Судья Калининградского областного суда
Ольховский В.Н.
при секретаре Шапошниковой Т.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Абдуллаева У.Х. - Шириной Ю.В. на постановление судьи Черняховского городского суда Калининградской области от 16 августа 2013 г., которым Абдуллаев У.Х. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 2000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации в виде принудительного выдворения.
Заслушав объяснения Абдуллаева У.Х. и его защитников Пищулиной А.А. и Шириной Ю.В, поддержавших жалобу, а также исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
16 августа 2013 г. специалистом ОУФМС России по Калининградской области в Черняховском районе в отношении гражданина "данные изъяты" Абдуллаева У.Х. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ. Основанием к составлению протокола послужило то, что Абдуллаев У.Х., временно пребывая в РФ с 4 июня 2013 г., в нарушение требований норм действующего законодательства не встал на миграционный учет.
Тогда же, 16 августа 2013 г., дело в отношении Абдуллаева У.Х. было передано для рассмотрения в Черняховский городской суд.
Рассмотрев указанное дело, судья вынес изложенное выше постановление.
В жалобе на данное постановление Абдуллаев У.Х. просит его отменить в части назначения ему дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, ссылаясь на то, что срок его пребывания в РФ не истек, и на то, что он не имел умысла на совершение административного правонарушения, так как ошибочно полагал, что вправе проживать без регистрации в течение всего срока пребывания в РФ. Кроме того, в жалобе указано на то, что суд при назначении ему дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ безосновательно, в нарушение требований ст. 4.1 КоАП РФ, учитывал факт повреждения его паспорта. Указывает, что его паспорт, несмотря на наличие повреждений, является действительным и не препятствует его самостоятельному выезду за пределы РФ.
Кроме того, в заседании суда второй инстанции Абдуллаев У.Х. сослался на то, что его мать Л., достигшая пенсионного возраста, имеет гражданство Российской Федерации и постоянно проживает в РФ, а его выдворение из РФ и последующее запрещение въезда в РФ в течение длительного периода воспрепятствуют его общению с матерью и лишит его возможности оказывать ей необходимую помощь.
Проверив законность и обоснованность вынесенного судьей постановления, суд находит его подлежащим изменению.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 2 и ч. 3 ст. 7 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" временно пребывающие в РФ иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания, то есть, фиксации в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания.
В силу требований п. 20 постановления Правительства РФ от 15 января 2007г. N9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, обязаны встать на миграционный учет по месту пребывания.
Статьей 1 Соглашения между Российской Федерацией и "данные изъяты" о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории "данные изъяты" и граждан "данные изъяты" на территории Российской Федерации, заключенного 7 июня 2012 г. в г. А., граждане каждой из Сторон данного соглашения вправе временно пребывать на территории другой Стороны без регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в течение 30 дней.
Как следует из материалов дела, гражданин "данные изъяты" Абдуллаева У.Х., прибыв в РФ 4 июня 2013 г., в нарушение требований вышеуказанных норм права не встал на миграционный учет в установленный данными нормами тридцатидневный срок, что свидетельствует о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ - нарушение иностранным гражданином режимапребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении правил миграционного учета, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Вина Абдуллаева У.Х. в совершении данного административного правонарушения подтверждается представленными по делу доказательствами и Абдуллаевым У.Х. не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для привлечения Абдуллаева У.Х. к административной ответственности.
Вместе с тем постановлением судьи на Абдуллаева У.Х. наложено дополнительное административное наказание в виде административного выдворения за пределы РФ.
Согласно статье 62 (ч. 3) Конституции РФ иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
Конституция РФ предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).
С учетом этого в Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства должны быть гарантированы, в частности, права в сфере семейной жизни согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого на уважение его личной и семейной жизни (п. 1), при этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (п. 2).
Право иностранного гражданина на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое Конвенцией не гарантируется, однако выдворение лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может препятствовать реализации права, защищаемого пунктом 1 статьи 8 Конвенции, а именно, права на уважение семейной жизни, в связи с чем данная мера в силу требований вышеуказанных норм должна быть необходимой в демократическом обществе, т.е. оправданной крайней необходимостью, и соразмерной преследуемой цели.
Из изложенного следует, что при наличии коллизии между равно защищаемыми конституционно значимыми ценностями правоохранительные органы и суды при решении вопроса о том, является ли необходимым выдворение иностранного гражданина из Российской Федерации, должны учитывать фактические обстоятельства конкретного дела, исходя из гуманитарных соображений, в том числе учитывать семейное положение иностранного гражданина.
Из представленных Абдуллаевым У.Х. суду второй инстанции нотариально удостоверенных копий свидетельства о рождении Абдуллаева У.Х. и паспорта его матери Л. следует, что его мать, достигшая пенсионного возраста, имеет гражданство Российской Федерации и постоянно проживает на территории Российской Федерации. В то же время административное выдворение Абдуллаева У.Х. из РФ в силу требований п. 2 ст. 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" повлечет запрещение ему въезда в Российскую Федерацию в течение пяти лет со дня административного выдворения, что создаст препятствия общению Абдуллаева У.Х. с матерью и в значительной степени лишит его возможности оказывать ей необходимую помощь.
Таким образом, судья при решении вопроса о необходимости выдворения Абдуллаева У.Х. из Российской Федерации должен был оценивать фактические обстоятельства данного дела, исходя из гуманитарных соображений, и с учетом семейного положения Абдуллаева У.Х. ограничиться назначением ему основного административного наказания в виде штрафа без административного выдворения за пределы РФ.
Судья же в нарушение требований ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ указанные выше обстоятельства при вынесении постановления по делу не учитывал.
В связи с изложенным суд считает необходимым изменить вынесенное судьей постановление по данному делу и исключить из него указание на назначение Абдуллаеву У.Х. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
постановление судьи Черняховского городского суда Калининградской области от 16 августа 2013 г. изменить, исключив из него указание на применение в отношении Абдуллаева У.Х. административного выдворения за пределы Российской Федерации в виде принудительного выдворения.
В остальной части то же постановление оставить без изменения, жалобу Абдуллаева У.Х. - без удовлетворения.
Судья
Калининградского областного суда В.Н. Ольховский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.