Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 14 ноября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего ГОРБАЧЕВСКОЙ Ю.В.,
судей областного суда КУЛЕШОВОЙ Е.В., КРАВЦОВОЙ Г.В.,
при секретаре МИЛИЦА Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 ноября 2013 года по докладу судьи Кравцовой Г.В. дело по апелляционной жалобе представителя истца С. по доверенности - К. на решение Советского районного суда г. Брянска от 30 июля 2013 года по гражданскому делу по иску С. к Правительству Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и включении в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество,
УСТАНОВИЛА:
С. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на отказ комиссии по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС в выплате компенсации за утраченное имущество в связи с тем, что представленный Отчет об оценке имущества не соответствует ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и стандартам оценки, завышена оценка имущества. Просила признать за ней право на получение компенсации за утраченное имущество и обязать ответчиков включить ее в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере 2 387 000 руб. В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что является собственником дома по адресу: Брянская область, Новозыбковский район, с. Синий Колодец, "адрес", расположенного в зоне отселения, что непосредственно подпадает под действие Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В судебное заседание С. не явилась, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Интересы истца в суде представляла по доверенности К., которая уточнила исковые требования, просила суд признать за истцом право на получение компенсации за утраченное имущество и обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить истца в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере 1 976 000 руб., согласно представленному новому отчету.
Представитель Департамента строительства и архитектуры Брянской области в судебном заседании иск не признал, ссылаясь на то, что представленный истцом отчет об оценке имущества не соответствует ФЗ РФ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и стандартам оценки, завышена оценка имущества.
Представители Правительства Брянской области, Министерства финансов РФ, УФК по Брянской области, Администрации Новозыбковского района Брянской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, ходатайств о переносе дела не заявлено, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить, как постановленное в нарушение норм материального и процессуального права.
Заслушав доклад по делу судьи Кравцовой Г.В., объяснения представителя истицы К., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, С. на праве собственности принадлежит здание по адресу: Брянская область, Новозыбковский район, с. Синий Колодец, "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.08.2012 г. сер. 32-АЖ N, данное свидетельство не погашено. Право собственности на здание возникло у истца на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 05.07.2012 г., государственная регистрация права собственности наследодателем, умершим 16.09.2002 г., не проводилась.
Доказательств того, что данное здание имелось по состоянию на 1 января 1994 года, суду не представлено, данные о годе постройки здания и построек в техническом паспорте не указаны.
Согласно акту обследования, составленному комиссией Администрации Новозыбковского района Брянской области 11.03.2013 г., следует, что основные конструкции дома находятся в неудовлетворительном состоянии, строительство двух печей в основном здании и пристройке выполнено с целью создания видимости рабочего оборудования - муляж, в коробку без рам вставлены стекла, пристройка к дому выполнена без разрешения на строительство с целью увеличения общей площади домовладения, дом не газифицирован, не оснащен центральным водопроводом, отсутствует канализация, не электрифицирован и находится в неудовлетворительном состоянии.
Согласно Отчету N 23313 ОЦ, составленному оценщиком ООО "Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки", по определению рыночной стоимости имущества по адресу: Брянская область, Новозыбковский район, с. Синий Колодец, "адрес", рыночная стоимость имущества составляет 1 976 000 руб.
Решением комиссии по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (протокол N 81 от 03.10.2012 года) С. отказано в выплате компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в связи с тем, что представленный Отчет об оценке имущества не соответствует ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и стандартам оценки, завышена оценка имущества.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", территория с. Синий Колодец Новозыбковского района Брянской области отнесена к зоне отселения.
В силу п.6 части 1 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
В силу ст. 17 вышеназванного закона гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 данного Закона, гарантируются: единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость: строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 года; домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства; всех видов сельскохозяйственных животных, подлежащих вынужденному убою, а также утраченных садово-ягодных насаждений, посевов.
Гражданам, имевшим по состоянию на 1 января 1994 года садовые домики, дачи, садово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и гражданам, получившим в этих зонах имущество в порядке наследования, единовременная денежная компенсация в соответствии с настоящим пунктом выплачивается независимо от места их постоянного проживания.
В отношении имущества, за которое была выплачена единовременная денежная компенсация, предусмотренная настоящим пунктом, повторная выплата указанной денежной компенсации не осуществляется.
Порядок выплаты единовременной денежной компенсации устанавливается Правительством Российской Федерации. Стоимость данного имущества определяется в соответствии с федеральными стандартами оценки, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой жилого помещения не может превышать его стоимость, рассчитанную исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в соответствующем субъекте Российской Федерации, определенной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на момент обращения за указанной денежной компенсацией, (п. 4 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 154-ФЗ).
При рассмотрении спора, суд правильно учитывал, что соответствии со ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" вышеуказанной категории граждан гарантируется, в том числе (п.4), компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость строений (жилые дома, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки и другие), домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства.
Суд правильно исходил из того, что компенсация материального ущерба в связи с утратой нежилых объектов, в данном случае здание, Законом не предусмотрена, суд также обосновано принял во внимание техническое состояние спорного здания, то, что его основные конструкции находятся в неудовлетворительном состоянии, в связи с чем, право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС С. не имеет.
Решением комиссии по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (протокол N 81 от 03.10.2012 года) С. отказано в выплате компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в связи с тем, что представленный Отчет об оценке имущества не соответствует ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и стандартам оценки, завышена оценка имущества.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. N 869 были утверждены "Правила выплаты гражданам компенсации материального ущерба, в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и о стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности при определении стоимости строений и имущества с учетом степени их радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которыми было установлено, что стоимость строений и имущества определяется с учетом степени их загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Однако, в нарушение вышеприведенных нормативно-правовых актов в отчете, выполненном оценщиком ООО "Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки" при оценке здания не учитывалась степень радиоактивного загрязнения объекта.
В соответствии со ст.ст.56,57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Как видно из материалов дела, ходатайств о проведении экспертизы не заявлено.
В связи, с чем суд пришел к правильному выводу о том, что данный отчет не может быть принят как доказательство в обоснование требований истца.
На основании изложенного, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование и применение норм материального права, основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 30 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.В. ГОРБАЧЕВСКАЯ
Судьи областного суда Е.В. КУЛЕШОВА
Г.В. КРАВЦОВА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.