Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Гордиенко А.Л.,
судей Курпас И.С., Ветровой Н.П.,
при секретаре Тихоновой Д.А.,
с участием прокурора Чичина С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордиенко А.Л. гражданское дело
по апелляционному представлению и.о. прокурора "адрес" ФИО5 на решение Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ
по иску прокурора "адрес" к ООО "Управляющая компания Центра" о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
"адрес", действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО "Управляющая компания Центра" о понуждении к совершению действий.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района в ходе проведения проверки исполнения товариществами собственников жилья федерального законодательства были выявлены нарушения в деятельности ООО "Управляющая компания Центра".
В ООО "Управляющая компания Центра" отсутствуют лица, ответственные за регистрацию, уполномоченные на осуществление сбора, приема, учета документов, необходимых для регистрации по месту пребывания и по месту жительства в многоквартирных жилых домах по адресам: "адрес" в "адрес".
Просил суд обязать ООО "Управляющая компания Центра" назначить лиц, ответственных за регистрацию, уполномоченных на осуществление сбора, приема, учета документов, необходимых для регистрации по месту пребывания и по месту жительства в многоквартирных жилых домах по адресам: "адрес" в "адрес"; установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до ДД.ММ.ГГГГ
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика были привлечены ООО "Городской центр расчетов коммунальных платежей", Управление Федеральной миграционной службы РФ по "адрес" в "адрес".
Решением Центрального районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 15 июля 2013 года в удовлетворении требований прокурора "адрес" о понуждении к совершению действий отказано в полном объеме.
В апелляционном представлении и.о. прокурора "адрес" ФИО5 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
В представлении указывает, что в Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 к таким лицам отнесены собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации.
Таким образом, управляющая компания наряду с другими лицами, поименованными в указанном Перечне, выполняющими функции управления многоквартирным домом, в соответствии с приведенными нормами права осуществляет полномочия должностного лица, ответственного за регистрацию граждан.
На апелляционное представление поданы возражения ООО "Управляющая компания Центра" и ООО "Городской центр расчетов коммунальных платежей".
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений, выслушав прокурора отдела "адрес" Чичина С.С., поддержавшего доводы апелляционного представления, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в представлении, возражениях, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела ООО "Управляющая компания Центра" осуществляет обслуживание многоквартирных жилых домов в "адрес" по следующим адресам: "адрес".
Для исполнения обязанности по регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания ДД.ММ.ГГГГ между ООО "Городской центр расчетов коммунальных платежей" и ООО "Управляющая компания Центра" был заключен договор на оказание паспортно-учетных услу "адрес" условиям данного договора, исполнитель принял на себя обязанность осуществлять подготовку, прием и выдачу документов, предусмотренных Правилами регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, для граждан, проживающих (имеющих право пользования, владения, распоряжения жилыми помещениями) в жилищном фонде Заказчика.
В соответствии с п.2.2. Устава ООО "Городской центр расчетов коммунальных платежей" общество, среди прочих, осуществляет по первичному приему от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, а также ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора "адрес", суд первой инстанции исходил из того, что ООО "Управляющая компания Центра", как ответственное лицо за регистрацию граждан и исполнитель данной услуги для собственников помещений в многоквартирном доме, принял меры по реализации обязанности связанной с регистрацией граждан по месту жительства и месту пребывания посредством заключения договора на оказание паспортно-учетных услуг с ООО "Городской центр расчетов коммунальных платежей", при этом обязанность по назначению ответственных лиц за регистрацию граждан в нормативных актах Российской Федерации на управляющую компанию не возложена.
Судебная коллегия не согласна с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N713, определено, что регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
В соответствии с пунктом 4 вышеуказанных Правил, ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.
Согласно перечню должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N713, к таким лицам относятся собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
Аналогичные положения содержатся в пункте 17 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года N288.
Согласно пунктам 82 - 84 Административного регламента регистрация граждан по месту жительства состоит, в числе прочего, из оформления должностными лицами, ответственными за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов карточек регистрации по форме N 9 (карточка регистрации), поквартирных карточек по форме N 10.
Заполненные документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина, заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, либо сведения о нем в заявлении о регистрации по месту жительства, лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета.
На должностных лиц, ответственных за регистрацию, возложена обязанность по хранению этих карточек.
Для осуществления процедуры регистрации граждане обращаются с предусмотренными Правилами регистрации документами к названным должностным лицам, которые обязаны передать их вместе с адресными листками прибытия и формами учета в органы регистрационного учета (пункты 9, 11, 16, 17 Правил регистрации).
Из материалов дела следует, что в ООО "Управляющая компания Центра", осуществляющем управление многоквартирными жилыми домами в "адрес" по следующим адресам: "адрес", указанное должностное лицо не назначено.
ООО "Управляющая компания Центра", выполняющее в силу ст.161 ЖК РФ функции управления указанными многоквартирными домами, в соответствии с приведенными нормами права обязано осуществлять полномочия должностного лица, ответственного за регистрацию граждан, и не имело право передавать эти функции ООО "Городской центр расчетов коммунальных платежей", у которого отсутствуют полномочия по обеспечению регистрационного учета граждан, в том числе функций по сбору, обработке и хранению информации о регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания.
Согласно части 1 статьи 23 и части 1 статьи 27 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Кроме того, для регистрации по месту пребывания или по месту жительства гражданин представляет должностным лицам, ответственным за регистрацию, в числе других документов, указанных в пунктах 9, 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, документ, удостоверяющий личность и раскрывающий его персональные данные.
В соответствии с пунктом 1 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года N 188, сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях, относятся к сведениям конфиденциального характера, доступ к которым ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 3 и частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных (любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация) и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе, за исключением случаев обязательного предоставления данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В рассматриваемом случае выполнение функций по обеспечению регистрационного учета граждан, в том числе функций по сбору, обработке и хранению информации о регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания, ООО "Управляющая компания Центра" возложило на ООО "Городской центр расчетов коммунальных платежей", которое таковые функции осуществлять не может ввиду отсутствия соответствующих полномочий.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с п.1, 4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а исковые требования прокурора "адрес" подлежат удовлетворению, с возложением на общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центра" обязанности назначить лиц, ответственных за регистрацию, уполномоченных на осуществление сбора, приема, учета документов, необходимых для регистрации по месту жительства и месту пребывания в многоквартирных жилых домах по "адрес" в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центра" назначить лиц, ответственных за регистрацию, уполномоченных на осуществление сбора, приема, учета документов, необходимых для регистрации по месту жительства и по месту пребывания в многоквартирных домах по "адрес" в "адрес" в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: А.Л. Гордиенко
Судьи: И.С. Курпас
Н.П. Ветрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.