Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Михальчик С.А.,
судей Быстровой М.А., Теплинской Т.В.,
при секретаре Ульяновой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Богатова В.В. на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 12 июля 2013 года, которым отказано Богатову В.В. в удовлетворении требований к УФСИН России по Калининградской области о перерасчете выслуги лет для назначения и выплаты пенсии, зачете в выслугу лет уголовно-исполнительной системы периода службы в таможенных органах, установлении процентной надбавки к окладу денежного содержания с включением не засчитанного периода.
Заслушав доклад судьи Быстровой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Богатов В.В. обратился в суд с иском к УФСИН России по Калининградской области о перерасчете выслуги лет для назначения пенсии, включении в выслугу лет период службы в таможенных органах, установление процентной надбавки.
В обоснование требований указал, что согласно Контракта о службе в уголовно - исполнительной системе с 02.04.2007г. по настоящее время проходит службу в уголовно-исполнительной системе Калининградской области. На основании заключения УФСИН России по Калининградской области от 09.04.2008г., по состоянию на 1 августа 2007г., в отношении Богатова была установлена выслуга лет для назначения процентной надбавки за выслугу - 12 лег 00 месяцев 00 дней, отданная Приказом N от 11 апреля 2008 года.
14.01.2013г. Богатовым подан рапорт на увольнение по основаниям, предусмотренным в пунктах "б" и "в" ст. 58 "Положения о службе и органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", утвержденного Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, т.е. по достижении предельного возраста и по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.
В исчислении выслуги лет для назначения и выплаты пенсии Богатову было отказано.
С данным отказом он не согласен, полагает его противоречащим действующему законодательству, поскольку в соответствии с п. 1(1). Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г, N 941 "О порядке счисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и танах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсии засчитываются период замещения гражданином должностей таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных знаний;
- подпунктом "р" пункта 2 Положения о порядке исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел РФ, учреждении и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и таможенных органов утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 N 43 (с изм. от 31.01.2012) в выслугу лет для назначения надбавки сотрудникам засчитываются периоды службы в таможенных органах СССР, а также в таможенные органах Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные (персональные) звания.
Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы в Российской Федерации" система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная правоохранительная служба.
Правоохранительная служба является видом федеральной государственной службы представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должности правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины (ст.7)
До вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", которым было введено понятие службы в таможенных органах, порядок замещения должности таможенных органах регулировался положениями Таможенного кодекса РФ 1993 г.
Статьями 1, 8 ТК РФ (в редакции, действовавшей до 1997 года) было установлено, что таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы РФ, являющий) правоохранительными органами и составляющие единую систему, в которую Государственный таможенный комитет РФ; региональные таможенные управления РФ; таможни РФ; таможенные посты РФ.
Статьями 420, 429 ТК РФ, утратившими силу в связи с введением в действие Федерального закона N 114-ФЗ. предусматривалось, что должностными лицами таможенных органон РФ могут быть только граждане РФ, способные, но своим деловым и моральным качествам, уровню образования и состоянию здоровья выполнять возложенные па таможенные органы РФ задач прием граждан РФ на работу в таможенные органы РФ в качестве должностных лиц этих органов осуществляется на контрактной основе; должностным лицам таможенных органов присваиваются специальные звания. Специальные звания устанавливаются и порядок присвоения утверждается Президентом РФ. Условия оплаты труда должностных лиц таможенных органов РФ определяются исходя из статуса этих органов как правоохранительных.
Пунктом 1 "в" Положения о порядке присвоения специальных званий должностным лицам таможенных органов и организаций таможенной службы Российской Федерации, утверждение Указом Президента РФ от 24.10.1992 N 1299; к числу специальных званий, присваиваемых должностным лицам таможенных органов организаций таможенной службы РФ отнесены "инспектор таможенной службы 1,2,3 ранге (инспектора, специалисты 2 категории, другие специалисты).
Поскольку в период с 31.10.1995 года по 30.09.2006 года он (истец) проходил службу в таможенных органах РФ, имея специальное звание, при этом выслуга лет на 30 сентября 2006 года для начисления пенсии составила 13 лет 10 месяцев 23 дня, соответственно при расчете общей выслуги служба должна суммироваться.
Дополнив требования, просил учесть изменения, внесенные в законодательство Федеральным законом от 08.11.2011 N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерация и внесении изменений и отдельные законодательные акты Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 25.08.2012 N 854, Федеральным законом от 19.07.2011 N 342-ФЗ (в ред. От 30.12.2012) " О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" (в редакции Федеральных законов от 08.11.2011 N 309-ФЗ, от 30.11.2011 N342-ФЗ, от 30.12.2012 N 283-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным Законом от 03.12.2012 N237-ФЗ.
Просил обязать УФСИН России по Калининградской области засчитать выслугу лет для назначения и выплаты пенсии и произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии и установления процентной надбавки к окладу денежного содержания с включением не засчитанного периода прохождения службы в таможенных органах.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Богатов В.В., продолжая настаивать на доводах иска, просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда изложенных в решении обстоятельствам дела, а также неправильным применением норм материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу УФСИН России по Калининградской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
УФСИН России по Калининградской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, с заявлением об отложении рассмотрения жалобы не обращался, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ч.3 ст. 167 ГПК РФ, ч.1, 2 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя УФСИН России по Калининградской области.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Богатов В.В. с 07.02.1995 года по 30.09.2006 года проходил службу в таможенных органах РФ, имел специальное звание, при этом выслуга лет на 30 сентября 2006 года для начисления пенсии составила 13 лет 10 месяцев 23 дня.
В дальнейшем проходит службу в уголовно-исполнительной системе:
- в должности стажера в период с 02.04.2007 по 02.07.2007 г.
-служба в УИС с 02.07.2007 по 22.04.2013 г.
На основании Приказа N от 22 апреля 2013 года Богатов В.В. уволен из органов уголовно-исполнительной систем по п. "з" ч.1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по ограниченному состоянию здоровья).
Основанием увольнения послужил рапорт майора внутренней службы Богатова В.В. от 12 апреля 2013 года, свидетельство о болезни N, выданное 28 февраля 2013 года ВВК ФКУЗ ЦМСР УФСИН России по Калининградской области.
Выслуга лет на день увольнения составляет в календарном исчислении 09 лет 11 месяцев 23 дня, в льготном исчислении 12 лет 10 месяцев 18 дней, в УИС - 06 лет 00 месяцев 20 дней.
Пенсионное обеспечение граждан, проходивших службу в уголовно-исполнительной системе, производится на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", ст. 18 которого предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п. "а" ст. 13 засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, учреждениях и в органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел. Противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ), а также иные периоды.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", в соответствии с которым установлены периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов УИС.
В пункте 1 вышеназванного Постановления приведен исчерпывающий перечень периодов, засчитываемых в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы всем указанным в этом пункте лицам. Служба в таможенных органах РФ в данный перечень не включена.
Исходя из требований вышеназванного законодательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что отсутствуют законные оснований для включения в выслугу лет для назначения пенсии истца периода службы в таможенных органах РФ с 07.02.1995 года по 30.09.2006 год, в связи с чем правильно отказал в удовлетворении требований истцу о перерасчете выслуги лет для назначения и выплаты пенсии.
При этом суд правильно исходил из того, что п.1.1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 к спорным правоотношениям не применим, поскольку относится к сотрудникам внутренних дел, уволенным со службы с 01.01.2012, которым помимо периодов, указанных в п.1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941, зачитывается в календарном исчислении "период замещения гражданином должностей в таможенных органах РФ, следственных органах и учреждениях Следственного комитета РФ, по которым предусмотрено присвоение специальных званий".
Ссылка в апелляционной жалобе на требования пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 года N 103 является ошибочной, поскольку вышеназванные положения закона определяют правовой механизм реализации пенсионных прав исключительно для сотрудников таможенных органов и предусматривают возможность зачета соответствующих периодов работы в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов.
Приведенное толкование правовых норм, регулирующих возникшие правоотношения, согласуется с решением Верховного Суда Российской Федерации от 19 августа 2009 года N ГКПИ09-737 и правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2011 года N 1447-О-О.
Ссылка истца на правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П, применительно к данному делу правового значения не имеет, поскольку Конституционный Суд Российской Федерации проверял конституционность части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и признал не противоречащим Конституции Российской Федерации законоположение, на основании которого пенсионерам, получающим пенсию за выслугу лет, назначенную в соответствии с названным Законом, при поступлении их вновь на военную службу или на службу в органы внутренних дел, иную правоохранительную службу, выслуга на которой дает право на пенсионное обеспечение по нормам и на условиях, установленных данным Законом, выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Как следует из материалов дела, Богатов В.В. уволен с 22.04.2013 года из органов уголовно-исполнительной системы. Последним местом службы истца является ФКУ "ИК N УФСИН по Калининградской области".
Обоснованным является отказ в удовлетворении требований истца об установлении процентной надбавки к окладу денежного содержания с включением периода службы в таможенных органах РФ, поскольку порядок установления и выплаты процентной надбавки возложен на работодателя (по месту службы), а последним работодателем (местом службы) истца является ФКУ "ИК N УФСИН России по Калининградской области", следовательно, вывод суда о том, что УФСИН России по Калининградской области - ненадлежащий ответчик, является правильным.
Выводы суда основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательствах, которым суд дал в соответствии со ст.67 ГПК РФ правильную оценку, с чем судебная коллегия соглашается.
Иные доводы апелляционной жалобы фактически сводятся лишь к несогласию с выводами суда и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены обжалуемого решения суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены и установлены судом первой инстанции полно и правильно, решение суда принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения в апелляционном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 12 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.