Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Лавровой С.Е.,
судей областного суда: Степина А.Б., Сорокиной О.А.,
при секретаре: Курбановой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокиной О.А. дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Ахтубинский район" Астраханской области на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 10 сентября 2013 года по иску Ахтубинского городского прокурора к администрации муниципального образования "Ахтубинский район" об обязании организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем создания мест в учреждениях дошкольного образования, а также открытия новых дошкольных образовательных учреждений,
УСТАНОВИЛА:
Ахтубинский городской прокурор обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Ахтубинский район" об обязании организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем создания мест в учреждениях дошкольного образования, а также открытия новых дошкольных образовательных учреждений. В обоснование иска прокурор указал, что обеспечение общедоступности дошкольного образования является одной из обязанностей органов местного самоуправления. На территории муниципального района функционируют 32 дошкольных образовательных учреждения, однако в 2012 количество детей, не обеспеченных местами в дошкольных учреждениях, составляло 300 человек, на 1 января 20013 года оно увеличилось до 386 человек. Данное обстоятельство, по мнению прокурора, свидетельствует о бездействии ответчика и невыполнении возложенной на него законом обязанности.
В судебном заседании представители прокуратуры Абдуллаева Т.А., Никитин А.В., с учетом уточнения исковых требований, иск п оддержали в полном объеме.
Представитель администрации муниципального образования "Ахтубинский район" по доверенности Пономарева Т.В., представитель управления образования администрации муниципального образования "Ахтубинский район" по доверенности Фомичева Е.Ю. иск не признали.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 10 сентября 2013 года на администрацию муниципального образования "Ахтубинский район" возложена обязанность обеспечить организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования путем создания мест в учреждениях дошкольного образования и открытия новых дошкольных образовательных учреждений.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования "Ахтубинский район" ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на допущенное судом неправильное применение норм процессуального права. В апелляционной жалобе сообщается, что прокурор в январе 2012 года обращался в суд с иском об обязании администрации муниципального образования "Ахтубинский район" организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем создания мест в учреждениях дошкольного образования, а также открытия новых дошкольных образовательных учреждений. Производство по делу прекращено в связи с отказом прокурора от иска. Однако, в августе 2013 года прокурор вновь обратился в суд с аналогичными требованиями, суд принял иск и рассмотрел его по существу несмотря на то, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, не допускается. Ответчик полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с прекращением производства по делу.
Заслушав докладчика, выслушав объяснения представителя администрации муниципального образования "Ахтубинский район" по доверенности Пономаревой Т.В., поддержавшей апелляционную жалобу, прокурора Самодаевой К.В., возражавшей против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда по указанным в ней доводам.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования (часть 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"). Частью 3 статьи 18 Закона Российской Федерации "Об образовании" установлено, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится организация предоставления дополнительного образования детям.
По смыслу приведенных правовых норм, именно органы местного самоуправления обязаны организовать предоставление дополнительного образования детям на территории соответствующего образования путем создания муниципальных дошкольных образовательных учреждения либо мест в этих учреждениях.
Совокупность представленных сторонами доказательств свидетельствует об отсутствии необходимого количества дошкольных образовательных учреждений и мест в уже существующих учреждениях на территории Ахтубинского района. На территории муниципального района расположено 32 дошкольных учреждения. В 2012 году 2930 детей нуждалось в услугах дошкольного образования, а местами в дошкольных образовательных учреждениях обеспечено только 2458 детей. В 2013 году такое же количество детей нуждалось в получении дошкольного образования (2930 детей), обеспечено - 2289 детей. По состоянию на 1 августа 2013 года количество детей дошкольного возраста, состоящих на учете для направления в дошкольные образовательные учреждения района, составляет 318 человек. С июня 2013 года муниципальное образование "Ахтубинский район" отказалось от участия в программе по строительству детских садов на условиях государственного - частного партнерства, признав такое участие нецелесообразным. Однако численность детей, не обеспеченных местами в дошкольных образовательных учреждениях, не сократилась.
Учитывая, что спрос на дошкольное образование в Ахтубинском районе на текущее время превышает предложения в значительной степени, районный суд правомерно удовлетворил иск прокурора, так как обязанность по организации обеспечения общедоступности дошкольного образования на территории района ответчиком не исполнена. Отсутствие денежных средств, либо иные вопросы, относящиеся к компетенции администрации по исполнению указанной обязанности, не должны влиять на права граждан. В этой связи, доводы апелляционной жалобы в данной части направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для прекращения производства по делу, противоречат нормам процессуального права.
В силу статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к основаниям прекращения производства по делу относится наличие вступившего в законную силу и принятого по спору между теми же сторонами, о том же предмете, по тем же основаниям определения суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска.
Из материалов дела следует, что 30 ноября 2011 года прокурор обращался в суд с требованиями об обязании администрации муниципального образования "Ахтубинский район" организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем создания мест в учреждениях дошкольного образования, а также открытия новых дошкольных образовательных учреждений. В обоснование иска указывалось на невыполнение ответчиком обязанности по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования в учебный период 2011-2012 годов. В связи со вступлением муниципального образования "Ахтубинский район" в программу по строительству детских садов на условиях государственного - частного партнерства, прокурор отказался от иска и производство по делу определением суда от 12 января 2012 года прекращено. В настоящее время прокурор также обратился в суд с требованиями об обязании администрации муниципального образования "Ахтубинский район" организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем создания мест в учреждениях дошкольного образования, а также открытия новых дошкольных образовательных учреждений. Однако в обоснование иска указывается на невыполнение ответчиком обязанности по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования в учебный период 2012-2013 годов. В этой связи, правовые основания для прекращения производства по делу отсутствуют, так как предмет и основания в ранее рассмотренном и настоящем спорах не совпадают.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 10 сентября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации МО "Ахтубинский район" Астраханской области - без удовлетворения.
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.