Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Ларионовой С.Г.
судей Емельянова А.Ф., Дударек Н.Г.
при секретаре Арикайнен Т.В.
заслушав в открытом судебном заседании в апелляционной инстанции по докладу судьи Ларионовой С.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя УПФ РФ (государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) Пахомова И.И. на решение Центрального районного суда г.Кемерово от 08 августа 2013 года по иску Л.Е.Г. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,
УСТАНОВИЛА:
Л.Е.Г. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Заявленные требования мотивировала следующим:
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста, согласно пп.19 п.1 ст.27 Закона РФ от 17.12.2001г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ".
Согласно решению комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) от 11.03.2013 г. N 727 истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности по причине отсутствия требуемого специального стажа для назначения указанной пенсии.
При этом при подсчете специального трудового стажа ответчиком не были приняты к зачету следующие периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 5 месяцев 22 дня) ? в должности "данные изъяты" детского комбината "данные изъяты";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 года 11 месяцев 24 дня) - в должности "данные изъяты" детского комбината "данные изъяты".
Кроме того, ответчиком не был учтен стаж работы в должности "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 11 месяцев 05 дней).
Считает отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью незаконным, поскольку в указанные периоды работы она осуществляла деятельность, связанную с воспитанием и обучением малолетних детей, то есть - педагогическую деятельность, и имеет право на получение досрочной пенсии по старости, назначаемой в соответствии с пп.19 ч.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".
Просит суд признать незаконным решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N от ДД.ММ.ГГГГ которым истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, обязать ответчика включить спорные периоды работы в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, а также произвести начисление пенсии с учетом этих периодов с момента обращения за назначением пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ и выплатить истцу причитающийся размер пенсии.
Решением суда от 08.08.2013 г. постановлено:
Исковые требования Л.Е.Г. удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное), включить периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 5 месяцев 22 дня) - в должности "данные изъяты" детского комбината "данные изъяты";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 года 11 месяцев 24 дня) - в должности "данные изъяты" детского комбината "данные изъяты" в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ".
В остальной части исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе представитель УПФ РФ (государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) Пахомов И.И. просит решение суда отменить. В подсчет стажа включается педагогическая работа в соответствующих профессиях, должностях в штате учреждений и организаций, поименованных в Списках. Списки являются исчерпывающими и расширенному толкованию со стороны органов пенсионного обеспечения не подлежат.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда от 29.01.2004г. N2-П, от 03.06.2004г. N11-П при исчислении продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002г. могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования, вне зависимости от того, выработан ли указанный стаж, полностью либо частично. Спорные периоды не могут быть включены в специальный стаж в связи со следующим.
Раздел "Наименование учреждений" вышеуказанных Списков содержит исчерпывающий перечень учреждений, работа в которых включаются в подсчёт специального педагогического стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью. Наименование учреждения "детский комбинат" указанными списками не предусмотрено, поэтому данный период включить в специальный стаж также не представляется возможным. Специальный стаж Л.Е.Г. на дату обращения за назначением пенсии составил 18 лет 10 месяцев 7 дней, при требуемом стаже 25 лет.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Л.Е.Г. обратилась в Управление Пенсионного фонда (Государственное учреждение) РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением N комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на том основании, что специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости составил 18 лет 10 месяцев 07 дней, при требуемом стаже 25 лет. Периоды работы Л.Е.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" в детском комбинате "данные изъяты" и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты", поскольку наименование "детский комбинат" не предусмотрено Списками работ, профессий и учреждений, утв. Постановлениями Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463 и от 29.01.2002 г. N 781, а также наименование должности "педагог дополнительного образования" в школе, школе-интернате не предусмотрена Списками работ, профессий и учреждений, утв. Постановлениями Правительства от 22.09.19991 г. N 1067 и от 29.01.2002 г. N 781.
С ДД.ММ.ГГГГ введен в действие Федеральный закон "О трудовых пенсиях Российской Федерации", устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со ст. 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (пункт 2).
В соответствии с. п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно Списку учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, к таким учреждениям относятся: дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований, центры развития ребенка - детский сад, ясли-сад (сад - ясли), детские ясли. Таким образом, в указанном Списке, действующем в настоящее время, действительно, не содержится наименование учреждения "детский комбинат". Однако, согласно ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с введением в действие настоящего Федерального закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал (п. 1). При оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (п. 9).
Таким образом, при рассмотрении вопроса о наличии специального стажа, необходимого для назначения пенсии, помимо действующего законодательства, следует руководствоваться нормативными правовыми актами, действовавшими в период осуществления истцом трудовой деятельности и формирования стажа для назначения трудовой пенсии.
В период работы истицы в детском комбинате действовал Список процессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 1067 от 22.09.1999 г., в соответствии с которым засчитывается в специальный педагогический стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года, предусматривающий такие наименования детских дошкольных учреждений как детские сады и объединенные ясли-сады.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно указал, что в период работы истицы в детском комбинате действовал Общесоюзный классификатор "Отрасли народного хозяйства", содержащий перечень наименований учреждений дошкольного образования, в которых могла осуществляться педагогическая деятельность, которая служит основанием для назначения досрочной трудовой пенсии.
Согласно разделу 92400 3 Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства", утвержденного 01.01.1976 г., к учреждениям дошкольного воспитания относятся детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки. Таким образом, наименование учреждения "детский комбинат" соответствовало наименованию учреждения "ясли-сад", при этом действовавшее законодательство предусматривало, что педагогическая деятельность, которая является основанием для назначения пенсии по старости на льготных условиях, может осуществляться в детских комбинатах.
Также следует отметить, что согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Ответчик не представил доказательств того, что работа истицы в детских комбинатах по своему характеру и специфике отличалась от работы воспитателя в детском саду или ясли-саду и, что направления деятельности указанных детских дошкольных учреждений чем-либо различались.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. N 11-П, различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что периоды работы Л.Е.Г. в детском комбинате "данные изъяты" подлежат включению в стаж педагогической деятельности для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Также суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" не подлежит включению в специальный педагогический стаж, по следующим основания.
Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" предусмотрено, что работа в должностях, указанных в п.2 раздела "Наименования должностей" списка, в учреждениях, указанных в п.2 раздела "Наименование учреждений" (Учреждения дополнительного образования детей) списка, за периоды работы начиная с 01.01.2001г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно двух условий: на 01.01.2001г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, а также у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. в должностях в учреждениях, указанных в п.2 раздела "Наименования должностей" списка, в учреждениях, указанных в п.2 раздела "Наименование учреждений".
Должность "педагога дополнительного образования" в образовательных учреждениях дополнительного образования детей впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. N1067, вступившим в силу с 1 ноября 1999г., до указанной даты должность "педагог дополнительного образования" ранее действующими Списками предусмотрена не была. По распоряжению Администрации Кемеровской области от 23.04.2003г. "данные изъяты" переименовано в "данные изъяты"". Из Устава государственного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением "данные изъяты" от 25.03.2003г. следует, что данное учреждение является специальным учебно-воспитательным, общеобразовательным учреждением открытого типа для девочек с девиантным поведением. Ранее учреждением именовалось "данные изъяты".
Основными видами и задачами "данные изъяты" в соответствии с Уставом от 2011г. являются: реализация образовательных программ основного общего образования; реализация дополнительных образовательных программ; содержание и воспитание воспитанниц; обеспечение психологической, медицинской и социальной реабилитации воспитанниц; организация коррекции поведения и адаптации воспитанниц в обществе; создание необходимых условий для получения воспитанницами основного от образования, интеллектуального, культурного, физического и нравственного развития. Из должностной инструкции следует, что основными функциями деятельности "данные изъяты" являются: дополнительное образование воспитанников; развитие творческих способностей воспитанников.
Согласно справке "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ. - Л.Е.Г. работала в должности "данные изъяты" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с установленной нагрузкой: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 13 часов и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -10 часов в неделю. Согласно приказу N от ДД.ММ.ГГГГ "О назначении педагогической нагрузки "данные изъяты" Л.Е.Г. - установлено 10% учебная нагрузка в неделю. Кроме того, в соответствии с данным приказом постановлено производить доплату за ведение учебной мастерской (домоводства) в размере 15 % тарифной ставки и производить доплату за руководство школьными методическими объединениями в размере 10% тарифной ставки. Из приказа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истице распределена учебная нагрузка за дополнительные уроки - 10 часов в неделю.
С учетом указанных обстоятельств, истица не выработала необходимое количество часов в должности "данные изъяты".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что специальный педагогический стаж истицы на 01.01.2001г. составил 14 лет 03 месяца 20 дней, при требуемом не менее 16 лет 8 месяцев на 01.01.2001г., в связи с чем, применение п. 12 Правил исчисления периода работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с пп. 19 п. 1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" является недостаточным.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда. Судом правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на доказательствах, которым судом дана надлежащая оценка.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, и всем этим доводам судом дана оценка в соответствии с требованиями закона. Доводов, которые могли бы служить основанием для отмены или изменения решения суда, жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Кемерово от 08 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя УПФР (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области Пахомовой И.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Ларионова С.Г.
Судьи: Емельянов А.Ф.
Дударек Н.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.