Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Першиной И.В.,
судей: Овчаренко О.А., Бойко В.Н.,
при секретаре: Козыревой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Першиной И.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Мысковского городского округа Кемеровской области на решение Мысковского городского суда Кемеровской области от 14 августа 2013 года по иску прокурора г.Мыски в интересах Попова А.Н. к Администрации Мысковского городского округа и Администрации Кемеровской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Мыски обратился в суд с иском в интересах Попова А.Н. к Администрации Мысковского городского округа и просил признать бездействие, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении Попова А.Н., незаконным, обязать предоставить по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах Мысковского городского округа.
Исковые требования обоснованы тем, что жилой дом по "адрес" принадлежит на праве собственности Попову А.Н.
Межведомственной комиссией данный жилой дом был признан непригодным для проживания.
Постановлением Администрации Мысковского городского округа от 22.08.2011г. N1789 Попов А.Н. был принят на учет и включен в список граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, однако жилое помещение ему не предоставлено, что нарушает его жилищные права, предусмотренные ст.57 ч.2 п.1 ЖК РФ.
В ходе судебного разбирательства прокурором были уточнены исковые требования, дополнено, что 15.04.2013г. Государственной жилищной инспекцией Кемеровской области было проведено обследование на соответствие указанного жилого дома и коммунальных услуг установленным санитарным и техническим правилам, нормам. По результатам обследования установлены ухудшения состояния жилого дома в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом и эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению до недопустимости уровня надежности прочности здания и устойчивости строительных конструкций и оснований, свидетельствуют о нарушении требований, которым должен отвечать жилой дом.
Просил признать бездействие Администрации Кемеровской области, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении Попова А.Н., незаконным, обязать предоставить по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение не менее 36,2 кв.м., отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах Мысковского городского округа (л.д.72-75).
Определением от 20.06.2013г. к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрация Кемеровской области (л.д.92).
Представитель Администрации Мысковского городского округа Симоненко Е.В. исковые требования не признала, пояснила, что жилое помещение истцу будет предоставлено в порядке очередности, предоставление жилого помещения во внеочередном порядке незаконно.
Представитель Администрации Кемеровской области в судебное заседание не явился. В отзыве на исковое заявление иск не признал.
Решением суда постановлено:
Иск прокурора г. Мыски в интересах Попова А.Н. к Администрации муниципального образования "Мысковский городской округ" и Администрации Кемеровской области о понуждении к совершению действий удовлетворить частично.
Обязать Администрацию муниципального образования "Мысковский городской округ" предоставить Попову А.Н. по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта (г. Мыски) жилое помещение, общей площадью не менее 36,2 кв. м отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах Мысковского городского округа.
В остальной части иска прокурору г. Мыски отказать за необоснованностью.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Мысковского городского округа Симоненко Е.В.(копия доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. - на л.д.21) просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Указывает, что согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ), при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
В силу Жилищного кодекса РФ органом, осуществляющим принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, является орган местного самоуправления, а право на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке на основании нормы статьи 57 ЖК РФ имеют лица малоимущие и нуждающиеся в жилых помещениях в связи с непригодностью для проживания занимаемого ими жилого помещения.
Само по себе признание жилого дома непригодным для проживания без соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не влечет автоматически предоставление жилого помещения истцу по договору социального найма.
В соответствии с Постановлением Администрации Мысковского городского округа от 22.08.2011 N 1780 Попов А.Н. был принят на учет и включен в список граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения из жилищного фонда Кемеровской области по категории "инвалиды общего заболевания" в соответствии с Законом Кемеровской области N 129-03 от 17.11.2006. Указанный факт также подтверждается копией заявления Попова А.Н. от 18.07.2011г., поданного на имя заместителя главы Мысковского городского округа по социальным вопросам Щеголихиной Н.Б.
В соответствии с Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 31.05.2013г. N225 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Кемеровской области за первый квартал 2013 г." величина прожиточного минимума в целом по кемеровской области за первый квартал 2013г. в расчете на душу населения - "данные изъяты", для трудоспособного населения - "данные изъяты"., пенсионеров - "данные изъяты"., детей - "данные изъяты"
Из заявления Попова А.Н. о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории "инвалиды общего заболевания" следует, что его доход составляет "данные изъяты" в месяц.
Таким образом, Попов А.Н. в установленном порядке малоимущим признан не был, поэтому оснований для предоставления ему жилого помещения по договору социального найма не имеется.
Вывод суда о том, что на органы местного самоуправления в установленном порядке возложена обязанность по обеспечению в установленном порядке жилыми помещениями категории граждан, установленных Законом Кемеровской области N129-ОЗ, Администрация Мысковского городского суда не оспаривает, однако вышеуказанная обязанность предполагает соблюдение порядка очередности при предоставлении жилых помещений, и права на внеочередное предоставление помещения не предоставляет.
На апелляционную жалобу Поповым А.Н., и.о. прокурора г.Мыски Герниченко Ю.А. принесены возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, заслушав Попова А.Н., прокурора отдела прокуратуры Кемеровской области Маслакову О.Г., возражавших против апелляционной жалобы, просивших решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит изменению в части размера предоставляемого Попову А.Н. жилого помещения, в остальной обжалованной части оснований для отмены, изменения решения суда, принятого в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами, не имеется.
Согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации перечислены категории граждан, которым жилое помещение по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе и граждане, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания.
Таким образом, ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены исключения из общего правила предоставления жилых помещений гражданам в них нуждающихся.
Суд 1 инстанции установил, что заключением межведомственной комиссии Мысковского городского округа о признании жилого помещения пригодным(непригодным) для постоянного проживания от 30.06.2011г. N11 жилой дом по ул.Чкалова,62 в г.Мыски, принадлежащий на праве собственности Попову А.Н., признан непригодным для проживания (л.д.9-10).
Постановлением Администрации Мысковского городского округа от 22.08.2011г. N1780 Попов А.Н. был принят на учет и включен в список граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения (л.д.8).
Заключение межведомственной комиссии от 30.06.2011г.N11 и постановление Администрации Мысковского городского округа от 22.08.2011г.N1780 в установленном законом порядке не оспорены и не признаны незаконными.
Довод в апелляционной жалобе о том, что Попов А.Н. не признан в установленном законом порядке малоимущим и поэтому не имеет права на обеспечение жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма в порядке, установленном ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, является необоснованным.
Из системного толковании положений ст.49, ст.52 ч.1, ст.57 ч.1 Жилищного кодекса Российской Федерации применительно к обстоятельствам, установленным по настоящему делу, следует, что поскольку Попов А.Н. был поставлен органом местного самоуправления на учет как нуждающийся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, то он отнесен и к числу малоимущих граждан, без чего невозможно признание гражданина нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Указание в апелляционной жалобе на то, что Попов А.Н. был поставлен на учет и включен в список граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, как инвалид и поэтому обеспечение его жилым помещением является расходным обязательством Кемеровской области, также является необоснованным.
В ст.1 п.1 Закона Кемеровской области от 17.11.2006г. N129-03 "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений" предусмотрено, что право на получение жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом имеют граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, или в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу (п.21), инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов (п.11).
В ст.2 Закона Кемеровской области от 17.11.2006г. N129-03 указано, что гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, жилые помещения жилищного фонда Кемеровской области по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, Законами Кемеровской области, при условии принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (в ред. Закона Кемеровской области от 09.10.2007 N 126-03).
Жилые помещения жилищного фонда Кемеровской области не предоставляются в случае наделения органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона. В этом случае предоставляются жилые помещения соответствующего муниципального жилищного фонда (абзац введен Законом Кемеровской области от 02.07.2012 N 65-03).
Исходя из указанных положений Закона Кемеровской области судебная коллегия считает, что поскольку Попов А.Н. поставлен на учет как нуждающийся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма Администрацией Мысковского городского округа, то обеспечение его таким жилым помещением является обязательством органа местного самоуправления- ответчика по делу.
Кроме того, в постановлении Администрации Мысковского городского округа от 22.08.2011г. N1780 не указано, что Попов А.Н. был поставлен на учет как инвалид. В постановлении указано, что основанием постановки на учет является ст. 52 ЖК РФ и Закон Кемеровской области от 17.11.2006г.N129-ОЗ.
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на то, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17). До 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов. Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья) (Определение Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 года N 551-О-О).
Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, те из них, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.
Таким образом, поскольку Попов А.Н. был принят на учет как нуждающийся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как лицо, проживающее в жилом доме, непригодным для проживания, то доводы, изложенные в апелляционной жалобе касательно порядка реализации жилищных прав Попова А.Н. как инвалида правового значения для настоящего дела не имеет.
Разрешая дело, суд обоснованно обязал Администрацию Мысковского городского округа предоставить Попову А.Н. по договору социального найма жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г.Мыски, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах Мысковского городского округа.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что суд при определении размера предоставляемого жилого помещения необоснованно исходил из площади занимаемого истцом в настоящее время жилого дома (36,2 кв.м.).
Статьей 57 ч.5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение по договору социального найма предоставляется исходя из общей площади на одного человека не менее нормы предоставления.
Постановлением Совета народных депутатов г.Мыски от 18.08.2005г. N68 "Об установлении норм предоставления и учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма" норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина установлена равной 33 кв.м.
Поэтому Попову А.Н. жилое помещение может быть предоставлено общей площадью не менее 33 кв.м.
В указанной части решение суда подлежит изменению.
Руководствуясь ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мысковского городского суда Кемеровской области от 14 августа 2013 года в части размера предоставляемого Попову А.Н. жилого помещения подлежит изменению и указано, что предоставляемое жилое помещение должно быть общей площадью не менее 33 кв.м.
В остальной обжалованной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: И.В.Першина
Судьи: О.А.Овчаренко
В.Н.Бойко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.