Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Орловой Е.Ю.,
судей Александровой М.А., Малиновской А.Л.,
при секретаре Кайгородцевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боярченко Н.А. к Министерству социального развития, опеки и попечительству Иркутской области о восстановлении статуса ребенка-сироты, признании права на получение жилого помещения вне очереди по договору социального найма в Иркутской области,
по апелляционной жалобе истца Боярченко Н.А. на решение Кировского районного суда г.Иркутска от 01 августа 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Боярченко Н.А. обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что родилась "дата изъята" в "адрес изъят", жила с матерью С.Н.А. и бабушкой С.Е.В. Отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. Со "дата изъята" истца направили в "данные изъяты" детский дом, в связи с тем, что мать не могла заниматься ее воспитанием. В "данные изъяты" ОГКОУ "Детский дом" Боярченко Н.А. прибыла "дата изъята" и выбыла во "данные изъяты" детский дом "дата изъята". С "дата изъята" воспитывалась в дошкольном детском доме "адрес изъят", в период с "дата изъята" по "дата изъята" обучалась в "данные изъяты" школе-интернате "адрес изъят".
После выпуска "дата изъята" истец приехала в "адрес изъят" для проживания с бабушкой С.Е.В. по месту регистрации бабушки. "дата изъята" мать истца умерла. "дата изъята" её вместе с бабушкой забрал к себе жить дядя - Ш. в "адрес изъят", где истец прожила в течение одного года, после чего выехала в "адрес изъят", по месту жительства своего мужа Б.
Истец указала, что в настоящее время проживает в "адрес изъят", снимает квартиру по договору найма, собственного жилья не имеет ни в "адрес изъят", ни в Иркутской области. О своем праве на получение жилой площади по договору социального найма в льготном порядке истец не знала, поэтому по достижении 18-летнего возраста не встала на учет. На протяжении длительного периода времени неоднократно обращалась в различные инстанции, но в предоставлении жилья ей отказывали.
В связи с изложенным, истец Боярченко Н.А. просила суд восстановить ей статус ребенка-сироты, признать за нею право на получение жилого помещения вне очереди по договору социального найма в Иркутской области.
Решением Кировского районного суда г.Иркутска от 01.08.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Боярченко Н.А. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований, указав в обоснование на несоответствие выводов суда в решении установленным обстоятельствам.
Полагает вывод суда о том, что на момент обращения в суд и рассмотрения дела действующим законодательством не предусмотрено предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставление жилых помещений по договору социального найма и вне очереди, основан на неправильном применении норм права. Суд не принял во внимание, что право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за детьми, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жильем.
Заявитель жалобы указала, что не обращалась в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет до достижения 23 лет по уважительной причине. Она проживала у родственников, не являвшихся ее опекунами, о существовании права и обязанности лично обратиться в орган местного самоуправления не знала. Суд также не учел, что истец обучалась во вспомогательной школе, в связи с чем, не могла самостоятельно и в полной мере осуществлять свои права.
Указывает, что в судебном заседании отсутствовали представители ответчиков, администрации г.Иркутска, Министерства имущественных отношений Иркутской области, письменные отзывы ответчиками не были представлены, судом не выяснен вопрос о признании ответчиками исковых требований или возможности заключить мировое соглашение.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Малиновской А.Л., объяснения представителя истца Боярченко Н.А. Бураковой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, обсудив приведенные в ней доводы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 1 указанного закона для целей настоящего Федерального закона используются понятия:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
В силу ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п.1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Боярченко Н.А. родилась "дата изъята" в "адрес изъят". Мать - С.Н.А. умерла "дата изъята", сведения об отце внесены в запись акта о рождении истца на основании заявления матери.
"дата изъята" после ограничения родителя в правах, Боярченко Н.А. была направлена на воспитание в детский дом "адрес изъят"; в "дата изъята" переведена в дошкольный детский дом "адрес изъят" для детей "данные изъяты"; с "дата изъята" по "дата изъята" обучалась в специальной (коррекционной) школе-интернате "адрес изъят". После окончания школы-интерната Боярченко Н.А. вернулась в "адрес изъят" к бабушке.
В органы местного самоуправления по месту жительства (пребывания), также как и к ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения, как лица, отнесенного законом к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Боярченко Н.А. до достижения 23-летнего возраста с приложение требуемого законом пакета документов, не обращалась, в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, не включена, о своих правах до достижения "данные изъяты" возраста не заявляла.
Отказывая Боярченко Н.А. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Боярченко Н.А. до достижения 23 лет в компетентные органы с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо, отнесенное законом к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, с целью предоставления жилого помещения не обращалась, т.е. не воспользовалась правом, предоставленным законом. Оснований для восстановления пропущенного срока для решения вопроса о ее принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, не имеется.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, оценка которым дана в судебном решении. Нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного или необоснованного решения, при рассмотрении дела судом не допущено.
Судебная коллегия учитывает, что Боярченко Н.А. заявлены исковые требования о признании права на получение жилого помещения вне очереди по договору социального найма, в то время как в силу ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действующей на дату предъявления иска и разрешения спора судом, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а не по договорам социального найма. Таким образом, заявленные Боярченко Н.А. требования не основаны на законе.
Кроме того, каких-либо препятствий в осуществлении прав истца на включение в список детей сирот со стороны государственных органов не установлено. Ответчик право истца не нарушал, доказательств нарушения права истца со стороны ответчика судом не представлено, а потому право не подлежит восстановлению и судебной защите.
Судебной коллегией не принимаются во внимание доводы апелляционной жалобы о неправильном толковании судом положений ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения". С учетом системного толкования ст. 1 и 8 указанного Закона жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, вставшим по их письменному заявлению на учет и внесенных до достижения возраста 23 лет в установленном законом порядке органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
С учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения, фактических обстоятельств дела, представленных доказательств, принимая во внимание, что статус лица, оставшегося без попечения родителей, Боярченко Н.А., достигшая возраста "данные изъяты" лет и не вставшая на учет до достижения 23 лет, утратила и причин, объективно препятствующих обращению в компетентные органы до достижения 23 лет судом не установлено, выводы суда о том, что положения Федерального закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на истца не распространяются, являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы об уважительности причин необращения в компетентные органы с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лица, отнесенного законом к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут служить основанием к отмене решения суда. Доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, объективно препятствующих Боярченко Н.А. обратиться с заявлением о постановке на учет до достижения ею возраста 23 лет, в материалах дела отсутствуют.
Ссылка в апелляционной жалобе на неразрешение судом вопроса о восстановлении истца в статусе ребенка-сироты, необоснованна. Данные требования судом разрешены, в их удовлетворении отказано, поскольку законом не предусмотрен такой способ защиты права.
Апелляционная жалоба не содержат заслуживающих внимание доводов, свидетельствующих об обоснованности заявленных исковых требований и неправильном разрешении судом возникшего спора, в связи с чем, оснований для ее удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Иркутска от 01 августа 2013 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Е.Ю. Орлова
Судьи:
М.А. Александрова
А.Л. Малиновская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.