Судья Камчатского краевого суда Горн В.Ф. при секретаре Выстровой Л.Ю., рассмотрев жалобу защитника Гуртовой И.П., поданной в интересах Харитоновой Ю.Ю., на решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда от 24 июля 2013 года, которым постановлено:
постановление заместителя руководителя Управления Роспортебнадзора по Камчатскому краю от 27 июня 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица - генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" Харитоновой Ю.Ю. оставить без изменения, а жалобу защитника Гуртовой И.П. - без удовлетворения.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю должностное лицо - генеральный директор общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" Харитонова Ю.Ю. привлечена к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Она признана виновной в том, что в нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами потребления 26 марта 2013 года в "адрес" не обеспечила соблюдение порядка сбора и накопления отходов потребления IV класса опасности (отходы из жилищ несортированные, кроме крупногабаритных).
Не соглашаясь с вынесенным постановлением, защитник Гуртовая И.П. обратилась в Петропавловск-Камчатский городской суд с жалобой, в которой просила постановление о назначении административного наказания отменить, а производство по делу прекратить.
Рассмотрев жалобу, судья Петропавловск-Камчатского городского суда постановил указанное выше решение.
В жалобе защитник Гуртовая И.П., указывая на существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, просит решение судьи отменить. Ссылаясь на правовые нормы Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", указывает, что лица, допущенные к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами соответствующих классов опасности. На этом основании полагает, что субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, могут быть только лица, имеющие лицензию, дающую право на осуществление деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Не располагая такой лицензией ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" заключило договор с МУП "Спецтранс" на выполнение работ по содержанию контейнерных площадок и вывозу твердых бытовых отходов. Считает, что исполнение экологических и санитарно-эпидемиологических правил при обращении с отходами производства и потребления, нарушение которых вменяется Харитоновой Ю.Ю., не входит в круг ее должностных обязанностей, что исключает возможность привлечения ее к административной ответственности в качестве должностного лица.
Выслушав объяснения защитников Гуртовой И.П. и Дзядевич А.Л., поддержавших доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена в случае несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе, должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей 11 которого предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В соответствии с частью 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Статьей 22 вышеназванного Федерального закона предусмотрено, что условия и способы обращения с отходами производства и потребления должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Требования к условиям и порядку обращения с отходами производства и потребления на территории населенных пунктов установлены пунктами 2.1.1, 2.2.3, 6.4 СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", пунктом 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", пунктами 3.7.1, 3.7.4, 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170), которыми предусмотрено, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха; площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м; предприятиям по уборке следует своевременно осуществлять (в соответствии с договорами) вывоз твердых и жидких бытовых отходов с территорий жилых домов, организаций, учреждений и предприятий; для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта; расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом и судьей Петропавловск-Камчатского городского суда установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского", генеральным директором которого является Харитонова Ю.Ю., осуществляет управление многоквартирным домом "адрес".
Управлением Роспотребнадзора по Камчатскому краю 26 марта 2013 года проведена плановая выездная проверка деятельности ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского", которой выявлено, что бетонированная площадка для установки мусорных контейнеров расположена на расстоянии 9,1м от "адрес" при нормативе не менее 20, но не более 100м; площадка не ограничена бордюрами и зелеными насаждениями по периметру; на момент проверки контейнеры переполнены, бытовые отходы складируются на земле около специальной площадки, что является нарушением приведенных выше санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, размещении и ином обращении с отходами потребления, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП Российской Федерации.
Указанные обстоятельства установлены на основании протокола об административном правонарушении от 02.04.2013 года, распоряжения Управления Роспортебнадзора по Камчатскому краю от 22.03.2013 года о проведении плановой выездной проверки и акта проверки, фототаблицы, протокола о рассмотрении заявок, протокола измерения расстояния от контейнерной площадки до многоквартирного дома и иных представленных в деле доказательств, которые в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ оценены судьей на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Генеральный директор Харитонова Ю.Ю., являясь в силу пункта 11.1 устава ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" единоличным исполнительным органом, обязана организовать деятельность общества таким образом, чтобы обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, однако выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что достаточных мер для этого она не приняла, вследствие чего выводы должностного лица и судьи о виновности Харитоновой Ю.Ю. в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Факт заключения договора с МУП "Спецтранс", предметом которого является выполнение работ по вывозу твердых бытовых отходов с территории контейнерных площадок и их содержание, не освобождает ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" от обязанности обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами потребления. Таким образом, вопреки доводам жалобы наличие указанного выше договора не исключает возможность привлечения Харитонову Ю.Ю. к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в качестве должностного лица.
Довод жалобы о том, что субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, может быть только лицо, имеющее лицензию, дающую право на осуществление деятельности по обращению с отходами производства и потребления, основано на неверном толковании норм материального права, а потому не может служить основанием для отмены решения судьи.
Вопреки мнению защитника Гуртовой И.П. процессуальные нормы КоАП РФ не содержат требования о повторном составлении протокола об административном правонарушении в случае отмены постановления о назначении административного наказания и направления дела на новое рассмотрение.
Наказание Харитоновой Ю.Ю. назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ, оснований для его изменения не усматриваю.
Постановление о назначении административного наказания вынесено должностным лицом административного органа в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При проверке дела в полном объеме существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ, которые повлекли бы за собой отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи не имеется, в связи с чем жалоба защитника Гуртовой И.П. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 24 июля 2013 года, оставить без изменения, а жалобу защитника Гуртовой И.П. - без удовлетворения.
Судья В.Ф.Горн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.