Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Баранова Г.В.,
судей областного суда: Степина А.Б., Сорокиной О.А.,
при секретаре: Редькиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокиной О.А. дело по апелляционной жалобе представителя администрации Ленинского района г. Астрахани по доверенности Масягиной Е.А. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 5 августа 2013 года по заявлению прокурора Ленинского района г. Астрахани к администрации г. Астрахани и администрации Ленинского района г. Астрахани о признании незаконным бездействия в части неликвидации свалки, обязании ликвидировать свалку,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ленинского района г. Астрахани обратился в суд с заявлением к администрации г. Астрахани, администрации Ленинского района г. Астрахани о признании бездействия незаконным и ликвидации несанкционированной свалки, указав в заявлении, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обнаружена несанкционированная свалка в районе "адрес". В этой связи, прокурор просил суд признать незаконным бездействие ответчиков по непринятию мер к организации сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов, образовавших несанкционированную свалку в районе "адрес", обязать их ликвидировать несанкционированную свалку.
В судебном заседании представитель ответчиков по доверенности Гущин Ю.А. возражал против удовлетворения заявления в полном объеме. Представитель заявителя , будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 5 августа 2013 года бездействие администрации г. Астрахани и администрации Ленинского района г. Астрахани по непринятию мер к организации сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов, образовавших несанкционированную свалку в районе "адрес", признано незаконным, с возложением обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.
В апелляционной жалобе представитель администрации Ленинского района города Астрахани по доверенности Масягина Е.А. ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на допущенные судом нарушения норм процессуального права. Как сообщает представитель ответчика, районный суд не привел доводов, по которым он признал подлежащими удовлетворению требования прокурора. Также в материалах дела отсутствует подтверждение, что земельный участок, на котором находится несанкционированная свалка, является муниципальной собственностью.
На заседание судебной коллегии представители администрации г. Астрахани, администрации Ленинского района г. Астрахани, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте слушания по жалобе, не явились. С учетом надлежащего извещения сторон и, руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав докладчика, выслушав объяснения прокурора Самодаевой К.В., возражавшей против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда по указанным в ней доводам.
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, что закреплено статьей 42 Конституции Российской Федерации. На основании статьи 51 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению. Условия и способы сбора, транспортировки, захоронения должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу части 6 статьи 58 Устава муниципального образования "Город Астрахань", принятого решением городского Совета города Астрахани N 52/а от 6 июля 2004 года, в сфере экологии и охраны окружающей среды администрация г. Астрахани обеспечивает проведение на территории города Астрахани мероприятий по охране окружающей среды; осуществляет в соответствии с законодательством управление и контроль в области охраны окружающей среды. Более того, в части 15 статьи 58 Устава указано, что в сфере благоустройства, озеленения, санитарной очистки администрация г. Астрахани обеспечивает сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории города Астрахани. Распоряжением администрации г. Астрахани от 2 февраля 2012 года N 48-р "О передаче отдельных полномочий управлением благоустройства и озеленения города и управлением по капитальному строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации города администрациям районов города" полномочия по ликвидации несанкционированных свалок переданы администрациям районов города Астрахани.
Как следует из материалов дела, в районе "адрес" имеется несанкционированная свалка отходов производства и потребления площадью 80 кв.м., что является нарушением требований СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Разрешая заявление по существу, районный суд принял во внимание, что заинтересованными лицами не представлено доказательств обратному, и пришел к выводу, что заявленные прокурором требования о возложении на них обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, суд первой инстанции правомерно обязал заинтересованных лиц ликвидировать несанкционированное размещение отходов в районе "адрес". Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Отсутствие денежных средств, либо иные вопросы, относящиеся к компетенции администрации по исполнению указанной обязанности, не должны влиять на права граждан на проживание либо нахождение в санитарно-благополучном районе. В этой связи, доводы апелляционной жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 5 августа 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.