Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Мариной Ж.В.
судей областного суда Киселевой Е.А., Маклашова В.И.
при секретаре Холомеевой Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 ноября 2013 года по докладу судьи Мариной Ж.В. дело по апелляционной жалобе заместителя губернатора Брянской области Е.И. Локтиковой на решение Клинцовского городского суда Брянской области от 29 августа 2013 года по делу по иску С.А.С. к Клинцовской городской администрации, Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области, Департаменту финансов Брянской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
С.А.С ... обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. По решению Клинцовского городского суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ его мать С.Н.В ... лишена родительских прав. Постановлением администрации г. Клинцы N от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним С.А.С. установлена опека, опекуном назначена С.А.И. Указанным постановлением за С.А.С ... сохранено право пользования жилым помещением по адресу: Брянская область, г. "адрес" Своего жилого помещения истец не имеет. Права на объекты недвижимости у С.А.С ... отсутствуют, в связи с чем, истец считает, что он имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, поскольку относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
С.А.С ... просил суд обязать Клинцовскую городскую администрацию Брянской области предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленных муниципальным образованием норм предоставления в черте территории муниципального образования "город Клинцы Брянской области", а также обязать Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области обеспечить Клинцовскую городскую администрацию Брянской области финансовыми средствами и материальными ресурсами, необходимыми для предоставления жилого помещения, путем финансового обеспечения за счет средств областного бюджета.
Решением Клинцовского городского суда Брянской области от 29 августа 2013 г. суд обязал Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области обеспечить Клинцовскую городскую администрацию финансовыми средствами и материальными ресурсами, необходимыми для предоставления жилого помещения С А. С. После получения финансовых средств от Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, суд обязал Клинцовскую городскую администрацию предоставить С.А.С. 26 апреля 1993 года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленных муниципальным образованием норм предоставления в черте муниципального образования "город Клинцы Брянской области".
Не согласившись с данным решением суда, заместитель губернатора Брянской области Локтикова Е.И. подала в суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что при вынесении решения суд руководствовался законами, которые утратили силу и не действовали на момент обращения истца с исковым заявлением в суд. Заявитель указывает, что с 1 января 2013 г. действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления лицам из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений вне очереди по договорам социального найма.
В возражениях на апелляционную жалобу С.А.С ... просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции 15 октября 2013 года вынес определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Судебная коллегия исходила из следующего.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия пришла к выводу, что суд рассмотрел дело в отсутствие Министерства финансов РФ, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, и не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 29 октября 2013 года в качестве соответчика по делу привлечен Департамент финансов Брянской области.
В судебном заседании представитель Департамента финансов Брянской области Малаев С.С. иск не признал и пояснил, что Департамент финансов Брянской области не является надлежащим ответчиком по делу, так как в силу действующего законодательства, обязанность по предоставлению жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления. Право истца на получение жилого помещения не оспаривается.
В судебном заседании представитель ответчика Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области Логвенок М.В. пояснила, что истец имеет право на получение жилого помещения, однако, считает, что Департамент не является надлежащим ответчиком по делу.
Начальником отдела по делам семьи, охране материнства и детства, демографии Клинцовской городской администрации Брянской области Моисеенко С.В. поданоходатайство о рассмотрении дела в отсутствие органа опеки и попечительства.
В судебное заседание не явились С.А.С.., Клинцовская городская администрация Брянской области, Министерство финансов РФ, УФК РФ по Брянской области, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, суду не сообщали об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
С учетом требований ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав доклад судьи Мариной Ж.В., пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Решением Клинцовского городского суда Брянской области от 22 марта 2007 года С.Н.В. была лишена родительских прав в отношении С.А.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Постановлением администрации г. Клинцы Брянской области от 20 апреля 2007 г. N над несовершеннолетним С.А.С ... установлена опека. Опекуном назначена С.А.И ... За истцом сохранено право пользования жилым помещением по адресу: Брянская область, г. "адрес"
Согласно справке администрации г. Клинцы С.А.С ... принят в список граждан на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма с ДД.ММ.ГГГГ за N как сирота (л. д. 18).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон), дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что истец относится к категории граждан дети, оставшиеся без попечения родителей, и на него распространяется действие Закона.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона (в редакции от 29.02.2012 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, ... органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ст. 1 Закона Брянской области от 29.12.2012 N 107-З "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области" (далее - Закон Брянской области) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подпадающие под действие данного закона, проживающие на территории Брянской области однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Брянской области и ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" за С.А.С. недвижимого имущества в собственности не значится (л.д.16-17).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившего в законную силу с 1 января 2013 года, действие положений ст. 8 Закона и Жилищного кодекса РФ в редакции настоящего закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети - сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, ... не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как усматривается из материалов дела, жилое помещение С.А.С. до настоящего времени не было предоставлено, более раннего судебного акта относительно прав истца на получение жилого помещения по договору найма не имеется, следовательно, свое право на обеспечение жилым помещением истец не реализовал.
Таким образом, С.А.С. имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В силу ст. 109.1. Жилищного Кодекса РФ (введена Федеральным законом от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Часть 2 ст. 1 Закона Брянской области предусматривает, что в соответствии с настоящим Законом жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в соответствующем муниципальном образовании Брянской области.
Согласно ч. 4 ст. 4 Закона Брянской области, предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления с учетом информации органа опеки и попечительства при исполнительном органе государственной власти Брянской области о лицах, нуждающихся в жилье на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 2 Закона Брянской области от 02.12.2011 г. N 124-З (ред. от 06.02.2013 г.) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих в соответствии с Законом Брянской области от 9 марта 2005 года N 3-З "О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области" статусом городского округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по вопросам формирования специализированного жилищного фонда, заключения договоров найма специализированных жилых помещений и предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Согласно ст. 1 Закона Брянской области от 09.03.2005 г. N 3-З (ред. от 05.04.2013) "О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области" муниципальное образование город Клинцы наделен статусом городского округа.
В соответствии с ч. 8 ст. 8 Закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Статьей 6 Закона Брянской области от 02.12.2011 г. N 124-З предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется за счет средств областного бюджета в форме субвенций.
Согласно п. 1 ст. 4 вышеуказанного Закона Брянской области органы местного самоуправления Брянской области при осуществлении отдельных государственных полномочий вправе ... дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Таким образом, обеспечить истца жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленных муниципальным образованием норм предоставления должна Клинцовская городская администрация Брянской области за счет денежных средств, выделенных на данные цели (средств субъекта федерации, муниципального образования). Кроме того, в суде апелляционной инстанции представитель Департамента финансов Брянской области пояснил, что на указанные цели из федерального бюджета также осуществляется выделение денежных средств.
Рассматривая довод апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление лицам из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений вне очереди по договорам найма, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в законную силу с 1 января 2013 года, были внесены изменения в Федеральный Закон N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и Жилищный Кодекс РФ, которые исключили из данных нормативных актов указания на обеспечение названной категории лиц жилым помещением вне очереди.
Однако, ни ЖК РФ, ни данный ФЗ N 15 не содержат норм, которые бы предусматривали возможность предоставления специализированных жилых помещений названной категории лиц в порядке очередности. Ни Федеральным Законом, ни Законом Брянской области не ставится в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список. Таким образом, судебная коллегия считает, что жилое помещение истцу должно быть предоставлено с момента возникновения такого права в порядке, установленном действующим законодательством.
Судебная коллегия считает, что не подлежат удовлетворению исковые требования С.А.С. о возложении обязанности на Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области обеспечить Клинцовскую городскую администрацию Брянской области финансовыми средствами и материальными ресурсами, необходимыми для предоставления жилого помещения, путем финансового обеспечения за счет средств областного бюджета.
Постановлением Брянской области от 22 апреля 2013 года N 58-п утвержден Порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).
В соответствии с п. 3 и 6 Порядка главным распорядителем средств областного бюджета вышеуказанных расходов является Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области. Главный распорядитель средств областного бюджета перечисляет средства субвенций в соответствии с лимитами бюджетных обязательств со своего лицевого счета заявками на кассовый расход в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов. Перечисление субвенций в бюджеты муниципальных районов и городских округов осуществляется в установленном порядке на лицевые счета, открытые получателем средств местного бюджета в территориальных органах Федерального казначейства.
Из вышеуказанных норм Порядка следует, что не осуществляется персонифицированного перечисления денежных средств главным распорядителем средств муниципальным образованиям.
На основании изложенного исковые требования С.А.С ... подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 330, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Клинцовского городского суда Брянской области от 29 августа 2013 года отменить.
Исковое заявление С.А.С. удовлетворить частично.
Обязать Клинцовскую городскую администрацию Брянской области предоставить С.А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не ниже установленных муниципальным образованием норм предоставления, за счет денежных средств, выделенных на данные цели. В остальной части иска - отказать.
Председательствующий Ж.В. Марина
Судьи областного суда Е.А. Киселева
В.И. Маклашов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.