Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Латушкиной Е.В.
судей Зайцевой Е.Н., Русиновой А.В.
с участием прокурора Самохиной М.В.
при секретаре К.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Латушкиной Е.В.
гражданское дело по апелляционному представлению и.о. прокурора Центрального района г.Новокузнецка Саранского А.Г.
на решение Центрального районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 15 июля 2013 года
по иску прокурора Центрального района г. Новокузнецка, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ТСЖ "Транспортная, 131" о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г. Новокузнецка, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ТСЖ "Транспортная, 131" о понуждении к совершению действий.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района в ходе проведения проверки исполнения товариществами собственников жилья федерального законодательства были выявлены нарушения в деятельности ТСЖ "Транспортная, 131". Действующее законодательство возлагает на собственника жилого помещения (в том числе в многоквартирном жилом доме) обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также осуществлять регистрацию иных граждан в принадлежащих им на праве собственности жилых помещениях. Прокурорской проверкой установлено, что в ТСЖ "Транспортная, 131" отсутствуют лица, ответственные за регистрацию, уполномоченные на осуществление сбора, приема, учета документов, необходимых для регистрации по месту пребывания и по месту жительства в многоквартирном жилом доме по ул.Транспортная, 131 в г. Новокузнецке. На оказание паспортно-учетных услуг ТСЖ "Транспортная, 131" заключен договор с ООО "Городской центр расчетов коммунальных платежей" от 01.01.2011г. N П-019/11, что противоречит федеральному законодательству.
Обращение прокурора района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц вызвано тем, что нарушаются права лиц, проживающих в доме по ул.Транспортная, 131, на получение благоприятных условий проживания. Круг собственников в доме не является постоянным, квартиры в данном доме являются объектами купли-продажи, мены, дарения. Смена собственников не позволяет четко определить их постоянных круг и количество.
В связи с изложенным прокурор просил суд обязать ТСЖ "Транспортная, 131" назначить лиц, ответственных за регистрацию, уполномоченных на осуществление сбора, приема, учета документов, необходимых для регистрации по месту пребывания и по месту жительства в многоквартирном жилом доме по адресу: ул.Транспортная, 131 в г.Новокузнецке; установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до 01.07:2013г.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г.Новокузнецка Казарова А.А. уточнила требования в части срока, просила установить срок для совершения вышеуказанных действий до 01.09.2013г., на остальных требованиях настаивала.
Представитель Управления Федеральной миграционной службы РФ по Кемеровской области в г.Новокузнецке, привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица - Мотырева С.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ТСЖ "Транспортная, 131" в суд не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен.
Представитель ООО "Городской центр расчетов коммунальных платежей", привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен.
Решением Центрального районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 15 июля 2013 года в удовлетворении исковых требований прокурору Центрального района г.Новокузнецка отказано.
В апелляционном представлении и.о. прокурора Центрального района г.Новокузнецка Саранский А.Г. просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение.
Не согласен с выводом суда о том, что ТСЖ "Транспортная, 131", как ответственное лицо за регистрацию граждан и исполнитель данной услуги для собственников помещений в многоквартирном доме, приняло меры по реализации обязанности, связанной с регистрацией граждан по месту жительства и месту пребывания, посредством заключения договора на оказание паспортно-учетных услуг с ООО "Городской центр расчетов коммунальных платежей", уполномочив ООО "Городской центр расчетов коммунальных платежей" вести регистрацию граждан.
Считает, что данный вывод суда не основан на законе, поскольку в силу пункта 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, товарищество собственников жилья наряду с другими лицами, поименованными в указанном Перечне, выполняющими функции управления многоквартирным домом, должно осуществлять полномочия должностного лица, ответственного за регистрацию граждан.
Поскольку регистрационный учет устанавливается не только в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, но и исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (пункт 1 Правил регистрации), не выполнение указанных функций товариществом создает условия для нарушения публичного порядка совершения данных процедур, а, следовательно, и требований закона.
Также указывает, что нахождение у ООО "Городской центр расчетов коммунальных платежей" - лица, не имеющего права хранить документы регистрационного учета, которые содержат сведения о собственниках помещений многоквартирного дома, в том числе их персональные данные, а также сведения о документах, удостоверяющих личность, о правах на помещения, создает возможность их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
На апелляционное представление от представителя третьего лица ООО "ГЦРКП" Ермакова Д.А. поступили возражения, содержащие просьбу решение суда оставить без изменения.
Прокурор Самохина М.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционного представления поддержала, просила отменить обжалуемое решение.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о слушании извещены. Поскольку об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили, в материалах дела имеются доказательства их заблаговременного, надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав прокурора, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела усматривается, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Новокузнецк, Транспортная, 131, создано ТСЖ "Транспортная, 131".
08.07.2010г. между ТСЖ "Транспортная, 131" и ООО "Август" был заключен договор на содержание и ремонт многоквартирного дома.
Для исполнения обязанности по регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания 01.01.2011г. между ООО "Городской центр расчетов коммунальных платежей" и ООО "Август" был заключен договор на оказание паспортно-учетных услуг.
Согласно условиям данного договора, исполнитель принял на себя обязанность организовывать прием граждан по вопросам постановки на регистрационный учет и снятия с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства; осуществлять прием и выдачу документов по вопросам, связанным с регистрацией и снятием граждан Российской Федерации с регистрационного учета и по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Отказывая прокурору в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ТСЖ "Транспортная, 131", как лицо, ответственное за регистрацию граждан, и исполнитель данной услуги для собственников помещений в многоквартирном доме, приняло меры по реализации обязанности, связанной с регистрацией граждан по месту жительства и месту пребывания посредством заключения через ООО "Август" договора на оказание паспортно-учетных услуг с ООО "Городской центр расчетов коммунальных платежей", при этом, обязанности по назначению ответственных лиц за регистрацию граждан в нормативных актах Российской Федерации на ТСЖ не возложено.
Судебная коллегия не согласна с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N713, определено, что регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
В соответствии с пунктом 4 вышеуказанных Правил, ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.
Согласно перечню должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N713, к таким лицам относятся собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
Аналогичные положения содержатся в пункте 17 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года N288.
Согласно пунктам 82-84 Административного регламента регистрация граждан по месту жительства состоит, в числе прочего, из оформления должностными лицами, ответственными за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов, карточек регистрации по форме N 9 (карточка регистрации), поквартирных карточек по форме N 10.
Заполненные документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина, заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, либо сведения о нем в заявлении о регистрации по месту жительства, лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета.
На должностных лиц, ответственных за регистрацию, возложена обязанность по хранению этих карточек.
Для осуществления процедуры регистрации граждане обращаются с предусмотренными Правилами регистрации документами к названным должностным лицам, которые обязаны передать их вместе с адресными листками прибытия и формами учета в органы регистрационного учета (пункты 9, 11, 16, 17 Правил регистрации).
Из материалов дела следует, что в ТСЖ "Транспортная, 131", осуществляющем управление многоквартирным жилым домом по адресу: г.Новокузнецк, ул. Транспортная, 131, указанное должностное лицо не назначено.
Доказательств того, что в ООО "Городской центр расчетов коммунальных платежей" назначено должностное лицо, ответственное за регистрацию граждан в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Новокузнецк, ул. Транспортная, 131, суду в соответствии с требованиями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
ТСЖ "Транспортная, 131", выполняющее в силу ст. 161 ЖК РФ функции управления указанным многоквартирным домом, в соответствии с приведенными нормами права обязано осуществлять полномочия должностного лица, ответственного за регистрацию граждан, и не имеет права передавать эти функции ООО "Городской центр расчетов коммунальных платежей", у которого отсутствуют полномочия по обеспечению регистрационного учета граждан, в том числе функций по сбору, обработке и хранению информации о регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания.
Согласно части 1 статьи 23 и части 1 статьи 27 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Кроме того, для регистрации по месту пребывания или по месту жительства гражданин представляет должностным лицам, ответственным за регистрацию, в числе других документов, указанных в пунктах 9, 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, документ, удостоверяющий личность и раскрывающий его персональные данные.
В соответствии с пунктом 1 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года N 188, сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях, относятся к сведениям конфиденциального характера, доступ к которым ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 3 и частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных (любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация) и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе, за исключением случаев обязательного предоставления данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В рассматриваемом случае выполнение функций по обеспечению регистрационного учета граждан, в том числе функций по сбору, обработке и хранению информации о регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания, ТСЖ "Транспортная, 131" возложило на ООО "Городской центр расчетов коммунальных платежей", которое таковые функции осуществлять не может ввиду отсутствия соответствующих полномочий.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с п.1, 4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований прокурора Центрального района г. Новокузнецка, с возложением на ТСЖ "Транспортная, 131" обязанности назначить лиц, ответственных за регистрацию, уполномоченных на осуществление сбора, приема, учета документов, необходимых для регистрации по месту жительства и месту пребывания в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Новокузнецк, ул. Транспортная, 131, в срок до 23.12.2013г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 15 июля 2013 года отменить, принять по делу новое решение.
Обязать ТСЖ "Транспортная, 131" назначить лиц, ответственных за регистрацию, уполномоченных на осуществление сбора, приема, учета документов, необходимых для регистрации по месту пребывания и месту жительства в многоквартирном жилом доме по Транспортная, 131 в г.Новокузнецке, установить срок для совершения действий до 23.12.2013г.
Председательствующий Латушкина Е.В.
Судьи Зайцева Е.Н.
Русинова А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.