Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Сорокина А. В.,
судей Акининой Е.В., Проценко Е.П.,
при секретаре Мухопад Е.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокина А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Управления Пенсионного фонда РФ в Тисульском районе Кемеровской области (межрайонное) ФИО8
на решение Тисульского районного суда Кемеровской области от 07 августа 2013 г. по делу иску ФИО3 к Управлению пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Тисульском районе Кемеровской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛА:
ФИО3 обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в Тисульском районе Кемеровской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что с 01.10.1981 г. по настоящее время она работает в системе народного образования педагогом. 22.05.2013 г. она обратилась в комиссию Управления Пенсионного фонда РФ в Тисульском районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан за назначением досрочной трудовой пенсии по старости согласно пп. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173 от 17.12.2001 г. При проверке специального трудового стажа выявили, что периоды работы с 30.07.1986 г. по 01.06.1987 г. и с 01.01.2001 г. по 31.12.2002 г. не могут быть зачтены в педагогический стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Просит признать незаконным решение комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тисульском районе от 22.05.2013 года "Об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием 25 лет педагогической деятельности", признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с 25-летием педагогического стажа, обязать ответчика засчитать периоды работы в МДОУ N 2 "Солнышко" с 01.01.2001 г. по 31.12.2002 г., и в детском комбинате Тисульского ремонтно-технического предприятия с 30.07.1986 г. по 01.06.1987 г. в льготный трудовой стаж.
В судебном заседании истец уточнила исковые требования, просила признать незаконным решение комиссии Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Тисульском районе от 22.05.2013 г., обязать ответчика засчитать периоды работы в МДОУ N 2 "Солнышко" с 01.01.2001 г. по 31.12.2002 г., и в детском комбинате Тисульского ремонтно-технического предприятия с 30.07.1986 г. по 01.06.1987 г. в льготный трудовой стаж и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости на основании п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации с момента обращения в УПФ РФ в Тисульском районе.
Представитель ответчика ФИО9, действующая на основании доверенности, иск не признала.
Решением Тисульского районного суда Кемеровской области от 07 августа 2013 г. постановлено:
Иск ФИО3 к Управлению Пенсионного
фонда РФ (государственному учреждению) в Тисульском районе
Кемеровской области о признании незаконным решения об отказе в
назначении досрочной трудовой пенсии удовлетворить.
Признать незаконным Решение Комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Тисульском районе Кемеровской области N 74 от 22 мая 2013 года об отказе Екимцовой Надежде Васильевне включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии в пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периодов ее работы с 30.07.1986 года по 01.06.1987 года в должности воспитателя в детском комбинате Тисульского ремонтно-технического предприятия и с 01.01.2001 года по 31.12.2002 года в должности воспитателя в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении N 2 "Солнышко".
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Тисульском районе Кемеровской области включить ФИО3 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы с 30.07.1986 года по 01.06.1987 года в должности воспитателя в детском комбинате Тисульского ремонтно-технического предприятия и с 01.01.2001 года по 31.12.2002 года в должности воспитателя в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении N 2 "Солнышко".
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Тисульском районе Кемеровской области назначить ФИО3 досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с момента обращения в УПФ РФ в Тисульском районе Кемеровской области.
В апелляционной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда РФ в Тисульском районе Кемеровской области (межрайонное) ФИО8 просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что поскольку учреждение (муниципальное дошкольное учреждение), а также "детский комбинат" не указаны в разделе "наименование учреждений" Списка, период работы с 30.07.1986 г. по 01.06.1987 г. в должности воспитателя в детском комбинате Тисульского ремонтно-технического предприятия, а также период работы в должности воспитателя в МДОУ N 2 "Солнышко" с 01.01.2001 г. по 31.12.2002 г. в льготный стаж зачтен быть не может.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав представителя истца, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 123 Конституции РФ и ст. 56 ГПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 22.05.2013 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ".
Решением комиссии Управления ПФР в Тисульском районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N 74 от 22.05.2013 г. ФИО3 было отказано включить в стаж, дающий право для назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы воспитателем в детском комбинате Тисульского ремонтно-технического предприятия с 30.07.1986 г. по 01.06.1987 г. и воспитателем в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении N 2 "Солныщко" с 01.01.2001 г. по 31.12.2002 г., поскольку Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. года N 1067 наименование учреждений "детский комбинат" и "МДОУ" не предусмотрено. Специальный стаж истца на день принятия решения комиссией составил 21 год 10 месяцев 7 дней.
В соответствии с положениями п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г., трудовая пенсиях по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 вышеназванного федерального закона, в частности лицам, осуществлявшим не менее 25 лет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ст. 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом п. 4 данной статьи установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды.
До вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Постановлением от 17.10.2003 г. N 70 утвердило разъяснение "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.11.2003 г., N 5280), в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно ч. 9 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 г. производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий, и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона, списки соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ N 1067 от 22.09.1999 г. "Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" в специальный педагогический стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 463, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждения (организаций). То есть по смыслу данного правового акта пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности.
В соответствии с определением Конституционного суда РФ от 06.12.2001 года N 310-О, согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственной пенсии, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
В соответствии с указанными конституционными положениями законом Российской Федерации от 20.11.1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в частности устанавливается право на получение пенсии за выслугу лет (особый вид специального трудового стажа) в связи с длительной работой с особо вредными условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью. При этом названным Законом урегулированы основные вопросы, относящиеся к данному виду пенсионного обеспечения: виды профессиональной деятельности и условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, длительность сроков выслуги, необходимой для возникновения права на данную пенсию, ее размер, порядок исчисления назначения и выплаты. По смыслу статей 2, 3, 77, 80 и 83 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в РФ" во взаимосвязи с другими его положениями, право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой, работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. Соответственно, ст. 80 вышеуказанного закона предусматривает назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет.
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12.05.1959 г. N 558 "О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста", а также Временным положением о дошкольном учреждении - ясли-сад, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 08.03.1960 г., было утверждено такое наименование детских дошкольных учреждений, как ясли-сад.
Согласно общесоюзному классификатору Государственного комитета СССР по статистике, Государственного планового комитета СССР, Государственного комитета СССР по стандартам "Отрасли народного хозяйства", утвержденному 01.01.1976 г. и действующему на момент возникновения трудовых отношений, в числе учреждений дошкольного воспитания отрасли "Народное образование" названы ясли-сады (комбинаты), следовательно, наименование детского дошкольного учреждения "Детский комбинат" соответствует наименованию "Ясли-сад".
Как следует из архивной выписки из исторической справки Ремонтно-технического предприятия от 1985 г., с 1961 г. началось строительство культурно-бытовых, производственных объектов и жилья. Начато строительство нового детского сада на 140 мест (закончено в апреле 1986 г) (л.д. 19).
Из архивной справки N 1065 от 29.05.2013 г. усматривается, что в архивном отделе администрации Тисульского района в документах по личному составу Тисульского ремонтно-технического предприятия имеются сведения о работе ФИО3 за период с 30.07.1986 года по 01.06.1987 года: 30.07.1986 г. - принята воспитателем детского сада (приказ N 84 от
29.07.1986 г., 01.06.1987 г.- уволена по ст. 29 п. 5 КЗОТ РСФСР (переводом на работу в Мартайгинскую геологоразведочную экспедицию, приказ N 58-г от 01.06.1987 г.).
Согласно расчетно-платежной ведомости за ноябрь 1986 г.: N 1 ФИО10 - заведующая детским садом, N 31 ФИО3 -воспитатель (л.д. 11).
Из приказов по Тисульскому ремонтно-техническому предприятию, а именно: - приказ N 4 от 18.01.1986 г., - приказ N 11г от января 1986 г., - приказ N 46в от 28.04.1987 г., - приказ N129-з от 01.12.1987 г. усматривается, что работники принимались в детский сад, увольнялись из детского сада (л.д. 12, 13, 14, 15).
Из исторической справки МДОУ Тисульского детского сада N 5 "Золотой ключик" следует, что ясли-сад РТП "Золотой ключик" открыт 26.04.1986 г.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в апреле 1986 г. Тисульским ремонтно-техническим предприятием было закончено строительство нового здания детского сада, которое стало именоваться детским комбинатом.
Следовательно, детский комбинат не являлся самостоятельным видом дошкольного учреждения, данное наименование соответствует наименованию "ясли-сад", которое содержится как в Списках, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, так и в Списках, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067.
Таким образом, в период работы истца в детском комбинате эти учреждения приравнивались к детским садам, яслям-садам и были, наряду с ними, предусмотрены в качестве дошкольных детских учреждений, а поэтому суд пришел к правильному выводу о включении указанного периода работы истца в ее педагогический стаж.
Как правильно отметил суд первой инстанции, в спорный период с 30.07.1986 г. по 01.06.1987 г. истец фактически выполняла работу воспитателя детского сада, то есть в должности и учреждении, предусмотренными указанными Списками.
Кроме того, как правильно установил суд первой инстанции, муниципальное дошкольное образовательное учреждение N 2 "Солнышко" в спорный период работало как ясли-сад. Воспитание и обучение детей шло как по установленным программам воспитания и обучения в ясли-саду, издаваемыми Министерством образования РФ.
Установлено, что до переименования данного учреждения в МДОУ N 2 "Солнышко" оно именовалось как Тисульский ясли-сад N 2, с 2003 г. стало именоваться как МДОУ Тисульский ясли-сад N 2 "Солнышко", что соответствует Спискам должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 и Спискам должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067.
Указанное учреждение сдавало в УПФ РФ в Тисульском районе поименные списки работников Тисульского ясли-сада N 2 "Солнышко", имеющих право на досрочное назначение пенсии за 1998, 1999, 2000 и 2003 г. (л.д. 39-43), в числе которых значилась и истец.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что период работы истца в должности воспитателя Муниципального дошкольного образовательного учреждения N 2 "Солнышко" с 01.01.2001 г. по 31.12.2002 г. подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку указанное учреждение функционировало как государственное детское дошкольное учреждение по программе воспитания и обучения в ясли-саду. Списком должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067, действовавшим в спорный период работы истицы, в разделе "наименование учреждений" п.8 предусмотрено общее наименование учреждений: "дошкольные образовательные учреждения", что соответствует наименованию учреждения, где работала истица в спорный период: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение N 2 "Солнышко".
Таким образом, трудовой стаж истицы, дающий право на пенсию за выслугу лет, в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей, составляет более 25 лет, и соответственно, отказ в назначении ей досрочной трудовой пенсии обоснованно судом первой инстанции признан незаконным.
С учетом изложенного, оценивая в совокупности представленные доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к убеждению, что периоды деятельности истца в должности воспитателя детского комбината, а также в должности воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения должны быть включены в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по основаниям, предусмотренным подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Правильность позиции суда по вопросу включения в специальный стаж в настоящее время периодов деятельности, включавшихся в специальный стаж в соответствии с законодательством, действовавшим на период исполнения такой работы, подтверждается Постановлениями Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. N 2-П и от 3 июня 2004 г. N 11-П, согласно которым принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу статей 1, 2, 6(ч. 2), 15(ч. 4), 17(ч. 1), 18, 19 и 55(ч. 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку исследованных судом доказательств и выводов суда об обстоятельствах, имеющих значение для дела, что в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не может служить основанием для отмены решения суда.
Разрешая дело, суд первой инстанции в полном объеме определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, дал оценку доказательствам, соответствующую требованиям ст. 67 ГПК РФ, рассмотрел дело с соблюдением норм процессуального права и принял законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тисульского районного суда Кемеровской области от 07 августа 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: А.В. Сорокин
Судьи: Е.В. Акинина
Е.П. Проценко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.