Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Петраковой Н.П.,
судей областного суда Денисюка О.Н., Апокиной Е.В.,
при секретаре Рудаковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 ноября 2013 года по докладу судьи Апокиной Е.В. дело по апелляционной жалобе Б.В.И. на решение Почепского районного суда Брянской области от 12 сентября 2013 года по делу по иску Б.В.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Почепском муниципальном районе Брянской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного возраста на 5 лет, и перерасчете пенсионных выплат с момента возникновения права на досрочное назначение пенсии, а именно с ДД.ММ.ГГГГ года,
УСТАНОВИЛА:
Б.В.И. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в ноябре 2008 года УПФРФ в Почепском муниципальном районе Брянской области ему назначена досрочная трудовая пенсия с уменьшением общеустановленного возраста на 4 года в соответствии с требованиями ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В последствии на его просьбы о перерасчете пенсионных выплат и признании права на снижение пенсионного возраста на 5 лет, ответчик ответил отказом. Такой отказ считает незаконным, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проживал в городе Клинцы Брянской области, который относится к зоне проживания с правом на отселение, а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проживал в гор. Новозыбкове Брянской области и в пос. Новый Рассвет Клинцовского района Брянской области, которые относятся к зоне отселения, поэтому в соответствии со ст. 35 Закона РФ от 15.05.1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" имеет право на снижение пенсионного возраста не на 4 года, а на 5 лет. Просил признать незаконным отказ в досрочном назначении ему пенсии с уменьшением общеустановленного возраста на 5 лет, и перерасчете пенсионных выплат с момента возникновения права на досрочное назначение пенсии, а именно с ДД.ММ.ГГГГ года.
Истец Б.В.И., представитель истца М.С.И. в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме, при этом представитель истца М.С.И. указал, что ответчиком в лице УПФ РФ (ГУ) в Почепском муниципальном районе Брянской области, в соответствии с требованиями законодательства РФ должны быть пересчитаны в льготный стаж не только полные годы проживания истца в зоне с правом на отселение и в зоне отселения, но также месяцы и дни, которые он проживал в указанных зонах, и на пересчитанные месяцы и дни должен быть уменьшен общеустановленный возраст выхода на пенсию истца Б.В.И.
Представитель УПФ РФ (ГУ) в Почепском муниципальном районе Брянской области по доверенности Г.О.О. возражала против удовлетворения исковых требований Б.В.И., пояснив, что правовых оснований для удовлетворения требований истца не имеется. Ему действительно при достижении 56 летнего возраста, с ДД.ММ.ГГГГ года, в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" была назначена досрочная трудовая пенсия с уменьшением общеустановленного возраста на 4 года. При этом в соответствии с требованиями законодательных актов, регламентирующих назначение указанного вида пенсии, истцу Б.В.И. первоначальная величина снижения пенсионного возраста была установлена в 2 года, согласно примечанию к ст. 35 Закона РФ от 15.05.1991 года N1244-1, кроме того, истцу было произведено суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со статьями 33 и 35 вышеназванного Закона.
Решением Почепского районного суда Брянской области от 12 сентября 2013 года в удовлетворении исковых требовании Б.В.И. отказано.
В апелляционной жалобе Б.В.И. просит решение суда отменить, как незаконное, постановленное при неправильном применении судом норм материального права. Указывает, что материалами дела подтверждены периоды проживания его в зоне отселения - 2 года 26 дней и в зоне с правом на отселение - 3 года 11 месяцев 23 дня, а всего 6 лет 19 дней. Считает, что исходя из системного толкования ст.ст. 3, 28.1, 13, 33, 35 ФЗ "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации в следствии катастрофы на ЧАЭС" размер первоначальной величины снижения пенсионного возраста должен составлять 2 года, а размер дополнительной величины должен рассчитываться из общего суммированного времени проживания в зонах радиоактивного загрязнения, то есть 6 лет и 19 дней, с подсчетом льготы по выбранной непосредственно им зоне - зоне отселения, что предусматривает снижение возраста на полгода за каждый полный год проживания и составит 3 года.
Заслушав доклад судьи Апокиной Е.В., выслушав Б.В.И. и в его интересах представителя М.С.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы и просивших отменить решение суда, возражения представителя УПФ РФ (ГУ) в Почепском муниципальном районе Брянской области по доверенности Г.О.О., просившую решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Б.В.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ ему, по достижении 56 лет, в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" назначена досрочная трудовая пенсия с уменьшением общеустановленного возраста на 4 года.
Согласно ст. 7 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа.
В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с п.п. 7, 9 ч.1 ст.13 Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7), а также граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы (пункт 9).
В силу ст. 33 названного Закона гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Согласно ст. 35 - гражданам, указанным в пункте 9 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
Примечанием к ст. 35 данного Закона установлено, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что назначение пенсии по старости лицам, проживающим (работавшим) в зонах радиоактивного загрязнения, производится с уменьшением возраста выхода на пенсию на первоначальную и дополнительную величины. При этом установление первоначальной величины зависит от места проживания (работы) гражданина от момента катастрофы до 30 июня 1986г., а дополнительная величина - определяется с учетом периода проживания (работы) гражданина на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории он проживает на момент обращения за пенсией.
То есть, по смыслу закона, вышеприведенные положения статей 33 и 35 во взаимосвязи с пунктами 7 и 9 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания (работы) в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.
Указанная позиция отражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 N 403-О.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 N 237-р и Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582 территория "адрес" и "адрес" с 26.04.1986 по настоящее время отнесены к зоне отселения; а территория "адрес" - к зоне проживания с правом на отселение.
Судом установлено, что истец Б.В.И., в период с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал в гор. Клинцы Брянской области, относящейся к зоне с правом на отселение, следовательно, первоначальная величина снижения пенсионного возраста в соответствии с требованиями ст. 33, прим. к ст.35 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" составляет 2 года.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, истец Б.В.И. проживал в "адрес", который относится к зоне с правом на отселение. Период его проживания в этой зоне составил 3 года 11 месяцев 23 дня, следовательно, за проживание в данной зоне Б.В.И. имеет право на снижение пенсионного возраста в соответствии со ст.33 на дополнительную величину 1 год (на 1 год за каждые 3 года проживания).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, истец Б.В.И. проживал в "адрес" и в "адрес" рассвет "адрес", которые относятся к зоне отселения. Общий период проживания его в указанной зоне составил 2 года 26 дней, следовательно, за проживание в данной зоне Б.В.И. в соответствии со ст.35 имеет право на снижение пенсионного возраста на дополнительную величину 1 год (на полгода за каждый полный год проживания).
Таким образом, общая величина снижения возраста выхода истца на пенсию составляет 4 года (2+1+1).
Исходя из положений приведенных выше норм права, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что Б.В.И. имеет право на снижение пенсионного возраста на 4 года, т.е. право выхода на пенсию он приобрел по достижении возраста 56 лет.
Установив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, правильно определив материальный закон, подлежащий применению, надлежаще оценив доказательства по делу, суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения взаимозачета периодов проживания Б.В.И. в зонах с различным правовым статусом со ссылкой на ст. 3 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не могут быть признаны состоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права.
Несостоятельными являются и доводы жалобы о необходимости суммирования месяцев и дней проживания в различных зонах радиоактивного загрязнения для последующего исчисления льготы по правилам подсчета по одной из зон проживания, поскольку такой порядок расчета льготы нормами чернобыльского закона не предусмотрен.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Почепского районного суда Брянской области от 12 сентября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Б.В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.П.Петракова
судьи областного суда О.Н.Денисюк
Е.В.Апокина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.