Заместитель председателя Иркутского областного суда Корнюшина Л.Г., рассмотрев протест заместителя прокурора Иркутской области Некрасова А.А. на определение мирового судьи судебного участка N 11 Правобережного округа г.Иркутска и.о. мирового судьи судебного участка N 9 Правобережного округа г.Иркутска от 23 ноября 2012 года и на решение судьи Куйбышевского районного суда г.Иркутска от 09 августа 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера ООО " ... " Верзилиной Т.Г.,
УСТАНОВИЛА:
определением мирового судьи судебного участка N 11 Правобережного округа г.Иркутска и.о. мирового судьи судебного участка N 9 Правобережного округа г.Иркутска от 23 ноября 2012 года, оставленного без изменения решением судьи Куйбышевского районного суда г.Иркутска от 09 августа 2013 года, возвращены материалы об административном правонарушении в отношении главного бухгалтера ООО " ... " Верзилиной Т.Г., привлекаемой по части 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Межрайонную ИФНС России N ... по Иркутской области.
В протесте, поданном в Иркутский областной суд, заместитель прокурора Иркутской области Некрасов А.А. просит отменить определение мирового судьи и решение судьи районного суда, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение мировому судье, по тем основаниям, что в МИФНС России N ... по Иркутской области в адрес ООО " ... " выставлено требование от ... г. о предоставлении документов в отношении ООО " ... ". Срок представления документов по требованию - ... г. Однако, документы на момент составления протокола об административном правонарушении не были представлены. В соответствии с распоряжением генерального директора ООО " ... " Ш. обязанность по представлению документов в налоговый орган возложена на главного бухгалтера ООО " ... " Верзилину Т.Г.
Таким образом, ООО " ... " не представлены в установленный законодательством о налогах и сборах срок документы (информация), необходимые для осуществления налогового контроля.
Не исполнение обязанности, предусмотренной ст.93.1 НК РФ, по представлению документов и информации в рамках встречной проверки при проведении налоговой проверки налогоплательщика, которая возложена на контрагентов налогоплательщиков и иных лиц, образует состав административного правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, налоговым органом действия главного бухгалтера ООО " ... " Верзилиной Т.Г. правильно квалифицированы по части 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив с учетом требований частей 1, 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы протеста, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью настоящей статьи.
В соответствии со статьей 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.8 настоящего Кодекса (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 24.07.2007 N 218-ФЗ, от 09.02.2009 N 9-ФЗ, от 17.07.2009 N 160-ФЗ, от 17.06.2010 N 119-ФЗ, от 27.07.2010 N 195-ФЗ, от 27.07.2010 N 239-ФЗ, от 18.07.2011 N 237-ФЗ).
Как следует из представленных материалов, Межрайонной ИФНС N ... по Иркутской области в соответствии со статьей 93.1 НК РФ ООО " ... " направлено требование о представлении документов (информации) в отношении ООО " ... ".
Требование, выставленное Межрайонной ИФНС N ... по Иркутской области от ... года, об истребовании вышеуказанных документов было получено ООО " ... " ... года. Срок представления документов по Требованию - ... года.
В соответствии с распоряжением генерального директора ООО " ... " Ш. обязанность по представлению документов в налоговый орган возложена на главного бухгалтера ООО " ... " Верзилину Т.Г.
В связи с тем, что главный бухгалтер ООО " ... " Верзилина Т.Г. являющаяся лицом, ответственным за представление документов в налоговый орган, к указанной дате не представила запрашиваемые сведения, в отношении неё должностным лицом ИФНС был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возвращая материалы об административном правонарушении в Межрайонную ИФНС России N ... по Иркутской области, мировой судья исходил из того, что в действиях главного бухгалтера ООО " ... " Верзилиной Т.Г. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С указанными выводами мирового судьи согласиться нельзя.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 названного Кодекса.
В порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Согласно части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Судья на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол, только в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
При этом, несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, конкретной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.
Из вышеизложенного следует, что неправильная квалификация действий лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при отсутствии иных недостатком протокола, не может являться основанием к возвращению протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми он составлен.
При изложенных обстоятельствах мировой судья, не согласившись с квалификацией действий главного бухгалтера ООО " ... " Верзилиной Т.Г., указанной должностным лицом МИФНС России N ... по Иркутской области в протоколе об административном правонарушении, и не выявив иных существенных недостатков названного протокола, не вправе был только по этому основанию возвращать протокол об административном правонарушении со всеми материалами дела должностному лицу, его составившему.
Судья Куйбышевского районного суда г.Иркутска, рассматривая протест заместителя прокурора Иркутской области Некрасова А.А. на определение мирового судьи, оставил нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенные при производстве по данному делу, без анализа и должной оценки, в связи с чем, принял по протесту необоснованное решение об отказе в его удовлетворении.
Следовательно, определение мирового судьи судебного участка N 11 Правобережного округа г.Иркутска и.о. мирового судьи судебного участка N 9 Правобережного округа г.Иркутска от 23 ноября 2012 года и решение судьи Куйбышевского районного суда г.Иркутска от 09 августа 2013 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера ООО " ... " Верзилиной Т.Г., подлежат отмене, а дело - направлению мировому судье судебного участка N 9 Правобережного округа г.Иркутска для вынесения постановления в соответствии с требованиями статей 24.5, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛА:
определение мирового судьи судебного участка N 11 Правобережного округа г.Иркутска и.о. мирового судьи судебного участка N 9 Правобережного округа г.Иркутска от 23 ноября 2012 года и решение судьи Куйбышевского районного суда г.Иркутска от 09 августа 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера ООО " ... " Верзилиной Т.Г. отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении главного бухгалтера ООО " ... " Верзилиной Т.Г. направить на рассмотрение мировому судье судебного участка N 9 Правобережного округа г.Иркутска для вынесения постановления в соответствии с требованиями статей 24.5, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протест заместителя прокурора Иркутской области Некрасова А.А. - удовлетворить.
Заместитель председателя суда Л.Г. Корнюшина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.