Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Наумовой И.В.
судей Аняновой О.П., Самыгиной С.Л.
при секретаре Тягнирядно Я.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 08 октября 2013 года
апелляционную жалобу Верзиной Е.А.
на решение Новооскольского районного суда Белгородской области от 12 августа 2013 года по делу по заявлению Верзиной Е.А. о признании незаконным отказа администрации муниципального района "Новооскольский район" от 18.04.2013 года в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Аняновой О.П., объяснения представителей заявителя Козлитиной О.А., Човган В.А., поддержавших доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Верзина Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на условиях договора найма от 13.03.2013 г. проживает в жилом доме П. В.А. по адресу: "адрес".
Заявитель, утверждая, что является вдовой участника Великой Отечественной войны
Верзина Е.А.., обратилась в администрацию муниципального района "Новооскольский
район" для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в чем ей было отказано, ввиду не предоставления документов, подтверждающих ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставления документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Верзина Е.А., ссылаясь на то, что принятое распоряжение нарушает ее права на жилище, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ, Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., а также создает препятствия для реализации Верзиной Е.А. права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, как вдовы ветерана Великой Отечественной войны, обратилась в суд с настоящим заявлением и просила признать незаконным отказ администрации Новооскольского района, возложить на неё обязанность принять на учёт, в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В судебном заседании представитель заявителя требования Верзиной поддержала. Сообщила, что Верзина Е.А. является вдовой В. П.Н., принимавшего участие в Великой Отечественной войне, однако соответствующего удостоверения не имеет.
Считает, что для признания заявителя вдовой участника Великой Отечественной
войны достаточно представленных ею документов (справки УСЗН администрации
Энгельского муниципального образования от 16.03.2005 г. сведений о награждении
В. П.Н. орденом Отечественной войны 2-й степени).
Представители администрации муниципального района "Новооскольский район", Управления социальной защиты населения администрации муниципального района "Новооскольский район" считали заявление необоснованным, а решение жилищной комиссии администрации муниципального района "Новооскольский район" законным, поскольку Верзиной Е.А. не было представлено удостоверение вдовы участника Великой Отечественной войны, единственного документа, предусматривающего реализацию мер социальной поддержки для членов семей участников Великой Отечественной войны.
Решением суда в удовлетворении заявления Верзиной Е.А. отказано.
В апелляционной жалобе Верзина Е.А. просит об отмене решения и принятии нового решения об удовлетворении требований.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п. 2).
В силу п. 5 ст. 52 ЖК РФ, решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Согласно п. 4 указанной статьи, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Аналогичные нормы содержатся в статье 6 закона Белгородской области от 10 мая 2006 года N 39 "О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", которая также предусматривает, что отказ в принятии на учет может быть обжалован гражданином в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение жилищной комиссии об отказе в признании Верзиной Е.Н. нуждающейся в улучшении жилищных условий принято в соответствии с законом в пределах ее полномочий, ввиду того, что Верзина Е.А. при подаче заявления о постановке ее на учет не представила удостоверение вдовы участника Великой Отечественной войны, только при предъявлении которого возможна реализация мер по ее социальной поддержке.
Судебная коллегия считает данный вывод основанным на нормах материального права, соответствующим фактически обстоятельствам.
Как следует из материалов дела, Верзина Е.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения состояла в браке с В. П.Н. ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается свидетельством о заключении брака от 22.03.1979 г.
21 марта 2013 г. Верзина Е.А. обратилась с заявлением в УСЗН администрации Новооскольского района о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и улучшении жилищных условий, предоставив в качестве документа, подтверждающего право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях - письмо отдела военного комиссариата Саратовской области по г. Энгельс и Энгельсскому району от 30.05.2013 г.в котором указано, что В. П.Н. награжден орденом Отечественной войны 2 степени и справку УСЗН Энгельсского муниципального образования Саратовской области от 16.03.2005 г. из которой видно, что Верзина Е.А., как вдова умершего участника Великой Отечественной войны В. П.Н., пользовалась льготами по оплате жилой площади и коммунальных услуг.
Согласно протоколу N 3 заседания районной жилищной комиссии при администрации Новоскольского района от 18.04.2013 г. со ссылкой на п.п. 1,2 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, ст. 5 Закона Белгородской области от 10.05.2006 г. N 39 "О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отказано, ввиду не предоставления документов, подтверждающих ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставления документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Данное решение требованиям законодательства соответствует.
В соответствии с п. п. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 21 указанного Федерального закона супруге погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак, меры социальной поддержки предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.
Указом Президента Российской Федерации N 714 от 07 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В силу статьи 28 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Поскольку удостоверения о праве льготы, установленные ст. 21 ФЗ "О ветеранах" Верзина Е.А. не имела на момент обращения в жилищную комиссию и соответственно его не представила при подаче заявления, отказ в постановке ее на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям не предоставления документов, подтверждающим право стоять на учете, является правомерным.
Доводы представителей заявителя о том, что для признания заявителя вдовой участника Великой Отечественной войны при принятии решения о постановке ее на жилищный учет, было достаточно представленных ею документов (справки УСЗН администрации Энгельского муниципального образования от 16.03.2005 г. сведений о награждении В. П.Н. орденом Отечественной войны 2-й степени) основаны на неверном толковании норм права, поскольку как следует однозначно из положений ст. 28 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки членов семей умерших участников Великой Отечественной войны осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца.
В рамках реализаций положений ФЗ "О ветеранах" постановлением Министерства труда РФ от 11.10.2000 г. N 69 была утверждена "Инструкция о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", в п. 2.16 которой определен порядок выдачи удостоверений о праве льготы, установленные ст. 21 ФЗ "О ветеранах".
Так, согласно п. 2.16 данной инструкции права и льготы, установленные ФЗ "О ветеранах" предоставляются членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), указанным в статье 21 Федерального закона "О ветеранах", - на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209.
Удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании документов о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим), свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему), пенсионного удостоверения либо справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца (с учетом пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах").
Кроме того, основанием для предоставления права на льготы может служить пенсионное удостоверение с отметкой: "Вдова (мать, отец) погибшего воина", а также справка установленной формы о гибели военнослужащего.
В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 21 Федерального закона "О ветеранах".
Как следует из объяснений представителей заявителя и сообщения представителя заинтересованного лица от 03.10.2013 г. после вынесения решения Новооскольского районного суда от 12.08.2012 г. Верзина Е.А. обратилась в органы социальной защиты и получила 19.08.2013 г. удостоверение вдовы умершего участника Великой Отечественной войны. В начале сентября 2013 г. Верзина Е.А. повторно обратилась со всеми необходимыми документами в жилищную комиссию при администрации муниципального района "Новооскольский район". 18.09.2013 г. решением жилищной комиссии Верзина Е.А., как вдова умершего участника Великой Отечественной признана нуждающейся в жилых помещениях.
Доводы стороны заявителя о том, что при рассмотрении ее заявления, не предлагалось представить дополнительные документы и о необходимости постановки Верзиной Е.А. на учет с момента первоначального обращения в марте 2013 г., со ссылкой на вышеуказанные обстоятельства не состоятельны, поскольку оспариваемое решение принималось 18.04.2013 г. по результатам рассмотрения представленных заявителем документов, когда Верзина Е.А. удостоверения о праве на льготы, установленные ст. 21 ФЗ "О ветеранах" не имела.
То обстоятельство, что в последствии удостоверение было получено заявителем, не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения.
Ссылка заявителя на то, что судом в нарушение требования гражданского процессуального законодательства РФ не было предложено представить дополнительные доказательства, подтверждающие тот факт, что заявитель является вдовой участника Великой Отечественной войны, основаны на добросовестном заблуждении относительно порядка рассмотрения настоящего заявления.
При рассмотрении дел, вытекающих из публичных правоотношений, суд проверяет соответствует ли содержание оспариваемого решения требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения на основе анализа доказательств при наличии которых оно было принято.
Таким образом, обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом первой инстанции полно и правильно, выводы, изложенные в решении, основаны на исследованных и оцененных в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ доказательствах, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, законных оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новооскольского районного суда Белгородской области от 12 августа 2013 года по делу по заявлению Верзиной Е.А. о признании незаконным отказа администрации муниципального района "Новооскольский район" от 18.04.2013 года в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении оставить без изменения, апелляционную жалобу Верзиной Е.А. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.