Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Спрыгиной О.Б.,
судей областного суда Лапшиной Л.Б., Губернаторова Ю.Ю.,
при секретареХарченко Г.Ф.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Лапшиной Л.Б.
дело по апелляционной жалобе Государственного Учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лиманском районе Астраханской области
на решение Лиманского районного суда Астраханской области от 2 сентября 2013 года по иску Тунтунеевой ВВ ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Лиманском районеАстраханской области о признании незаконнымотказа в назначении пенсии по старости и включении в специальный стаж периодов трудовой деятельности,
УСТАНОВИЛА:
Тунтунеева В.В. обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что ей необоснованно отказано в назначении пенсии, связанной с лечебной деятельностью и иной деятельностью по охране здоровья населения. Из специального стажа исключены периоды работы: в должности медрегистратора, старшей медсестры "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности медсестры школы "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности дежурного фельдшера амбулатории узловой больницы ст. "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, вдолжности медсестры соматического отделения Центральной городской больницы "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности и.о. главной медсестры детского соматического отделения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности медсестры инфекционного отделения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности старшей медсестры на 0,5 ставкии на 0,5 ставки диетической медсестры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности старшей медсестры на 1 ставке и 0,5 ставки диетической медсестры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности фельдшера амбулатории ст. "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истец считает, что ответчиком нарушено ее право на получение досрочной пенсии, поэтому просит признать решение пенсионных органов незаконным, обязать ответчика включить спорные периоды в специальный стаж и назначить пенсию с момента первоначального обращения за пенсией, то есть с 15 марта 2013 года.
В судебном заседании Тунтунеева В.В.исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель Управления Пенсионного фонда в Лиманскомрайоне Астраханской области Утеуова М.У. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Решением Лиманского районного суда Астраханской области от 2 сентября 2013 года
исковые требования Тунтунеевой В.В. удовлетворены частично.Тунтунеевой В.В. отказано во включении в специальный стаж периода работы в должности старшей медсестры на 0,5 ставки и диетической медсестры на 0,5 ставки с 21 апреля 2006 года по 31 мая 2006 года, по тем основаниям, что должность диетической медсестры не предусмотрена Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года и не выполняется условие, установленное пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных этим же Постановлением о работе медсестрой на полную ставку.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации вЛиманском районеАстраханской области ставит вопрос об отмене решения суда, поскольку учреждения ВТЭК не поименованы Списком учреждений и должностей, дающих право медработникам на льготное пенсионное обеспечение медработников. Что касается периода работы истца в Центральной городской детской больнице "адрес", то ею не представлены доказательства, подтверждающие льготный характер работы. Период работы Тунтунеевой В.В. в должности фельдшера амбулатории станции Артезиан Узловой больницы станции Кизляр также не подлежат включению в специальный стаж, так как работодателем не указан льготный код профессии. Кроме того, ответчиком оспаривается решение суда в части взыскания в пользу Тунтунеевой В.В. судебных расходов в размере "данные изъяты", так как это противоречит действующему законодательству.
Адвокат Кимаева И.М., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, на заседание судебной коллегии не явилась, о причинах неявки не уведомила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в ее отсутствие.
Заслушав докладчика, объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лиманском районе Астраханской области Коротковой О.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Тунтунеевой В.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа игородах не менее 30 лет, независимо от их возраста.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются медицинские сестры, фельдшерыбольниц всех наименований, амбулаторий, поликлиник всех наименований, линейных амбулаторий на железнодорожном транспорте.
Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 года, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - постановление N 1066).
Пунктом 1 постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.
В соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Лишь при назначении пенсии после 1 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности (поселке городского типа). Если же работа протекала только в сельской местности, то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется.
Аналогичных порядок подсчета специального стажа применяется и к тем медицинским работникам, которым такой стаж определяется на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Из материалов дела следует, что 15 марта 2013 года Тунтунеева В.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лиманском районе Астраханской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лиманском районе Астраханской области N 291 от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии истцу отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В специальный стаж не включены периоды работы: в должности медрегистратора, старшей медсестры в областном ВТЭК "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности медсестры школы станции Кизляр с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности дежурного фельдшера амбулатории узловой больницы ст. Кизляр с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности медсестры соматического отделения Центральной городской больницы "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности и.о. главной медсестры детского соматического отделения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности медсестры инфекционного отделения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности старшей медсестрына 0,5 ставки и на 0,5 ставки диетической медсестры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности старшей медсестры на 1 ставке и 0,5 ставки диетической медсестры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ той же больницы, в должности фельдшера амбулатории станции "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы жалобы о том, что Тунтунеева В.В. не имеет права на назначение льготной пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа, являются необоснованными и опровергаются доказательствами, исследованными в судебном заседании.
Так, перечисленными выше нормативно-правовыми актами предусмотрен исчерпывающий перечень учреждений с указанием функциональных обязанностей, профиля учреждения здравоохранения той или иной должности, работа в которых дает право на зачет периода работы в специальный стаж.
В указанных Списках, такие учреждения, как ВТЭК не предусмотрены.
Однако, в период до 1 октября 1993 года действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения".
В перечне учреждений и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в пункте 4 предусматривались в том числе медицинские сестры независимо от наименования должности ВТЭК - врачебно-трудовые экспертные комиссии.
В связи с тем, что период работы Тунтунеевой В.В. в должности старшей медсестры в "данные изъяты" имел место до 1 октября 1993 года, а именно с 20 ноября 1986 года по 7 июля 1989 года, он правильно включен судом в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение.
Выводы районного суда о включении в специальный стаж Тунтунеевой В.В. периода работы в должности медсестры школы станции "данные изъяты" "данные изъяты" также являются обоснованными, так как трудовой книжкой истца, приказом N от ДД.ММ.ГГГГ по "данные изъяты", архивной справкой межведомственного архива Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Тунтунеева В.В. принята на работу отделом кадров больницы, занимала штатную должность в лечебном учреждении и получала там заработную плату.
Следовательно, работодателем истца является "данные изъяты", то есть учреждение, поименованное соответствующим Списком в качестве учреждения, работа в котором дает право на досрочное назначение пенсии по старости медицинским работникам.
Период нахождения истца в отпуске по беременности и родам с 1 апреля 1990 года по 25 мая 1990 года и отпуске по уходу за ребенком с 25 мая 1990 года по 1 февраля 1991 года также подлежат включению в специальный стаж, так как ониимели место до принятия Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", вступившего в силу 6 октября 1992 года, с принятием которого отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком перестали включать в стаж работы по специальности.
Доводы апелляционной жалобы о незаконном удовлетворении исковых требований истца о включении в специальный стаж периодов работы истца в "данные изъяты" в должности дежурного фельдшера амбулатории станции "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности медсестры соматического отделения Центральной городской больницы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности и.о. главной медсестры детского соматического отделения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности медсестры инфекционного отделения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности старшей медсестры на 1 ставке и 0,5 ставки диетической медсестры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в узловой поликлинике "данные изъяты" в должности фельдшера амбулатории "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также являются несостоятельными, так как совокупностью исследованных по делу доказательств подтверждается, что Тунтунеева В.В. в указанные периоды осуществляла в течение полного рабочего дня лечебную деятельность в учреждениях и должностях, поименованным Списком.
Районный суд в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полно и объективно оценил все доказательства по делу, мотивированно изложив свою позицию в решении суда.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют требования закона и обстоятельствам дела.
Судебная коллегия считает также необоснованными доводы жалобы о незаконности включения судом в специальный стаж работы Тунтунеевой В.В. периода работы в должности фельдшера амбулатории станции "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по основаниям отсутствия кода льготной профессии в индивидуальных сведениях в данный период, поскольку невыполнение работодателем обязанности по указанию кода льготы не может ограничивать пенсионные права истца.
Поскольку работа Тунтунеевой В.В. протекала как в сельской местности, так и в городе, судом правильно периоды ее работы в Узловой больнице "адрес" в должности медицинской сестры школы станции "данные изъяты", в "данные изъяты" в должности дежурного фельдшера амбулатории ст. "данные изъяты", отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком включены в специальный стаж в льготномисчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца работы.
Остальные периоды работы включены в льготный стаж в календарном исчислении.
С учетом изложенного,суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии у истца необходимого 30-летнего стажа осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, и в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", обоснованно обязал пенсионные органы назначить ей трудовую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган, с15 марта 2013 года.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности удовлетворения заявления Тунтунеевой В.В. в части взыскания расходов по оплате госпошлины в размере "данные изъяты" и расходов по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" также являются несостоятельными.
Порядок распределения судебных расходов в случае удовлетворения исковых требований предусмотрен статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для освобождения ответчика от оплаты госпошлины в силу статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации не имеется.
На основании статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Расходы истца на оплату услуг представителя подтверждаются квитанцией N 0047865 от 18 июня 2013 года и соответствуют требованиям справедливости и разумности, объему выполненной представителем работы и сложности дела.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводы судебного решения, то оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лиманского районного суда Астраханской области от 2 сентября2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лиманском районе Астраханской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.