Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда
в составе:
председательствующего Шалагиной О.В.,
судей Евтифеевой О.Э., Быковой С.В.,
при секретаре Беляниной А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шалагиной О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Дерр Е.А. на решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 21 августа 2013 года по делу по заявлению Дерр Е. А. об обжаловании решения администрации Киселевского городского округа,
УСТАНОВИЛА:
Дерр Е.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка.
Требования мотивированы тем, что 26 марта 2013 года он обратился с заявлением к председателю КУМИ Киселевского городского округа о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 15000 кв.м. в районе "Красный Камень", в пределах ул. Романтиков, пер. Тенистый, ул. Листопадная, для индивидуального строительства.
09 апреля 2013 года он получил уведомление от Комитета по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа от 05 апреля 2013 года N об отказе в предоставлении земельного участка, который считает незаконным.
Как указано в уведомлении, основанием для отказа в предоставлении земельного участка явилось формирование участка и постановка его на кадастровый учёт под строительство комплекса индивидуальных жилых домов.
Однако Земельным кодексом Российской Федерации таких оснований для отказа в предоставлении земельного участка не предусмотрено, следовательно, такой отказ в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство является незаконным.
При подаче заявления о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство он действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации и полагал, что при исполнении государственной функции, являясь одной из форм осуществления народом своей власти, администрация Киселевского городского округа не допустит нарушения его прав, предоставленных федеральным законодательством.
Незаконным отказом заявителю причинен моральный вред, который подлежит возмещению.
Просит признать незаконным решение, изложенное в уведомлении Комитета по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа от 05 апреля 2013 года N, об отказе в предоставлении ему земельного участка; принять решение, которым возложить на администрацию Киселевского городского округа обязанность устранить в полном объёме допущенное нарушение его прав и препятствий к осуществлению им прав, предоставленных Земельным кодексом Российской Федерации, и предоставить ему в аренду испрашиваемый им земельный участок в месячный срок со дня получения решения администрацией Киселевского городского округа; взыскать с администрации Киселевского городского округа понесённые судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 200 рублей; взыскать с администрации Киселевского городского округа причинённый незаконными действиями моральный вред в размере 100000 рублей.
Представитель администрации Киселевского городского округа ФИО4 в судебном заседании требования заявителя не признала.
Решением Киселевского городского суда Кемеровской области от 21 августа 2013 года в удовлетворении заявления Дерр Е.А. отказано.
В апелляционной жалобе Дерр Е.А. просит решение суда отменить, указывая, что решение от 01 марта 2012 года о формировании двух земельных участков для предоставления в аренду под строительство комплекса индивидуальных жилых домов принято ненадлежащим процессуальным лицом - комиссией администрации города по вопросам землепользования, которая согласно Уставу Киселевского городского округа не наделена полномочиями органа местного самоуправления и не правомочна принимать указанные решения.
Также судом не учтено, что пунктом 2.2 Положения по вопросам деятельности комиссии по вопросам землепользования, утвержденного Распоряжением администрации Киселевского городского округа от 31.01.2012 года N89-р, предусмотрено, что итогом решения указанной комиссии является подготовка проекта распоряжения органа исполнительной власти города, следовательно, в отношении земельных участков должно было принято распоряжение исполнительного органа Киселевского городского округа. Только это распоряжение имеет правовой характер. Однако такого распоряжения не принималось. По этим же основаниям суду надлежало сделать вывод о том, что решения о комплексом освоении указанных участков органом исполнительной власти не принималось. Однако судом сделан обратный вывод, не основанный на законе.
Считает необоснованным выводом суда о том, что земельный участок, испрашиваемый им, не является свободным на момент рассмотрения его заявления в администрации, а также обременен находящимися на его территории коммуникациями, так как на момент рассмотрения заявления администрацией участок кому-либо предоставлен не был. Кроме того, на данном земельном участке вообще отсутствуют какие-либо коммуникации, при этом в суд какие-либо документы участвующими лицами о наличии данного факта вообще не представлялись.
Не согласен с выводом суда о разрешенном использовании участков для комплексного освоения в целях жилищного использования, поскольку разрешенное использование земельных участков устанавливается Градостроительным регламентом, утвержденным Решением Киселевского городского Совета народных депутатов от 25.03.2010 N 16-н, в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования "Городской округ "Город Киселевск". Территориальная зона, в которой находится испрашиваемый им участок, является "Зоной индивидуальной жилой застройки" и подлежит использованию только под индивидуальное жилищное строительство. Полагает, что КУМИ администрации города вообще не имело законных оснований формировать указанные земельные участки по заявлению ООО "Фитинг" в указанном месте.
Кроме того, при рассмотрении дела суд не выяснил, соблюден ли порядок принятия решения по заявлению (форма, процедура), хотя о незаконности оспариваемого решения свидетельствует даже существенное несоблюдение установленного порядка.
Представитель администрации Киселевского городского округа и КУМИ Киселёвского городского округа ФИО5 представила возражения относительно апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, выслушав Дерр Е.А., поддержавшего доводы жалобы, и представителя администрации Киселевского городского округа и КУМИ Киселёвского городского округа ФИО6, просившую решение суда оставить без изменения, рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу пункта 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2).
В то же время согласно п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, также осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В числе принципов земельного законодательства Земельный кодекс РФ установил принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
Статьей 30 Земельного кодекса РФ определен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В случаях, когда земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для жилищного строительства, положения статьи 30 Земельного кодекса РФ применяются с учетом особенностей, предусмотренных статьей 30.1 Земельного кодекса РФ, согласно пункту 2 которой продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ.
Земельным кодексом РФ также предусмотрена возможность предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 30.2 Земельного кодекса РФ земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешённого использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьёй 38.2 настоящего Кодекса, согласно пункту 1 которой аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства (далее для целей настоящей статьи - аукцион) проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет.
Пунктом 6 ст.27 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Городской округ "Город Киселевск", утвержденных решением Киселевского городского Совета народных депутатов от 25.03.2010г. N 16-Н, установлено, что торги по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка могут проводиться по инициативе Администрации города в лице КУМИ либо на основании поданных заявлений граждан и юридических лиц о предоставлении земельных участков для строительства.
Системный анализ приведенных норм федерального законодательства и нормативного правового акта муниципального образования позволяет сделать вывод о том, что органу местного самоуправления при реализации полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена, предоставлено право не только определять порядок распоряжения земельными участками, но и определять, какие земельные участки будут предоставлены для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, а какие возможно предоставить для индивидуального жилищного строительства, исходя из планировки территории, конкретных особенностей расположения земельных участков, обеспечения их объектами инженерной инфраструктуры и т.п. При этом по общему правилу предоставление земельного участка в собственность или в аренду гражданам для индивидуального жилищного строительства на общих основаниях возможно только в случае, если этот участок является свободным от прав других лиц и в отношении него органом местного самоуправления не принято решение об иных целях его использования.
Судом установлено, что 26 марта 2013 года Дерр Е.А. обратился в КУМИ Киселевского городского округа с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство площадью 15 соток в районе Красный Камень в пределах участка, определённого ул. Листопадная, пер. Романтиков и пер. Тенистый (л.д. 5).
Согласно уведомлению КУМИ Киселевского городского округа от 05 апреля 2013 года N заявителю в предоставлении земельного участка было отказано, поскольку земельный участок, расположенный на территории, указанной в заявлении, уже сформирован и поставлен на государственный кадастровый учёт в июле 2012 года под строительство комплекса индивидуальных жилых домов на основании протокола решения комиссии по вопросам землепользования от 01 марта 2012 года N 4, предоставление которого будет осуществляться на торгах (л.д. 7).
В соответствии с протоколом заседания комиссии по вопросам землепользования N 4 от 01 марта 2012 года в связи с обращением ООО "Фитинг - Н" о согласовании проекта застройки и возможности предоставления земельного участка между ул. Листопадная, ул. Романтиков и пер. Тенистого в районе Красного Камня под строительство комплекса индивидуальных жилых домов принято решение о формировании двух земельных участков для предоставления в аренду под строительство комплекса индивидуальных жилых домов согласно схеме, за исключением заявителей из льготной категории граждан, обратившихся до 20 октября 2011 года; КУМИ предписано организовать и провести аукцион по продаже права аренды земли под строительство комплекса индивидуальных жилых домов (л.д. 13-16).
На основании представленных кадастровых паспортов земельных участков, расположенных в г. Киселёвске по ул. Листопадная, ул. Романтиков и пер. Тенистый, установлено, что на момент поступления заявления Дерр Е.А. в КУМИ Киселевского городского округа о предоставлении ему земельного участка площадью 1500 м2 для индивидуального жилищного строительства земельные участки площадью 15145 кв.м и 24116 кв.м сформированы и 26 июля 2012 года и 30 июля 2012 года поставлены на кадастровый учёт с кадастровыми номерами 42:25:0104010:824 и 42:25:0104010:825 соответственно, с разрешённым использованием под строительство комплекса индивидуальных жилых домов (л.д. 11,12).
Земельный участок, о предоставлении которого просил заявитель (не указывая при этом примерные границы конкретного участка), расположен в границах вышеуказанных ранее сформированных на основании Протокола заседания комиссии по вопросам землепользования от 01 марта 2012 года N 4 земельных участков с видом разрешённого использования - для комплексного освоения в целях индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, судом было достоверно установлено, что на момент обращения Дерр Е.А. с заявлением испрашиваемый им земельный участок не являлся свободным, был расположен в границах земельного участка большей площади, отведенного для комплексного использования в целях индивидуального жилищного строительства, предоставление права аренды которого осуществляется на аукционе, поэтому испрашиваемый земельный участок площадью 1500 кв.м. не мог быть предоставлен Дерр Е.А., что и явилось основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Доводы Дерр Е.А. в апелляционной жалобе о том, что решение о развитии спорной территории не было принято уполномоченным органом - администрацией Киселевского городского округа, а Комиссия по вопросам землепользования не является органом местного самоуправления, и поэтому ее решение юридической силы не имеет, были предметом обсуждения суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку на основе анализа нормативных правовых актов муниципального образования "Городской округ "Город Киселевск" с приведением в решении соответствующих мотивов, которые судебная коллегия считает правильными.
Доводы о том, что решения о комплексном освоении земельных участков площадью 15145 кв.м и 24116 кв.м не принималось, противоречат фактическим обстоятельствам дела и опровергаются, в частности, сведениями государственного кадастрового учета, согласно которым эти участки поставлены на кадастровый учёт с указанием вида разрешённого использования - под строительство комплекса индивидуальных жилых домов.
Ссылка в жалобе на то, что предоставление земельного участка в аренду под индивидуальное жилищное строительство допускается только на основании заявления гражданина, в то время как предоставление вышеуказанных земельных участков инициировано юридическим лицом, выводов суда не опровергает, основана на неверном применении норм материального права, поскольку указанные участки по заявлению юридического лица отведены не для индивидуального жилищного строительства, а для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, что предусмотрено действующим законодательством.
Кроме того, указанные доводы жалобы, как и доводы о том, что КУМИ администрации города не имело законных оснований формировать земельные участки по заявлению ООО "Фитинг" в указанном месте, не могут быть приняты во внимание, поскольку законность решения органа местного самоуправления о формировании и отведении этих земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства не является предметом рассмотрения по данному делу.
Ссылка заявителя в жалобе на то, что судом не исследован вопрос о соблюдении порядка принятия решения по его заявлению, не может повлиять на правильность выводов суда, поскольку в обоснование своих требований Дерр Е.А. не ссылался на нарушение органом местного самоуправления установленного порядка принятия решения, как не указано на эти нарушения и в жалобе, а при установленных судом обстоятельствах отказ заявителю в предоставлении земельного участка не нарушает его прав. Кроме того, как следует из материалов дела, заявление Дерр Е.А. о предоставлении земельного участка было рассмотрено в установленном порядке и по результатам рассмотрения заявитель уведомлен об отказе в предоставлении земельного участка в письменной форме председателем КУМИ города Киселевска, что соответствует требованиям Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по выдаче решений о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Киселевского городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, утвержденного Постановлением администрации г. Киселевска от 30.11.2010г. N 127.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что судом правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, подлежащий применению к разрешению спорных правоотношений, выводы суда обоснованны, соответствуют установленным обстоятельствам дела и требованиям закона.
С учетом изложенного оснований для отмены законного и обоснованного решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 21 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Шалагина О.В.
Судьи: Быкова С.В.
Евтифеева О.Э.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.