Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Лавровой С.Е.,
судей областного суда: Хаировой Д.Р., Сорокиной О.А.,
при секретаре: Кондратьеве С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокиной О.А. дело по апелляционной жалобе представителя администрации Ленинского района г. Астрахани по доверенности Масягиной Е.А. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 24 июля 2013 года по заявлению прокурора г. Астрахани к администрации г. Астрахани и администрации Ленинского района г. Астрахани о признании незаконным бездействия в части неликвидации свалки, обязании ликвидировать свалку,
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Астрахани обратился в суд с заявлением к администрации г. Астрахани, администрации Ленинского района г. Астрахани о признании бездействия незаконным и ликвидации несанкционированной свалки, указав в заявлении, что прокуратурой города Астрахани проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обнаружена несанкционированная свалка в районе автомобильного моста "Кири-Кили" на левом берегу реки Кривая Болда. В этой связи, прокурор просил суд признать незаконным бездействие ответчиков по непринятию мер к организации сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов, образовавших несанкционированную свалку в районе "данные изъяты" обязать их ликвидировать несанкционированную свалку.
В судебном заседании представитель прокуратуры г. Астрахани Мурадханова Э.Р. указанные требования поддержала в полном объеме.
Представители администрации г. Астрахани и администрации Ленинского района г. Астрахани, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 24 июля 2013 года бездействие администрации г. Астрахани и администрации Ленинского района г. Астрахани по непринятию мер к организации сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов, образовавших несанкционированную свалку в районе "данные изъяты"", признано незаконным, с возложением обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.
В апелляционной жалобе представитель администрации Ленинского района города Астрахани по доверенности Масягина Е.А. ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на допущенные судом нарушения норм процессуального права. Как сообщает представитель ответчика, районный суд не привел доводов, по которым он признал подлежащим удовлетворению требования прокурора. Также в материалах дела отсутствует подтверждение, что земельный участок, на котором находится несанкционированная свалка, является муниципальной собственностью.
На заседание судебной коллегии представители администрации г. Астрахани, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте слушания по жалобе, не явились. С учетом надлежащего извещения сторон и, руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав докладчика, выслушав объяснения представителя администрации Ленинского района г. Астрахани по доверенности Гущина Ю.А., поддержавшего апелляционную жалобу, прокурора Самодаевой К.В., возражавшей против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда по указанным в ней доводам.
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, что закреплено статьей 42 Конституции Российской Федерации. На основании статьи 51 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению. Условия и способы сбора, транспортировки, захоронения должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу части 6 статьи 58 Устава муниципального образования "Город Астрахань", принятого решением городского Совета города Астрахани N 52/а от 6 июля 2004 года, в сфере экологии и охраны окружающей среды администрация г. Астрахани обеспечивает проведение на территории города Астрахани мероприятий по охране окружающей среды; осуществляет в соответствии с законодательством управление и контроль в области охраны окружающей среды. Более того, в части 15 статьи 58 Устава указано, что в сфере благоустройства, озеленения, санитарной очистки администрация г. Астрахани обеспечивает сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории города Астрахани. Распоряжением администрации г. Астрахани от 2 февраля 2012 года N 48-р "О передаче отдельных полномочий управлением благоустройства и озеленения города и управлением по капитальному строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации города администрациям районов города" полномочия по ликвидации несанкционированных свалок переданы администрациям районов города Астрахани.
Как следует из материалов дела, в пяти метрах от "данные изъяты" "данные изъяты" имеется несанкционированная свалка отходов производства и потребления, что является нарушением требований СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Разрешая заявление по существу, районный суд принял во внимание, что заинтересованными лицами не представлено доказательств обратному, и пришел к выводу, что заявленные прокурором требования о возложении на них обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, суд первой инстанции правомерно обязал заинтересованных лиц ликвидировать несанкционированное размещение отходов в районе автомобильного моста "Кири-Кили". Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Отсутствие денежных средств, либо иные вопросы, относящиеся к компетенции администрации по исполнению указанной обязанности, не должны влиять на права граждан на проживание либо нахождение в санитарно-благополучном районе. В этой связи, доводы апелляционной жалобы в данной части направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
По правилам части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд должен установить срок, в течение которого указанные действия подлежат совершению. В силу пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" от 20 февраля 2009 года N 2 при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда суд должен указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган, должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить конкретные действия. Между тем, в обжалуемом решении суда суд не установил срок, в течение которого действия, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки, подлежат совершению.
С учетом названных требований процессуального права, судебная коллегия считает необходимым установить срок, в течение которого администрация г. Астрахани и администрация Ленинского района г. Астрахани обязаны принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, - в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Названный срок установлен с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 24 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Установить срок для исполнения решения суда в течение одного месяца с момента вступления судебного решения в законную силу.
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.