Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 19 ноября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
Председательствующего ПЕТРАКОВОЙ Н.П.
Судей областного суда АПОКИНОЙ Е.В.
ДЕНИСЮКА О.Н.
С участием прокурора НИКОЛАЕВОЙ С.Н.
При секретаре РУДАКОВОЙ О.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании19ноября2013года по докладу Петраковой Н.П.дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Погарского районного суда Брянской области от18сентября2013года по делу по иску Брянского природоохранного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о возложении обязанности не препятствовать свободному доступу к береговым полосам и водным объектам,расположенным возле "адрес",
УСТАНОВИЛА:
Прокурор природоохранной прокуратуры Брянской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1о возложении обязанности не препятствовать свободному доступу к береговым полосам и водным объектам,расположенным возле "адрес".
В обоснование заявленных требований прокурор указывал на то,что пять смежных земельных участков,общей площадью201512кв.м.,расположенных на территории Юдиновской и Долботовской сельских администраций постановлением администрации "адрес" N 298от11.09.2009г. (с изменениями от31.05.2012г. N 303) и договора аренды земельных участков N 133от12.09.2011г.предоставлены ФИО1для ведения сельскохозяйственного производства.Ранее данные земельные участки принадлежали колхозу "Победа",на оврагах были построены противоэрозионные гидроузлы,которые представляют собой две плотины (гидротехнических сооружения с водосбросными сооружениями) и тем самым образовано два водоема,которые являются искусственно созданными прудами.Собственником противоэрозионного гидроузла на основании договора купли-продажи от17.08.2007г.является ФИО1
Вместе с тем,предоставленный в аренду ответчику земельный участок является водным объектом-рыбопромысловым прудом,расположенным на ручье б\н (приток "адрес").Поскольку данные водоемы являются искусственно созданным прудами и относятся в силу статьи5Водного кодекса РФ к поверхностным водным объектам.
Положениями Водного кодекса предусмотрено,что поверхностные водные объекты,находящиеся в государственной или муниципальной собственности,являются водными объектами общего пользования,то есть общедоступными водными объектами,если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд,если иное не предусмотрено настоящим Кодексом,другими федеральными законами.Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них,-в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Вместе с тем,прокурорской проверкой установлено,что ФИО1препятствует свободному доступу граждан к водоемам и осуществлению на них рыболовства,тем самым ограничивая права граждан в пользовании данными водными объектами общего пользования.В целях ограничения доступа граждан к водоемам ответчиком на дороге,ведущей к водоемам,ответчик установил деревянное ограждение,шлагбаум и запрещающую табличку с надписью "Лов рыбы запрещен".О факте воспрепятствования ФИО1в доступе граждан к водоему свидетельствуют как неоднократные обращения самих граждан,так и заявления ФИО1в полицию на граждан,осуществляющих лов рыбы на данных водоемах.Свои действия ответчик обосновывает тем,что на данных водоемах им осуществляется предпринимательская деятельность по товарному рыборазведению.Вместе с тем, если водный объект предоставлен для осуществления вышеуказанных видов деятельности,он должен иметь статус рыбопромыслового участка.
Перечень рыбопромысловых участков в соответствии с пунктом4ст.18ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
На территории Брянской области перечень рыбопромысловых участков утвержден постановлением администрации Брянской области от08.10.2010года N1014и согласован с Федеральным Агентством по рыболовству.
Водные объекты,расположенные в природных оврагах возле д. "адрес",в указанный перечень не включены,т.е.статуса рыбопромыслового участка не имеют и не могут предоставляться в пользование до включения его в перечень рыбопромысловых участков. ФИО1осуществляет деятельность по товарному рыбоводству,воспроизводству и акклиматизации водных биоресурсов на водоемах,расположенных в природных оврагах возле д. "адрес",в нарушение требований указанных норм закона.
Прокурор считает,что действия ФИО1по возведению деревянного ограждения,шлагбаума и таблички с запрещающей надписью "Лов рыбы запрещен",препятствуют свободному доступу граждан,нарушают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды,а также права граждан на благоприятную окружающую среду,свободное и бесплатное пользование водными объектами общего пользования,гарантированные государством,в связи с чем просил суд признать действия ФИО1по возведению деревянного ограждения,шлагбаума и таблички с запрещающей надписью "Лов рыбы запрещен",препятствующие свободному доступу неопределенного круга лиц к береговым полосам водных объектов общего пользования и самим водным объектам общего пользования,расположенным в природных оврагах у н. "адрес" и включающим в себя воды и водные биологические ресурсы незаконными; обязать ФИО1демонтировать деревянное ограждение,шлагбаум и табличку с запрещающей надписью "Лов рыбы запрещен",препятствующие свободному доступу неопределенного круга лиц к береговым полосам водных объектов общего пользования и самим водным объектам общего пользования,расположенным в природных оврагах у н. "адрес" и включающим в себя воды и водные биологические ресурсы; обязать ФИО1 не препятствовать свободному доступу неопределенного круга лиц (граждан) к водным объектам общего пользования-водоемам,расположенным в природных оврагах у н. "адрес",и их бесплатном использовании для личных и бытовых нужд граждан,в том числе для осуществления любительского рыболовства.
Решением Погарского районного суда Брянской области от18сентября2013года исковые требования Брянского природоохранного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 об обязании не препятствовать свободному доступу к береговым полосам и водным объектам,расположенным у н. "адрес" - удовлетворены.
Суд признал действия ФИО1по возведению деревянного ограждения,шлагбаума и таблички с запрещающей надписью "Лов рыбы запрещен",препятствующие свободному доступу неопределенного круга лиц к береговым полосам водных объектов общего пользования и самим водным объектам общего пользования,расположенным в природных оврагах у н. "адрес" и включающим в себя воды и водные биологические ресурсы-не законными.
Суд обязал ФИО1демонтировать деревянное ограждение,шлагбаум и табличку с запрещающей надписью "Лов рыбы запрещен",препятствующие свободному доступу неопределенного круга лиц к береговым полосам водных объектов общего пользования и самим водным объектам общего пользования,расположенным в природных оврагах у н. "адрес",и включающим в себя воды и водные биологические ресурсы в течение5дней с момента вступления решения в законную силу.
Суд обязал ФИО1 не препятствовать свободному доступу неопределенного круга лиц (граждан) к водным объектам общего пользования-водоемам,расположенным в природных оврагах у н. "адрес",и их бесплатном использовании для личных и бытовых нужд граждан,в том числе для осуществления любительского рыболовства.
В апелляционной жалобе ФИО1просит отменить решение районного суда,указывая на неправильное определение судом юридически значимых обстоятельств по делу,неправильное применение норм материального и процессуального права.
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Петраковой Н.П..выслушав объяснения ФИО1,просившего отменить решение районного суда,объяснения представителя администрации Погарского района Брянской области,поддержавшего доводы жалобы,заключение прокурора,полагавшего,что решение судом постановлено в соответствии с требованиями закона и нормами материального права,проверив материалы дела,обсудив доводы жалобы,судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела,пять смежных земельных участков,общей площадью201512кв.м.,расположенных на территории Юдиновской и Долботовской сельских администраций постановлением администрации Погарского района Брянской области N (с изменениями от31.05.2012г. N 303) и договора аренды земельных участков N 133от12.09.2011г.предоставлены ФИО1для ведения сельскохозяйственного производства.Ранее данные земельные участки принадлежали колхозу "Победа",на оврагах были построены противоэрозионные гидроузлы,которые представляют собой две плотины (гидротехнических сооружения с водосбросными сооружениями) и тем самым образовано два водоема,которые являются искусственно созданными прудами.Собственником противоэрозионного гидроузла на основании договора купли-продажи от17.08.2007г.является ФИО1Поскольку вышеуказанные водоемы являются искусственно созданным прудами,то в силу статьи5Водного кодекса РФ они относятся к поверхностным водным объектам.
В ходе рассмотрения дела и в суде первой инстанции и в апелляционной инстанции ответчик пояснял,что на данном водном объекте осуществляется разведение рыбы.
Согласно ст.2Федерального закона от03.06.2006г.N73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации"новый Водный кодекс РФ применяется к правоотношениям,возникшим после введения его в действие.При этом для водопользователей,осуществляющих использование водных объектов на основании лицензий на водопользование,выданных до введения в действие нового Водного кодекса РФ,в п.1ст.5названного Закона предусмотрено сохранение права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование до истечения срока действия таких лицензий.
Как усматривается из материалов дела,лицензия ФИО1на водопользование названного пруда в целях рыбного хозяйства не выдавалась.
В силу ч.ч.1,2ст.6указанного Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты,находящиеся в государственной или муниципальной собственности,являются водными объектами общего пользования,то есть общедоступными водными объектами,если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд,если иное не предусмотрено настоящим Кодексом,другими федеральными законами.
Такие ограничения,в частности,предусмотрены частью5статьи24Федерального закона N 166-ФЗ от20декабря2004года "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов",согласно которой на рыбопромысловых участках,предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для организации любительского и спортивного рыболовства на основании договоров,предусмотренных статьей33.3настоящего Федерального закона,любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами при наличии путевки (документа,подтверждающего заключение договора возмездного оказания услуг в области любительского и спортивного рыболовства).
Аналогичная норма содержится в части5статьи4Закона Брянской области N 12-3от05марта2009года "О рыболовстве и рыбохозяйственной деятельности в Брянской области".
Таким образом,осуществление гражданами любительского и спортивного рыболовства,на основании договора возмездного оказания услуг,возможно только на рыбопромысловых участках,предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям,на основании договоров,предусмотренных ст.33.3Федерального закона N 166-ФЗ от20.12.2004г.
Согласно пункту3указанной нормы закона,договор о предоставлении рыбопромыслового участка заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора.
В силу пункта1Правил организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства,утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от30.12.2008N1078 "О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства и заключении такого договора" конкурс проводится в отношении рыбопромысловых участков,предусмотренных перечнем рыбопромысловых участков,включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации,в том числе внутренних морских вод Российской Федерации,и территориального моря Российской Федерации (далее-рыбопромысловые участки),утверждаемым органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации по согласованию с Федеральным агентством по рыболовству.
Судом достоверно установлено,что пруд,расположенный на ручье б\н (приток "адрес") не входит в Перечень рыбопромысловых участков на территории "адрес" и вопрос о его включении в данный перечень не рассматривается.
Более того,в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции было установлено,что ответчик возвел деревянное ограждение,установил шлагбаум.И табличку с запрещающей надписью "Лов рыбы запрещен".Данный факт сторонами не оспаривался.
Вместе с тем,в нарушение положений ст.6Водного кодекса РФ установленные деревянное ограждение и шлагбаум препятствуют свободному доступу неопределенного круга лиц к береговой полосе водного объекта-пруду,образованному в природных оврагах у н. "адрес".
Статья6Водного кодекса РФ гласит,что поверхностные водные объекты,находящиеся в государственной или муниципальной собственности,являются водными объектами общего пользования,т.е.общедоступными водными объектами,если иное не предусмотрено указанным Кодексом.Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд,если иное не предусмотрено ВК РФ,иными федеральными законами.Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров,за исключением береговой полосы каналов,а также рек и ручьев,протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.Ширина береговой полосы каналов,а также рек и ручьев,протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров,составляет пять метров.
При этом,каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них,в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
При таких обстоятельствах,апелляционная инстанция соглашается с выводами районного суда,как основанными на материалах дела и не противоречащих требованиям закона.
Оснований для отмены решения суда по доводам,изложенным в жалобе,не имеется,так как доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность постановленного по делу решения.
Нарушений предусмотренных ч.4ст.330ГПК РФ не установлено.
В виду изложенного,руководствуясь ст.328ГПК РФ,апелляционная инстанция
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Погарского районного суда Брянской области от18сентября2013года оставить без изменения,доводы жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий ПЕТРАКОВА Н.П.
Судьи областного суда АПОКИНА Е.В.
ДЕНИСЮК О.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.