Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Орловой Е.Ю.,
судей Александровой М.А., Малиновской А.Л.,
при секретаре Кайгородцевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старцева С.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска о признании незаконным решения об отказе назначении пенсии, обязании включить в специальный и страховой стаж работы в гражданской авиации периоды работы,
по апелляционной жалобе представителей ответчика УПФ РФ (ГУ) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска Ливенцевой Е.Л., Жуковской Е.Н. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 27 августа 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Старцев С.В. обратился в суд с иском, указав в обоснование требований, что в связи с достижением пенсионного возраста "дата изъята" он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Правобережном и Октябрьском округах г.Иркутска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях а Российской Федерации", приложив документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы.
Решением УПФ РФ (ГУ) в Правобережном и Октябрьском округах г.Иркутска "номер изъят" от "дата изъята" назначении досрочной трудовой пенсии по старости ему было отказано, в связи с отсутствием требуемого стажа в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. При этом в стаж на соответствующих видах работ не включены следующие периоды работы истца:
- в Иркутский ОАО с "дата изъята" по "дата изъята" авиамехаником;
- в ОАО НПО "Сатурн" с "дата изъята" по "дата изъята" испытателем-механиком;
- в ОАО Иркутское производственное объединение (переименованное с "дата изъята" в ОАО НПК "Иркут") с "дата изъята" по "дата изъята" учеником слесаря сборщика, с "дата изъята" по "дата изъята" слесарем сборщиком летательных аппаратов, с "дата изъята" по "дата изъята" авиатехником, авиационным техником по планеру и двигателям, с "дата изъята" по "дата изъята" авиатехником, авиационным техником по планеру и двигателям.
С отказом Пенсионного фонда истец Старцев С.В. не согласился, в связи с чем, с учетом неоднократного уточнения исковых требований, просил суд признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска от "дата изъята" "номер изъят" об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости; обязать ответчика включить в стаж на соответствующих видах работ периоды работы: в Иркутский ОАО с "дата изъята" по "дата изъята" авиамехаником; в ОАО НПО "Сатурн" с "дата изъята" по "дата изъята" испытателем-механиком; в ОАО Иркутское производственное объединение (переименовано в ОАО НПК "Иркут") с "дата изъята" по "дата изъята" авиатехником, авиационным техником по планеру и двигателям; обязать УПФ РФ (ГУ) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска включить в страховой стаж в гражданской авиации периоды работы: в НПК "Иркут" "данные изъяты" месяцев "данные изъяты" дней; в ОАО "Международный аэропорт "Иркутск" "данные изъяты" год "данные изъяты" месяца "данные изъяты" дней; в ОАО Авиакомпания "Ангара" с "дата изъята" по "дата изъята".
Определением суда от "дата изъята" производство по гражданскому делу в части исковых требований к УПФ РФ (ГУ) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска об обязании назначить трудовую пенсию по старости досрочно с "дата изъята" прекращено в связи с отказом истца в данной части от исковых требований.
В судебном заседании истец Старцев С.В. заявленные требования поддержал, представитель ответчика по доверенности Жуковская Е.Н. исковые требования не признала.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 27.08.2013 признано незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска от "дата изъята" "номер изъят" в части невключения в стаж на соответствующих видах работ периодов работы Старцева С.В.: в Иркутский ОАО с "дата изъята" по "дата изъята" авиамехаником; в ОАО НПО "Сатурн" с "дата изъята" по "дата изъята" испытателем-механиком; в ОАО Иркутское производственное объединение (переименовано в ОАО НПК "Иркут") с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята" авиатехником, авиационным техником по планеру и двигателям.
Суд обязал ответчика включить в стаж на соответствующих видах работ периоды работы Старцева С.В.: в Иркутский ОАО с "дата изъята" по "дата изъята" авиамехаником; в ОАО НПО "Сатурн" с "дата изъята" по "дата изъята" испытателем-механиком; в ОАО Иркутское производственное объединение (переименовано в ОАО НПК "Иркут") с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята" авиатехником, авиационным техником по планеру и двигателям.
Суд обязал ответчика включить в страховой стаж в гражданской авиации Старцева С.В. периоды работы в ОАО НПО "Сатурн" с "дата изъята" по "дата изъята"; в ОАО Иркутское производственное объединение (переименовано в ОАО НПК "Иркут") с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята"; в ОАО "Международный аэропорт Иркутск" с "дата изъята" по "дата изъята"; в ОАО "Авиакомпания "Ангара" с "дата изъята" по "дата изъята".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представители ответчика УПФ РФ (ГУ) в Правобережном и Октябрьском округах г.Иркутска Ливенцева Е.Л., Жуковская Е.Н. просят решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указав в обоснование следующее. Правом на досрочную трудовую пенсию по старости пользуются работники предприятий, отнесенных к гражданской авиации, а спорный стаж истца относится к периодам работы на предприятиях экспериментальной авиации, в связи с чем, права на включение спорных периодов работы ОАО НПК Иркут в специальный и страховой стаж у Старцева С.В. не имеется.
Занятость истца по выполнению работ в инженерно-техническом составе по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не подтверждена.
Индивидуальные сведения на Старцева С.В. страхователем представлены без кода льготы, подтверждающей особые условия труда, следовательно, сам работодатель не подтверждает условия труда, необходимые для включения спорных периодов в стаж гражданской авиации.
Доказательств того, что ОАО НПО "Сатурн", ОАО НПК "Иркут" относятся к предприятиям гражданской авиации, в судебное заседание не представлено.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Малиновской А.Л., объяснения истца Старцева С.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, обсудив приведенные в ней доводы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п.п.15 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет;
Как предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список, утвержденный Постановлением СМ РСФСР от 04.09.1991 N 459 "Об утверждении Списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".
Согласно п.1 Списка N 459 включены авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований.
Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.
Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.
11.12.1987 Постановлением Совета Министров СССР N 1412 утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава.
В соответствии с п. 1 названного Положения пенсии за выслугу лет назначаются работникам летного (летно-испытательного) состава, работникам, осуществляющим управление воздушным движением, и работникам инженерно-технического состава независимо от ведомственной подчиненности предприятий, учреждений и организаций, в которых они работают.
Пунктом 11 Положения предусмотрено, что пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации.
В связи с поступающими запросами по применению Положения "О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава", утвержденного Совета Министров СССР от 11.12.1987 N 1412, Министерством социального обеспечения РСФСР в Инструктивном письме от 31.01.1989 N 1-18-И даны разъяснения о том, что при определении занятости отдельных категорий работников на работах в службах: летной, управления воздушным движением и в инженерно-авиационной следует руководствоваться Перечнями, разработанными Министерством гражданской СССР и Министерством авиационной промышленности СССР (Приложения N 1, N 2, N3).
Приложением N 3 к вышеназванному инструктивному письму Минсобеса РСФСР от 31.01.1989 является Перечень профессий рабочих предприятий и организаций МАП, других министерств и ведомств, непосредственно занятых на работах по оперативному и периодическому инженерно-авиационному, инженерно-техническому обеспечению и проведению испытаний, исследований и доводке воздушных судов, их систем на аэродромах, полигонах и базах заказчика, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Таким образом, поскольку в Список от 04.09.1991 N 459 профессии включены под общим наименованием (например, авиационные техники), то при назначении вышеуказанной досрочной трудовой пенсии также применяется Перечень профессий рабочих предприятий и организаций МАП, других министерств и ведомств, непосредственно занятых на работах по оперативному и периодическому инженерно-авиационному, инженерно-техническому обеспечению и проведению испытаний, исследований и доводке воздушных судов, их систем на аэродромах, полигонах и базах заказчика, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, при условии, что указанная работа выполняется по обслуживанию воздушных судов.
Списком N 459 от 04.09.1991 и Перечнем N 1-18-И фактически признается тождественность характера работ по техническому обслуживанию воздушных судов в гражданской, экспериментальной и государственной авиации, при этом Списком N 459 виды авиации не уточняются.
В соответствии с п.9 Раздела II Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011 N 258н "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отдельных категорий работников авиации подтверждаются для работников инженерно-технического состава авиации - трудовой книжкой, а также на основании справок, выдаваемых работодателями в подтверждение непосредственной занятости полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
Судом установлено, что решением УПФ РФ (ГУ) в Правобережном и Октябрьском округах г.Иркутска от "дата изъята" "номер изъят" Старцеву С.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, отсутствием страхового стажа в гражданской авиации.
При этом в стаж на соответствующих видах работ в гражданской авиации не включены периоды работы истца в Иркутский ОАО с "дата изъята" по "дата изъята" авиамехаником на основании того, что занятость на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов не подтверждена работодателем; ОАО НПО "Сатурн" с "дата изъята" по "дата изъята" испытателем -механиком, поскольку не представлены документы, подтверждающие непосредственное оперативное периодическое аэродромное техническое обслуживание воздушных судов гражданской авиации. Отсутствуют сведения о включении предприятия в перечень авиапредприятий, авиакомпаний, аэропортов, авиаагентств, предприятий гражданской авиации; ОАО Иркутское производственное объединение (переименовано с "дата изъята" в ОАО НПК "Иркут") с "дата изъята" по "дата изъята" учеником слесаря-сборщика, с "дата изъята" по "дата изъята" слесарем-сборщиком летательных аппаратов, с "дата изъята" по "дата изъята" слесарем-сборщиком летательных аппаратов, с "дата изъята" по "дата изъята" авиатехником, авиационным техником по планеру и двигателям, с "дата изъята" по "дата изъята" авиатехником, авиационным техником по планеру и двигателям на основании того, что предприятие относится к экспериментальной авиации, не включено в перечень авиапредприятий, авиакомпаний, аэропортов, авиагентств, предприятий, организаций Восточно-Сибирского УГАН Федеральной службы в сфере транспорта, утвержденный приказом от "дата изъята" "номер изъят". Страхователем не подтверждено непосредственное оперативное периодическое аэродромное техническое обслуживание воздушных судов гражданской авиации. Индивидуальные сведения страхователя представлены без кода льготы, подтверждающей особые условия труда; ОАО "Авиакомпения Ангара" с "дата изъята" по "дата изъята" авиационным техником по планеру и двигателям на основании того, что справка, подтверждающая непосредственное оперативное периодическое аэродромное техническое обслуживание воздушных судов гражданской авиации, заявителем не представлена. Индивидуальные сведения страхователя представлены без кода льготы, подтверждающие особые условия труда.
Судом исследована трудовая книжка Старцева С.В., из которой следует, что с "дата изъята" по "дата изъята" истец работал в Иркутском ОАО - авиамехаником; с "дата изъята" по "дата изъята" в Рыбинском производственном объединении моторостроения (реорганизован с "дата изъята" в ОАО НПО "Сатурн") - испытателем механиком; с "дата изъята" по "дата изъята" в ОАО Иркутское авиационное производственное объединение (с "дата изъята" Иркутский авиационный завод ОАО НПК "Иркут") учеником слесаря сборщика; с "дата изъята" по "дата изъята" - слесарем сборщиком лет. аппаратов; с "дата изъята" по "дата изъята" - авиатехником, авиационным техником по планеру и двигателям; с "дата изъята" по "дата изъята" - ОАО "Международный Аэропорт Иркутск" - швейцаром, электромонтером; с "дата изъята" по настоящее время в ОАО "Авиакомпания Ангара" - авиационным техником по планеру и двигателям.
В ходе рассмотрения данного гражданского дела суд установил, что истец работал полный рабочий день при полной рабочей неделе в аэродромных условиях по техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.
Разрешая заявленные исковые требования и удовлетворяя их в части включения в стаж на соответствующих видах работ периодов работы Старцева С.В.: в Иркутский ОАО с "дата изъята" по "дата изъята" авиамехаником; ОАО НПО "Сатурн" с "дата изъята" по "дата изъята" испытателем-механиком; ОАО Иркутское производственное объединение (переименовано в ОАО НПК "Иркут") с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята" авиатехником, авиационным техником по планеру и двигателям, суд исходил из того, что истец в спорные периоды работал в качестве авиамеханика, авиатехника в течение полного рабочего дня и в обязанности истца входило оперативное и периодическое аэродромное техническое обслуживание воздушных судов гражданской авиации в аэродромных условиях.
Поскольку при рассмотрении дела установлено, что в периоды работы в ОАО НПО "Сатурн" с "дата изъята" по "дата изъята"; ОАО Иркутское производственное объединение (переименовано в ОАО НПК "Иркут") с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята"; ОАО "Международный аэропорт Иркутск" с "дата изъята" по "дата изъята"; ОАО "Авиакомпания "Ангара" с "дата изъята" по "дата изъята" Старцев С.В. находился в трудовых отношениях с указанными организациями, обязанность по своевременной и полной уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в соответствии с действующим законодательством лежит на страхователе, а не на застрахованном лице, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, обязав ответчика включить в страховой стаж в гражданской авиации Старцева С.В. данные периоды работы.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и основаны на нормах права, регулирующих спорные правоотношения.
Довод жалобы о том, что в связи с принятием Воздушного кодекса РФ, вступившего в законную силу с 01.04.1997, Иркутский авиационный завод - филиал ОАО НПК "Иркут" отнесен к предприятиям экспериментальной авиации и в Перечень авиапредприятий, авиакомпаний, аэропортов, авиаагентств, предприятий организаций Восточно-Сибирского УГАН Федеральной службы в сфере транспорта не включен, являлся предметом обсуждения в судебном заседании, ему дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для его переоценки судебная коллегия не находит, поскольку Воздушный кодекс РФ регулирует правоотношения, связанные с использованием воздушного пространства РФ и деятельностью в области авиации, а не пенсионные правоотношения, при рассмотрении спора установлен факт осуществления работодателем истца деятельности в области гражданской авиации.
Истолкование действующих норм, как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный и страховой стаж на изложенных пенсионным органом основаниях, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ч.ч. 1, 2 ст. 19 Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ).
Довод жалобы о том, что в Пенсионном фонде отсутствуют сведения, дающие застрахованному лицу Старцеву С.В. право для досрочного назначения трудовой пенсии по старости за спорные периоды, не могут повлечь отмену судебного решения, поскольку непредоставление работодателем индивидуальных сведений на застрахованное лицо на общих основаниях (без льготной кодировки) не может быть поставлено в вину гражданину, имеющему право в соответствии с действующим пенсионным законодательством РФ на получение досрочной трудовой пенсии.
Иные доводы апелляционной жалобы фактически повторяют основания решения ответчика об отказе в назначении трудовой пенсии, сводятся к позиции, занятой представителем ответчика в ходе рассмотрения дела, указаны в возражениях на иск, являлись предметом судебного разбирательства, о чем в судебном решении имеются подробные суждения суда, основаны на ином толковании норм материального права и направлены на иную оценку установленных представленными доказательствами обстоятельств по делу, в связи с чем, не принимаются судебной коллегией во внимание.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем, решение суда, проверенное в силу ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным и обоснованным, не подлежит отмене, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 27 августа 2013 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Е.Ю. Орлова
Судьи:
М.А. Александрова
А.Л. Малиновская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.