Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 12 ноября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
Председательствующего ПЕТРАКОВОЙ Н.П.
Судей областного суда АПОКИНОЙ Е.В.
ДЕНИСЮКА О.Н.
При секретаре РУДАКОВОЙ О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 ноября 2013 года по докладу судьи Петраковой Н.П. апелляционную жалобу начальника Государственного Казенного учреждения (ГКУ) "Отдел социальной защиты населения г. Новозыбкова" на решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 20 сентября 2013 года по делу по иску ФИО1 к Государственному Казенному учреждению (ГКУ) "Отдел социальной защиты населения г. Новозыбкова" о признании права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС"
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГКУ "Отдел социальной защиты населения г. Новозыбкова" о признании права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п.3 ст. 20 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС". В обоснование заявленных требований истица ссылалась на то, что с 26 апреля 1986 года постоянно проживает в г. Новозыбков Брянской области, территория которого относится к зоне отселения в результате радиационного загрязнения. Являясь неработающим пенсионером она получала пенсию в повышенном размере. 06 марта 2012 года она приняла под опеку несовершеннолетнюю ФИО2, с администрацией г. Новозыбков заключила возмездный договор о приемной семье. С 01 апреля 2012 года выплата пенсии в повышенном размере Пенсионным фондом ей была прекращена. ФИО1, считая, что приобрела право на назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации за работу в зоне отселения, обратилась в к ГКУ "Отдел социальной защиты населения г. Новозыбкова" с заявлением о назначении такой выплаты с приложением всех необходимых документов. Однако ответчик отказал в назначении выплат за работу в зоне отселения. Истица просила суд защитить ее нарушенное право, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Решением Новозыбковского городского суда Брянской области от 20 сентября 2013 года исковые требования ФИО5 удовлетворены.
Суд признал за ФИО1 право на получение денежной компенсации за работу в зоне отселения в соответствии с п.3 ст. 20 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" в размере 940 руб. 52коп. с последующей индексацией в соответствии с постановлением Правительства РФ. Указанную денежную компенсацию суд обязал ГКУ "Отдел социальной защиты населения г. Новозыбкова" назначить ФИО1 с 01 августа 2013 года и выплаты производить до прекращения работы в зоне отселения.
В апелляционной жалобе начальник ГКУ "Отдел социальной защиты населения г. Новозыбкова" просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что истица не имеет права на получение ежемесячной денежной компенсации как работающие граждане, которые трудятся на территории зоны радиационного загрязнения, поскольку с ней был заключен договор гражданско-правового характера. Оплата труда производится не за выполнение определенной трудовой работы, а за оказание услуг по воспитанию приемного ребенка.
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Петраковой Н.П., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО1 с 2009 года являлась пенсионером по старости и получала пенсию в повышенном размере как житель г. Новозыбкова, территория которого отнесена к зоне отселения в связи с радиационным загрязнением местности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствие со ст. 20 Закона РФ "О ... ЧАЭС" гражданам, постоянно проживающим на территории зоны отселения гарантируется:
п.3- ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны независимо от организационно-правовой формы и формы собственности ... в зависимости от времени проживания и работы:
п.4 ежемесячная выплата в повышенном размере пенсий и пособий неработающим пенсионерам в зависимости от времени проживания.
Согласно договору от 06 марта 2013 года ФИО1 приняла на воспитание в приемную семью несовершеннолетнюю ФИО2, 2009 г. рождения.
До 01 апреля 2012 года ФИО1 пенсионным фондом производилась выплата пенсии в повышенном размере в соответствии с п.4 ст. 20 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", впоследствии выплаты были прекращены в связи с приемом на воспитание в приемную семью несовершеннолетнего ребенка.
Удовлетворяя заявленные ФИО1 требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истица должна быть отнесена к категории работающих пенсионеров, в связи с чем имеет право на назначение денежной компенсации за работу в зоне отселения в соответствии с п.3 ст. 20 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС".
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции по тем основаниям, что Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" установлено, что обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных статьей 16 данного Федерального закона, а также Семейным кодексом РФ (часть 1 статьи 16); подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки (часть 1 статьи 31).
Приемной семьей в соответствии с Семейным кодексом РФ признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы об опеке и попечительстве данного Кодекса. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (статья 152).
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 153.1 Семейного кодекса РФ).
Из приведенных норм следует, что в отличие от опекунов, исполняющих обязанности по опеке, как правило, безвозмездно, приемные родители исполняют обязанности по договору за вознаграждение.
Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных родителей с детьми.
Таким образом, государственная поддержка приемных семей осуществляется не через систему пособий, а через систему установления вознаграждений за воспитание ребенка, различных льгот и компенсаций.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 приняла на воспитание ребенка в соответствии с договором от 06 марта 2012 года, согласно которому, истица обязана воспитывать приемного ребенка, создавать необходимые условия для поручения ребенком образования, заботиться о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии, осуществлять защиту его интересов, обеспечивать уход. Ежемесячно приемному родителю предусмотрена выплата вознаграждения.
Таким образом, граждане, которые трудятся на территории зоны радиационного загрязнения, оформляя при этом возмездные договора гражданско-правового характера не могут быть признаны неработающими гражданами. Исходя из вышеизложенного и учитывая, что на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, предметом которого является оказание услуг или выполнение работ, начисляются страховые взносы в пенсионный фонд РФ, а время ухода за приемными детьми учитывается в трудовой стаж приемного родителя, судебная коллегия считает правильным вывод суда о том, что на такого рода правоотношения распространяются положения п.3 ст.20 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС". Государственным органом, производящим выплаты, указанные в п.3. ст.20 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", является территориальный отдел социальной защиты населения, а следовательно, и взыскание требуемых истцом выплат подлежит производить именно органу социальной защиты населения.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся к изложению позиции ответчика по делу, переоценке и иному толкованию собранных по делу доказательств. Все доводы являлись предметом исследования суда, им в решении дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 20 сентября 2013 года оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий ПЕТРАКОВА Н.П.
Судьи областного суда АПОКИНА Е.В.
ДЕНИСЮК О.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.