Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Овчаренко О.А.,
судей Першиной И.В., Молчановой Л.А.,
при секретаре Черновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Овчаренко О.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Междуреченского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по исковому заявлению ФИО1 к УПФР в "адрес" о перерасчете размера трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к УПФР в "адрес" о возложении на УПФР обязанности по перерасчету размера трудовой пенсии по старости с применением коэффициента 1,7 как для лица, работавшего на разрезе "Нерюнгринский" Якутского производственного объединения по добыче угля "Якутуголь" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находившегося в "адрес" Республики Саха (Якутия), относящегося к районам Крайнего Севера.
Требования мотивированы тем, что Пенсионным фондом начисление пенсии, назначенной с ДД.ММ.ГГГГ на основании п.п. 2 п. 1 ст. 27, п.п.6 п. 1 ст. 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N от ДД.ММ.ГГГГ производится в заниженном размере, с применением коэффициента 1,4, без учета положений Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от ДД.ММ.ГГГГ N "О строительстве Южно-Якутского угольного комплекса" в "адрес" Якутской АСС, которым был установлен коэффициент 1,7 к заработной плате работников.
В судебное заседание истец не явился, направив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 17).
Представитель истца - ФИО5, поддержала позицию ФИО1 в полном объеме.
Представитель УПФР в "адрес" ФИО6 иск не признала, полагая правильным начисление истцу пенсии с применением коэффициента 1,4, установленного Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС СССР ДД.ММ.ГГГГ
Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 12 июля 2013 года постановлено:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к УПФР в "адрес" о перерасчете размере трудовой пенсии с применением коэффициента 1,7 отказать.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Полагает, что, если даже считать установленным, что строительство угольного комплекса было завершено, районный коэффициент в размере 1,7 после прекращения действия п. 29 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 апреля 1975 года N 352, был установлен органом государственной власти субъекта Российской Федерации и может рассматриваться как единый районный коэффициент, о котором указывается в ст. 10 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Кроме того, существенным является то обстоятельство, что отчисления из заработной платы в Пенсионный фонд производились из заработной платы, выплачиваемой с коэффициентом 1,7.
Относительно доводов апелляционной жалобы начальника УПФР в "адрес" ФИО7 поданы возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ от 17.12.2001 года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта;
Согласно Перечню районов Крайнего севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие указов Президиума Верховного совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденного Постановление Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 (ред. от 03.03.2012 г.), к Районам Крайнего Севера относится Якутская АССР.
Согласно статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в зависимости от размера районных коэффициентов. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, решением Управления Пенсионного фонда России в городе "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии п.п. 2 п. 1 ст. 27, п. 1 ст. 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).
ФИО1 обратился в Пенсионный фонд с заявлением по вопросу исчисления размера трудовой пенсии по старости.
Из ответа УПФР от ДД.ММ.ГГГГ N направленного в адрес ФИО1, следует, что размер трудовой пенсии исчислен с применением повышенного отношения заработка 1,4, установленного к заработной плате работников в соответствующих местностях Крайнего Севера (л.д. 12-16).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что п. 29 Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 29.04.1975 N 352 "О строительстве Южно-Якутского угольного комплекса", которым было предусмотрено применение районного коэффициента 1,7 к заработной плате работников, занятых на строительстве, в промышленных и подсобно-вспомогательных производствах, на транспорте, в хозяйствах и организациях, непосредственно связанных с обслуживанием строительства, расположенных в районе строительства, включая и "адрес", носило временный характер. Поэтому он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в централизованном порядке к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Следовательно, лицам, принимавшим участие в строительстве названных объектов, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации должно учитываться по общему правилу.До настоящего времени федерального закона, устанавливающего единый районный коэффициент и порядок его выплаты, не принято, вследствие чего продолжает действовать Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", которым к заработной плате работников, в том числе и в "адрес", централизованный районный коэффициент к заработной плате для работников непроизводственной сферы установлен в размере 1,4.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями" определено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, при назначении указанным лицам трудовых пенсий в соответствии со статьями 14 - 16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в абз. "г" пп. 4 п. 28 Постановления от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", если лица до 1 января 2002 года работали на строительстве объектов, имеющих важное народнохозяйственное значение, и органами государственной власти СССР на период строительства был установлен районный коэффициент к заработной плате и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то, поскольку установление такого коэффициента носило временный характер (устанавливался лишь на определенный период с учетом важного народнохозяйственного значения объекта и сложности производственных условий его строительства и применялся для увеличения заработной платы в целях обеспечения строительства объекта), он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях возмещения гражданам дополнительных материальных и физиологических затрат, т.е. учитывают особенности природно-климатических условий и более высокую стоимость жизни в данных районах.
Исходя из изложенного лицам, принимавшим участие в строительстве названных объектов, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) должно учитываться в размере не свыше 1,2 либо при наличии к тому оснований (пункт 2 статьи 28, пункт 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ) в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9 (повышенное отношение заработков).
Таким образом, ГУ УПФ РФ в "адрес" при начислении пенсии ФИО1 с применением районного коэффициента 1,4, на основании Постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18, действовало правомерно.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, руководствуясь разъяснениями указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для возложения на УПФР обязанности по исчислению ФИО1 размера пенсии с применением коэффициента 1,7.
В соответствии со ст. 316 Трудового кодекса РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом, поскольку соответствующего постановления Правительством РФ по этому вопросу до настоящего времени не принято, то в силу ст. 423 Трудового кодекса РФ, впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом, законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, в том числе Постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы, по мнению судебной коллегии, не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку были предметом исследования и оценки в суде первой инстанции, с которой судебная коллегия согласна, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела и представленных доказательств, жалобы основаны на неправильном толковании и применении норм материального права и являются необоснованными.
Судом обстоятельства дела исследованы в полном объеме и им дана надлежащая юридическая оценка, нормы материального права применены правильно.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими установленным обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном применении и толковании.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, существенных нарушений норм материального и процессуального права при постановлении решения судом не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 12 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий: О.А. Овчаренко
Судьи: И.В. Першина
Л.А. Молчанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.