Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Орловой Е.Ю.,
судей Александровой М.А., Малиновской А.Л.,
при секретаре Клинове С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриевой Е.Я. к ОАО Национальный банк "ТРАСТ" о взыскании денежных средств в размере "данные изъяты" понуждении направить заявление о прекращении исполнительного производства в отношении поручителя, о прекращении срока действия договора поручительства с "дата изъята",
по апелляционной жалобе представителя Дмитриевой Е.Я. Жулего И.В.,
по апелляционной жалобе представителя третьего лица С. Ч.,
на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 14 августа 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Дмитриева Е.Я. обратилась в суд с иском к ОАО НБ "ТРАСТ", указав в обоснование, что между ответчиком и Дмитриевой Е.Я. был подписан договор поручительства, а также график погашения обеспеченного договором поручительства кредита на сумму "данные изъяты"., срок исполнения - "данные изъяты" исчисляемый со дня, следующего за днём предоставления кредита заёмщику С.
Согласно подписанному сторонами графику срок действия обязательств поручителя Дмитриевой Е.Я. устанавливался с "дата изъята" по "дата изъята".
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от "дата изъята" по гражданскому делу по иску НБ "ТРАСТ" (ОАО) с заёмщика С., поручителей ООО " М., К., Дмитриевой Е.Я. взыскана солидарно сумма неисполненных обязательств по кредитному договору в сумме "данные изъяты". Судом выдан исполнительный лист.
Дмитриева Е.Я. полагала, что решение Кировского районного суда г.Иркутска от "дата изъята" не продлевает срок исполнения денежных обязательств, обеспеченных договором поручительства, а значит, ее поручительство прекратилось "дата изъята".
Поскольку с Дмитриевой Е.Я. через Свердловский ОСП г.Иркутска в пользу ответчика удержаны: "дата изъята" - "данные изъяты"., "дата изъята" - "данные изъяты"., истица полагала, что с ответчика следует взыскать указанные денежные средства в общей сумме "данные изъяты"
Дмитриева Е.Я. также просила суд обязать ответчика ОАО НБ "ТРАСТ" направить заявление о прекращении исполнительного производства в отношении поручителя Дмитриевой Е.Я. по исполнительному листу "номер изъят" от "дата изъята" в Свердловское подразделение ОПС УФССП России по Иркутской области; прекратить срок действия договора поручительства "номер изъят" от "дата изъята" с "дата изъята"
В судебном заседании истица Дмитриева Е.Я., ее представитель Жулего И.В. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика ОАО Национальный банк "ТРАСТ" Старосельская О.А. требования не признала.
Представитель третьего лица С. Ч. исковые требования Дмитриевой Е.Я. полагал подлежащими удовлетворению по иным основаниям, а именно: договор поручительства прекратил своё действие с "дата изъята", когда банк (залогодержатель) отказался оставить за собой нереализованное заложенное имущество, на которое решением суда было обращено взыскание. Отказ банка в силу закона прекращает договор залога. Прекращение залога, которым обеспечен выданный кредит - это изменение кредитного обязательства, влекущее неблагоприятные последствия для поручителя, без согласия поручителя. Поскольку банк, отказываясь от приобретения права собственности на не проданный приставами залог, согласия поручителя Дмитриевой Е.Я. не спрашивал, поручительство с этого момента прекратилось.
Третьи лица С., ООО " М.", К., УФССП России по Иркутской области в суд не явились.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 14 августа 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель Дмитриевой Е.Я. Жулего И.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает на несогласие с выводом суда об отсутствии в договоре поручительства условия о сроке, на который оно дано. Считает, что из буквального толкования текста договора можно сделать вывод об определении данного срока длительностью в 36 месяцев. Полагает, что требование об обязании ответчика направить заявление о прекращении исполнительного производства в отношении поручителя ошибочно оценено судом, как не соответствующее способу защиты гражданских прав, поскольку предусмотренный ГК РФ перечень способов защиты не является исчерпывающим.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица С. Ч. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что суд неверно трактует норму ГК РФ о прекращении поручительства в случае изменения обеспеченного им обязательства, влекущего увеличение ответственности поручителя или иные неблагоприятные последствия. Полагает, что таким неблагоприятным последствием является прекращение договора залога, заключенного в обеспечение кредитного договора, без согласия поручителя.
Заслушав доклад судьи Орловой Е.Ю., объяснения Дмитриевой Е.Я. и ее представителя Жулего И.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя третьего лица С. Ч., просившего решение суда отменить по доводам его апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам апелляционных жалоб, обсудив приведенные в них доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судебной коллегией установлено и следует из материалов дела, что заочным решением Кировского районного суда г. Иркутска от "дата изъята" удовлетворены исковые требования НБ "ТРАСТ" (ОАО). Солидарно с С., ООО " М. К., Дмитриевой Е.Я. в пользу НБ "ТРАСТ" (ОАО) взыскана задолженность по кредитному договору в сумме "данные изъяты" обращено взыскание на заложенное имущество по договору о залоге.
В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из материалов дела усматривается, что "дата изъята" между ОАО НБ "ТРАСТ" и С. был заключен кредитный договор "номер изъят", по условиям которого Банк обязался предоставить С. кредит в размере "данные изъяты" на срок "данные изъяты" с даты, следующей за датой предоставления кредита, т.е. по "дата изъята" г., под "данные изъяты", а заемщик обязался вернуть кредит и уплатить проценты на него в сроки и сумме в соответствии с графиком платежей (1.1., 1.2., 1.3., 1.5 Договора). Банк надлежащим образом исполнил свои обязательства по договору, предоставив заемщику кредит.
Между ОАО НБ "ТРАСТ" и Дмитриевой Е.Я. заключен договор поручительства "номер изъят" от "дата изъята". В соответствии с п.1. договора поручительства, п. 3 Общих условий договоров поручительства, поручитель принимает на себя обязательство отвечать перед кредитором за исполнение С. ее обязательств по кредитному договору "номер изъят" от "дата изъята", включающему в себя в качестве составных и неотъемлемых частей: График платежей от "дата изъята", Общие условия предоставления и обслуживания кредитов НБ "ТРАСТ" (ОАО), Тарифы НБ "ТРАСТ" (ОАО) по кредитам для малого и среднего бизнеса, в объёме, порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором поручительства. Согласно п.2 договора, поручительство обеспечивает в размере, указанном в п.1 договора поручительства, исполнение заёмщиком С. следующих обязательств по кредитному договору, заключённому на срок "данные изъяты", исчисляемый со дня, следующего за днем предоставления кредита заёмщику в соответствии с условиями договора: 2.1. возврат кредита в размере "данные изъяты". в порядке и сроки согласно кредитному договору; 2.2. уплату процентов за пользование кредитом в "данные изъяты" в порядке и сроки, предусмотренные кредитным договором; 2.3. уплату неустойки, плат и комиссий, а также иных обязательств Заемщика согласно кредитному договору, в том числе возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора. Срок действия договора поручительства "номер изъят" от "дата изъята" в соответствии со ст.190 ГК РФ договором не определён.
Кроме того, в обеспечение исполнения обязательств по кредитному договору между ОАО НБ "ТРАСТ" (залогодержатель) и С. (залогодатель) - "дата изъята" заключен договор залога "номер изъят", в соответствии с которым залогодатель обязуется передать залогодержателю в залог имущество, указанное в приложении "номер изъят" к договору в порядке и условиях предусмотренных договором. Залог имущества обеспечивает исполнение заемщиком обязательств по кредитному договору. Согласно приложению "номер изъят" к договору о залоге передаваемое в залог имущество состоит из оборудования, находящегося по адресу: "адрес изъят": печатная машина "данные изъяты" залоговой ценой - "данные изъяты".; УФ-сушка залоговой ценой - "данные изъяты"; шелкотрафаретный аппарат залоговой ценой - "данные изъяты".
Отказывая в удовлетворении исковых требований Дмитриевой Е.Я., суд первой инстанции исходил из того, что ее солидарная ответственность по возврату денежных средств Банку в настоящее время вытекает не из договора поручительства, а из заочного решения Кировского районного суда г. Иркутска от "дата изъята", в рамках которого с заемщика и поручителей взыскана ссудная задолженность. В связи с чем, при наличии возбужденного исполнительного производства, правовые основания для прекращения обязательства Дмитриевой Е.Я., возврата взысканных с нее во исполнение вступившего в законную силу судебного решения Свердловским отделом судебных приставов-исполнителей г. Иркутска денежных средств в размере "данные изъяты". отсутствуют.
Заёмщиком С. не исполнены обязательства, обеспеченные поручительством, следовательно, поручительство Дмитриевой Е.Я. не прекращено после вынесения Кировским районным судом г.Иркутска заочного решения от "дата изъята" о взыскании задолженности по кредитному договору "номер изъят" от "дата изъята" в размере "данные изъяты"
Суд правильно указал в решении, что различные способы обеспечения обязательств по отношению друг к другу не носят взаимообусловливающего характера. В связи с чем, прекращение без согласия поручителя договора залога, заключённого в обеспечение кредитного договора, не влечет прекращение обязательства поручителя нести ответственность за надлежащее исполнение заемщиком обязательств кредитного договора. Договор поручительства между ОАО НБ "ТРАСТ" и Дмитриевой Е.Я. указаний на то, что поручительство дано ею под условием наличия дополнительного обеспечения в виде залога имущества заёмщика С., не содержит.
Учитывая изложенное, являющийся правом кредитора отказ ОАО НБ "Траст" от "дата изъята" на стадии исполнительного производства оставить за собой нереализованное заложенное имущество должника С. на сумму "данные изъяты" не влечёт прекращения поручительства Дмитриевой Е.Я., поскольку поручитель отвечает до полного исполнения обязательств заёмщиком.
По мнению коллегии, довод жалобы Дмитриевой Е.Я. относительно определения срока поручительства длительностью "данные изъяты" в договоре поручительства "номер изъят" от "дата изъята" основан на неверном толковании условий договора, из буквального содержания которых усматривается, что указание о сроке длительностью "данные изъяты" относится к кредитному договору.
Доводы апелляционных жалоб, по существу, повторяют правовые позиции истца и третьего лица, выраженные ими в суде первой инстанции, исследованные судом первой инстанции и нашедшие верное отражение и правильную оценку в решении суда, в связи с чем, оснований для удовлетворения жалоб не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда "адрес изъят" от "дата изъята" по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Дмитриевой Е.Я. Жулего И.В., апелляционную жалобу представителя третьего лица С. Ч. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Ю. Орлова
Судьи М.А. Александрова
А.Л. Малиновская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.