Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего судьи Авериной Е.Г.,
судей Конышевой И.Н., Ожеговой И.Б.,
при секретаре Хоюровой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шепарской Н. У., Шепарской В. О., Иксанова М. Д. к министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, Правительству Астраханской области, администрации губернатора Астраханской области о предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе представителя истцов Сладковой Д.Д. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 15 июля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Шепарская Н.У., Шепарская В.О., Иксанов М.Д. обратились в суд с иском к министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, Правительству Астраханской области, администрации губернатора Астраханской области, указав, что с 1986 года проживали по адресу: "адрес".
Поскольку "адрес" уничтожен пожаром, в 2004 году их семье предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
В 2008 году жилой дом по "адрес" также сгорел.
Поскольку занимаемое ими жилое помещение признано непригодным для проживания, их семья подлежала выселению с предоставлением благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в силу статьи 85 ЖК РФ.
Кроме того, их семья является участником двух областных программ, а именно, Программы поэтапного строительства жилья для отселения жителей из санитарно-защитной зоны Астраханского газоконденсатного комплекса и программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Астраханской области на 2008-2011 годы", в рамках которых производилось строительство нового благоустроенного жилья для передачи в пользование по договору социального найма.
Между тем, письмом от ДД.ММ.ГГГГ министерство строительства и дорожного хозяйства сообщило им, что обязательства по предоставлению им благоустроенного жилья не будут выполнены в связи с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым установлена санитарно-защитная зона 5000 км от границы промплощадки АГК.
Поскольку постановление Главного государственного санитарного врача не может отменять собой действие распоряжение губернатора Астраханской области, а министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, являющееся государственным заказчиком, основным разработчиком и исполнителем основных мероприятий, нарушило условия региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Астраханской области на 2008-2011 годы", истцы просили предоставить им жилое помещение муниципального жилищного фонда в соответствии с нормой предоставления жилого помещения в г. Астрахани.
В судебном заседании представители истцов Сладкова Д.Д., Ломакин Д.М. исковые требования поддержали.
Представитель министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области Володин Е.Ю. иск не признал.
Представители Правительства Астраханской области и администрации губернатора Астраханской области в судебном заседании не участвовали.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 15 июля 2013 года исковые требования Шепарской Н.У., Шепарской В.О., Иксанова М.Д. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истцов Сладкова Д.Д. ставит вопрос об отмене решения ввиду несоответствия изложенных в нем выводов суда обстоятельствам дела, недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения судом норм материального права и нарушения норм материального права.
В суд апелляционной инстанции Шепарская Н.У., Шепарская В.О., Иксанов М.Д., их представитель Сладкова Д.Д., представители Правительства Астраханской области, администрации губернатора Астраханской области не явились, о времени и месте рассмотрения судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Конышевой И.Н., объяснения представителя истцов Ломакина Д.М., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области Володина Е.Ю., возражавшего против ее удовлетворения, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что Шепарская Н.У., Шепарская В.О., Иксанов М.Д. с 1997 по 2001 годы проживали по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования "Сеитовский сельсовет" выдан ордер на вселение очередника 2001 года Шепарской Н.У. и членов ее семьи - сына Иксанова М.Д., дочери Шепарской В.О. в жилое помещение по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме по адресу: "адрес" произошел пожар.
В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, представляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со статьей 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2002г. N 33 утверждена подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящая в состав федеральной целевой программ "Жилище" на 2002-2010 годы, которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, заинтересованным в реализации подпрограммы, рекомендовано принять участие в ее финансировании за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных средств.
Данная подпрограмма предусматривает разработку и утверждение программ субъектов Российской Федерации (региональные программы), которые, в свою очередь, включают программы муниципальных образований (муниципальные программы). В связи с этим подпрограмма предусматривает решение проблемы переселения:
на региональном уровне: региональные программы определяют срок решения проблемы в регионе, формируют законодательную базу в рамках жилищного и земельного законодательства, координируют сроки реализации региональных программ, определяют меры государственной поддержки;
на уровне муниципального образования: муниципальные программы предусматривают план действий органов местного самоуправления, привлечение внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, эффективное управление направленными на финансирование программных мероприятий бюджетными и внебюджетными средствами, перечень жилых помещений, предназначенных для переселения граждан, а также средства всех источников финансирования программы переселения.
Решением Совета муниципального образования "Красноярский район" от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена районная целевая программа "Переселение граждан, проживающих на территории Красноярского района", из аварийного жилищного фонда на 2008-2012 годы", которой был определен перечень основных мероприятий, а именно: установление очередности сноса жилищного фонда, непригодного для проживания, и этапов переселения граждан, поэтапное переселение жильцов и снос жилищного фонда, непригодного для проживания. Данной программы определены ее исполнители: администрация муниципального образования "Красноярский район" совместно с органами местного самоуправления Красноярского района. В Приложении 3 к программе указаны сведения по аварийным домам муниципального образования "Сеитовский сельсовет" - "адрес", общежитие N, муниципальное, количество семей - 7, количество человек - 15.
Решением вышеуказанного органа от ДД.ММ.ГГГГ N решение от ДД.ММ.ГГГГ N признано утратившим силу.
Дав оценку доказательствам по делу, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска, поскольку исполнительный орган субъекта Российской Федерации и его структурные подразделения не являются теми лицами, на которых законом возложена обязанность по предоставлению гражданам благоустроенного жилого помещения взамен пришедшего в непригодное для проживания состояние, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права являются не основательными, поскольку реализация распоряжения губернатора Астраханской области N-Р от ДД.ММ.ГГГГ взаимосвязана с установлением границы санитарно-защитной зоны АГК, следовательно, распоряжение Главного санитарного врача России и распоряжение губернатора Астраханской области связаны с одним предметом и не являются взаимоисключающими.
Иные доводы жалобы были предметом судебного разбирательства, направлены на выражение несогласия с оценкой доказательств, произведенной судом, не влияют на правильность выводов суда и не являются основанием к отмене вынесенного судебного постановления.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам А. областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истцов Сладковой Д.Д. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.