Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Баранова Г. В.
судей областного суда: Сорокиной О. А., Степина А. Б.
при секретаре Редькиной А. В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Баранова Г. В. дело по апелляционной жалобе Грушевого ФИО10 на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 18 июля 2013 года по делу по исковому заявлению Грушевого ФИО11 к Администрации г. Астрахани о признании незаконным постановления мэра и обязании восстановить в списках очередности,
УСТАНОВИЛА:
Грушевой В. И. обратился в суд с иском, в обоснование которого указано, что ДД.ММ.ГГГГ он приказом ГК СВ N уволен с военной службы по сокращению штатов. ДД.ММ.ГГГГ он исключен из списков личного состава райвоенкомата, всех видов обеспечения и направлен на учет в Ленинский военный комиссариат "адрес" ССР. ДД.ММ.ГГГГ им подано заявление о постановке на учет для получения жилой площади от Министерства обороны Российской Федерации в избранном постоянном месте жительства - Астраханской области. Согласно имеющимся документам, этим же днем он был поставлен на учет. В соответствии с пунктом 1 постановления мэра г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ N он был исключен из списка очередности граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании пункта 3 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанное постановление считает незаконным, так как он, руководствуясь требованиями закона, подал заявление на постановку его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном им постоянном месте жительства - г. Астрахани, предоставив при этом все имеющиеся у него для этого документы, после чего был поставлен на учет и состоял в списках до 2010 года. С момента подачи заявления и до настоящего времени он жильем по линии Министерства обороны не обеспечивался, соответствующей компенсации не получал. Никаких уведомлений о том, что им представлен не полный пакет документов, необходимых для получения жилья, о том, что ему необходимо предоставлять какие - либо дополнительные документы, не получал. Грушевой В. И. просит суд признать незаконным постановление мэра г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ N в части исключения из списков очередности граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязать восстановить его в списках очередности граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку.
Впоследствии требования были уточнены, помимо признания постановления мэра от 17 ноября 2010 года незаконным, просил признать его нуждающимся в получении жилого помещения с составом семьи 2 человека, как уволенного с военной службы, обязать Администрацию г. Астрахани восстановить его на учете нуждающихся в жилом помещении с составом семьи 2 человека в списках очередности граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку.
В судебном заседании представитель Грушевого В. И. - Бердникова А. Е. иск поддержала. Представитель Администрации г. Астрахани - Тырнова А. А. просила в иске отказать.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 18 июля 2013 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Грушевого В. И. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности, в обоснование жалобы указано, что судом не учтено, что в материалах дела имеется справка от 16 июня 2008 года о том, что он освободил в 994 году служебное жилое помещение, которое занимал в "адрес" в период прохождения военной службы, иных помещений у него не имеется, без внимание осталось то, что он по прежнему является гражданином Российской Федерации, в соответствии с законодательством за ним сохраняются все гарантии, а государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях. Которые устанавливаются федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.
Заслушав представителя Грушевого В. И. - Бердникову А. Е., поддержавшую доводы жалобы, представителя Администрации г. Астрахани - Тырнову А. А. возражавшую относительно жалобы, и зучив материалы дела, п роверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе в порядке статьи 327. 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда в силу следующих обстоятельств.
Из дела видно, что 11 декабря 1991 года Грушевой В. И. уволен с военной службы в запас по сокращению штата на основании приказа N по Министерству обороны СССР, выслуга лет в Вооруженных Силах составила "данные изъяты" месяцев, последнее место службы - Военный комиссариат "адрес".
Из выписки из приказа об увольнении N следует, что Грушевой В. И. подлежит направлению на учет в Ленинский военный комиссариат "адрес".
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Грушевой В. И. подал заявление о постановке на учет для получения жилой площади от Министерства обороны РФ в избранном им месте жительства, в тот же день он был поставлен на учет.
Согласно справки Отдела социального обеспечения при консульском отделе Посольства России от ДД.ММ.ГГГГ служебное жилое помещение, которое Грушевой В. И. занимал в "адрес" в период военной службы, он освободил в 1994 году.
Постановлением мэра г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ N-м был утвержден список очередности военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, в который был включен и Грушевой В. И.
Постановлением мэра г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ N Грушевого В. И. исключили из списка очередности граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании пункта 3 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из пояснений представителя Грушевого В. И. следует, что после увольнения с военной службы в г. Астрахань Грушевой В. И. для проживания не переезжал, приезды имели краткосрочный характер для решения жилищных вопросов.
Из дела видно, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Грушевой В. И. имел регистрацию в г. Астрахани, однако, в 2006 году снялся с регистрационного учета в связи с выбытием в Латвию, согласно справки "адрес" ДД.ММ.ГГГГ Грушевой В. И. зарегистрировался по месту жительства по адресу "адрес".
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 12 июля 2010 года Грушевому В. И. отказано в удовлетворении исковых требований к Администрации г. Астрахани о признании права на получение жилищного сертификата, при этом, судом указано, что Грушевой В. И. не подтвердил своего права на получение государственного жилищного сертификата, поскольку, только то обстоятельство, что он относится к категории граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, им подано заявление на участие в подпрограмме и изъявлено желание получить жилищный сертификат, не может служить основанием для реализации его права, поскольку получению препятствует не только отсутствие возможности предоставить справку КЭЧ, а обусловлено отсутствием регистрации в г. Астрахани, а также не предоставлением документов, подтверждающих родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи, технического паспорта жилого помещения, которое он занимает, справки с Министерства обороны, что ранее жильем за счет средств указанного Министерства, не обеспечивался.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 189-ФЗ " О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации ", к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые могут возникнуть после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 6 данного Федерального закона граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ " О статусе военнослужащих " военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15. 1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
В Федеральном законе " О статусе военнослужащих " закреплено право увольняемых военнослужащих при перемене места жительства на обеспечение жилыми помещениями за счет ГЖС в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно статьи 23 указанного закона, военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Обосновывая свое решение о снятии Грушевого В. И. с учета, нуждающихся в жилых помещениях, Администрация МО " Город Астрахань " ссылалось на положения подпункта 3 пункта 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации " граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование ".
Статья 56 Жилищного кодекса Российской Федерации регулирует отношения по снятию граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предусматривает следующее: " 1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов Ф. значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет ".
Также судебная коллегия полагает, что при разрешении спора следует учитывать положения Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 " О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства ", которым утверждены соответствующие Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы.
Согласно подпункту " в " пункта 26 Правил снятие с воинского учета в данном населенном пункте и выезд на другое постоянное место жительства является основанием для снятия военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, с очереди на получение жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, действовавшее и действующее жилищное законодательство предусматривает снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, в том числе и военнослужащих, проходивших военную службу, в связи с переменой ими места жительства.
Поскольку из материалов дела следует, что ФИО1 изменил свое постоянное место жительства, в 2006 году снялся с регистрационного учета в связи с выбытием в Латвию, согласно справки "адрес" ДД.ММ.ГГГГ Грушевой В. И. зарегистрировался по месту жительства по "адрес", "адрес", то судебная коллегия полагает правомерным относительно вышеприведенных положений законодательства постановление мэра г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения Грушевого В. И. из списка очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку необходимым условием для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом в конкретном населенном пункте по договору социального найма, является проживание гражданина в муниципальном образовании, на территории которого расположен данный населенный пункт, то его выезд на место жительства другое муниципальное образование влечет снятие его с учета. При этом не имеет правового значения время нахождения истца на учете в качестве нуждающихся в жилье.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку повторяют правовую позицию представителя Грушевого В. И., выраженную ими в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебном постановлении.
Разрешая спорные правоотношения, суд правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда мотивированы надлежащим образом и основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 18 июля 2013 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Грушевого ФИО12 - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись Баранов Г. В.
Судьи областного суда: подпись Сорокина О. А.
подпись Степин А. Б.
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.