреки утверждению в жалобе об обратном.
В соответствии с указанной нормой Закона при перемене места жительства необходимым условием предоставления жилого помещения по избранному месту жительства является сдача занимаемого военнослужащим и членами его семьи жилого помещения по месту службы, которое согласно положениям п. 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подлежит заселению другими военнослужащими и членами их семей.
Поскольку заявитель лишен возможности сдать занимаемое жилое помещение, то отсутствуют и условия для предоставления ему жилого помещения по избранному месту жительства.
В отношении снятия Колосова с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, судебная коллегия отмечает следующее.
Согласно статье 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статей 56 указанного Кодекса оснований снятия их с учета.
Как указано в решении начальника ФГКУ "Югрегионжилье" от 14 февраля 2013 года N 50, Колосов был снят с соответствующего учёта ввиду утраты им оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.
К таким основаниям отнесено то, что Колосов не может претендовать на повторное обеспечение жильем и то, что он не предоставил справку о сдаче жилого помещения.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия полагает, что оснований для нахождения заявителя на жилищном учете в жилищных органах Министерства обороны РФ не имеется, а решение суда первой инстанции и в этой части является обоснованным.
В этой связи и другие доводы автора апелляционной жалобы повлиять на законность и обоснованность решения суда первой инстанции не могут.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Знаменского гарнизонного военного суда от 2 августа 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления Колосова С.А. об оспаривании решения начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России об отказе в заключении договора социального найма жилого помещения - оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.